- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов участия Королевских ВВС Австралии в борьбе с исламистами в Ираке и Сирии

Как известно, в операциях по борьбе с исламистами на территории Ирака и Сирийской Арабской Республики  принимают участия авиационные подразделения ВВС  стран-членов НАТО, которые действуют с нескольких авиационных баз, расположенных на территории государств Аравийского полуострова. Поскольку финансовые возможности ВВС стран западной коалиции достаточно ограничены, то они в основном дислоцируют отдельные и наиболее готовые эскадрильи оперативно-тактической авиации, самолеты заправщики или тяжелые транспортные самолеты, способные доставлять грузы массой более 40 тонн с европейского континента на Ближний Восток.

Кроме ВВС стран-членов НАТО официальный Вашингтон привлек и другие страны, в частности Австралию, поскольку на территории этого государства находится несколько значимых военных объектов, которые необходимы американским военным и специальным службам для ведения разведки, сбора данных и наблюдения за ситуацией на Ближнем Востоке.

Достоверно известно, что эскадрильи истребителей F/A-18 Super Hornet ВВС Австралии принимали участие в операциях ВС США в Исламской Республике Афганистан и оказывали поддержку отрядам и группам сил специального назначения национальных ВС в ходе борьбы с движением «Талибан». Благодаря участию в афганской кампании пилоты оперативно-тактической авиации Королевских ВВС Австралии получили реальный боевой опыт, который практически невозможно оценить в денежном выражении.

Как уже было сказано выше, американские военные привлекли австралийских партнеров к выполнению разведывательных и наблюдательных задач в Сирийской Арабской Республике. Командование Королевских ВВС Австралии определило масштаб участия, а именно в разведывательных операциях в воздушном пространстве Сирии и Ирака в рамках долгосрочной «Операции ОКРА» (начата в сентябре 2014 г. и продолжается до настоящего времени) принимают участие (на ротационной основе) пары самолетов дальнего радиолокационного дозора и наведения (ДРДиН) E-7 Wedgetail.

Представляется возможным указать основные тактико-технические характеристики самолета ДРДиН Е-7 Wedgetail :

– длина: 33,63 м;

– размах крыла: 35,8 м;

– высота: 12,5 м

– масса номинальная: 38006 кг (по другим данным 46606);

– максимальная взлетная масса: 60330 (по другим данным 77654) кг;

– максимально разрешенная масса для посадки: 58060 кг;

– максимальная масса полезной нагрузки: 19830 кг;

– максимальная дальность полета: 6482 км;

– максимальная дальность полета с двумя дозаправками: 11112 км;

– боевой радиус: 2935 км;

– практический потолок 12500 м.

Два турбовентиляторных двигателя  CFM56-7B72A  мощностью 12041 кгс/см.кв. обеспечивают самолету максимальную скорость 853 км/ч и возможность выполнения полета без дозаправки в течение 10 часов. При одной дозаправке Е-7 может выполнять полет на протяжении 14,3 часов, а при двух дозаправках максимальная продолжительность боевого дежурства может достигать 16,6 часов (фактическая продолжительность полетов в воздушном пространстве Сирии и Ирака).

Следует отметить, что рассматриваемый самолет ДРДиН сотрудники корпорации «Боинг» начали разрабатывать в интересах Королевских ВВС Австралии еще в 1999 г., после того как выиграли тендер в роли основного исполнителя программы ВВС-5077. С австралийской стороны в процессе разработки и строительства самолетов принимали участие около 10 компаний, специализирующихся на разработке специального бортового радиоэлектронного оборудования и комплектующих.

Согласно проектной документации основой для Е-7 послужил пассажирский самолет «Боинг-737-700» IGW (Increased Gross Weight), внутренний каркас которого был усилен для установки радиолокационной станции типа MESA. Следует отметить, что конструкторы американской компании Raytheon проверили аэродинамические свойства основной антенны в течение 600 часов испытаний, что позволило им максимально снизить воздушное сопротивление и установить предельные перегрузки.

Кроме того, американские специалисты установили дополнительные плоскости в нижней хвостовой части самолета, что повысило устойчивость машины при совершении маневров в горизонтальной плоскости и заходе на посадку.

Экипаж составлен из командира и двух вторых пилотов, командира разведывательной группы, двух старших разведчиков, офицера систем связи, двух офицеров – операторов боевых постов систем радиоэлектронной борьбы и четырех офицеров-операторов постов радиолокационной и радиотехнической разведки.  По данным китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», конструкторы корпорации «Боинг» предусмотрели вероятность ведения продолжительных разведывательных полетов и разместили отсек для отдых четырех офицеров разведывательной группы, отсек для совещаний на четыре посадочных места, а также установили кухню, душевую и санузел.

По данным китайских источников, самолеты ДРДиН Е-7 оснащены РЛС с фазированными антенными решетками, работающими в L-диапазоне (1200-1400 МГЦ), которые позволяют одновременно обнаруживать до 3000 воздушных целей.

Максимальная дальность обнаружения цели и опознавания в режиме «свой-чужой» может достигать 555 км, тогда как устойчивое принятие цели на автоматическое сопровождение (до 180 целей) возможно уже на дальности 350 км. Вычислительный комплекс позволяет наводить до 24 управляемых ракеты типа «воздух-воздух». Следует отметить, что бортовой компьютер РЛС позволяет полностью обновлять  данные о воздушной обстановке на всех боевых постах каждые 10 секунд, однако благодаря возможности распределения секторов между операторами, обновление данных происходит каждые 4 секунды.

При таких показателях четыре самолета ДРДиН типа Е-7 Wedgetail могут осуществлять патрулирование воздушного пространства вдоль восточной границы Сирии без риска внезапного перехвата истребителями ВКС РФ.  Китайские специалисты указывают, что бортовой комплекс радиотехнической разведки данного самолета позволяет обнаруживать сигналы наземных и авиационных РЛС вероятного противника на дальности до 850 (по другим данным до 600) км.

Австралийские военные отмечают, что «Операция ОКРА» позволила получить бесценный опыт ведения разведки в сложных электромагнитных и погодных условиях, а кроме того, послужила проверкой выносливости летных экипажей и офицеров разведки, которые выполняли свои должностные обязанности в течение 16,6 часов. Конечно, подобные продолжительные вылеты сказываются на психофизиологических возможностях личного состава разведывательных эскадрилий  КВВС Австралии и по оценкам иностранных военных специалистов, для обеспечения адекватного уровня безопасности несения службы необходимо двукратно увеличивать количество экипажей, поскольку средняя продолжительность боевого дежурства (подготовка к вылету, полет и передача рапортов после возвращения) составляет около 19 часов.

По словам представителей Королевских ВВС Австралии, они получили возможность многократно отработать процедуры дозаправки от воздушных танкеров ВВС США – КС-10, КС-135.  Австралийские военные отмечают, что благодаря большой продолжительности полета и уменьшенному расходу топлива их самолеты и экипажи привлекались к ведению разведки в воздушном пространстве Сирии с максимальной частотой.

Кроме того, «Операция ОКРА» позволила австралийским военным ознакомится с бортовой аппаратурой аналогичных самолетов ВВС США Е-3 Sentry и их возможностями по взаимодействию с разведывательно-ударными беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Raptor, которые американские военные на регулярной основе используют для разведывательных и ударных миссий в Сирии, Ираке и Йемене. Фактически, сирийский вооруженный конфликт стал «лакмусовой бумагой» для проверки возможностей техники и личного состава КВВС Австралии.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным отметить интерес китайских наблюдателей к самолетам Е-7 Wedgetail, поскольку данные самолеты стоят на вооружении ВВС Турецкой Республики – страны, которая играет одну из ключевых ролей в сирийском конфликте. В этой связи китайские специалисты отмечают, что турецкие военные вполне успешно используют свои Е-7 для сбора стратегической и тактической информации о деятельности сирийских и российских военных.