- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане и Южном Судане: декабрь 2018 г.

16 декабря президент Судана Омар аль-Башир нанес краткий визит в Дамаск, где он встретился со своим сирийским коллегой Башаром Асадом. Это был первый визит главы Судана в Сирию со времени начала сирийского конфликта в 2011  г. В ходе визита в Дамаск О.аль-Башир выразил надежду на «скорейшее возвращение Сирии на международную арену и отсутствие какого-либо иностранного вмешательства в ее внутренние дела».

19 декабря в трех городах Судана стартовали массовые выступления населения, которые впоследствии захлестнули страну. Участники шествий – главным образом студенты — протестовали против 3-хкратного повышения цен на хлеб – с 1 суданского фунта (2 евроцента) до 3. В некоторых регионах цена хлеба выросла в 5 раз. Манифестации прошли в городах Порт-Судан (основной порт страны в 1000 км к востоку от Хартума), Атбра (400 км к востоку от Хартума) и Нхуд (500 км к западу от Хартума). В Атбре участники шествия подожгли здание местного отделения правящей Партии национального конгресса (ПНК), после чего в этом городе был введен комендантский час.

Случайно или нет, именно 19 декабря в Судан вернулся после почти годичного отсутствия главный лидер оппозиции, бывший премьер-министр Садек аль-Махди. До этого в течение года он жил в Египте и Великобритании.

С.аль-Махди считается первым демократически избранным премьером Судана. Он был отстранен от власти в 1989 г. в результате военного переворота, который возглавил тогда генерал О.аль-Башир.

С.аль-Махди возглавляет одну из крупнейших партий Судана – «Аль-Умма», а также ее религиозную ветвь – секту «Аль-Ансар».

В апреле 2018 г. прокурор по делам о безопасности Судана обвинил С.аль-Махди в сотрудничестве с суданскими повстанцами с целью свержения режима О.аль-Башира.

20 декабря манифестации протеста продолжились в ряде городов Судана. Они охватили города Хартум, Омдурман, Аль-Гадареф, Донгала. В двух последних участники выступлений подожгли здания местных отделений ПНК. В Аль-Гадарефе в ходе столкновений с полицией погибли 6 участников акции, 15 человек получили ранения, в городе Атбара погибли 2. Тревожный для режима сигнал – среди убитых в Аль-Гадарефе двое были военнослужащими в гражданской одежде.

Поскольку полицейские явно не справлялись с подавлением протестных акций, 21 декабря в Хартум и другие основные города страны были введены войска, взявшие под охрану правительственные учреждения и банки. Несмотря на эту меру и то, что 21 декабря было пятницей, в тот день после завершения пятничной молитвы манифестации протеста прошли в Хартуме и его городе – спутнике Омдурмане. Они начались от мечетей, контролируемых сторонниками секты «Аль-Ансар». В тот же день министерство образования Судана объявило о закрытии школ и других учебных заведений в Хартуме начиная с воскресенья 23 декабря. В городе Рабак (штат Голубой Нил) 21 декабря участники акции протеста подожгли здание местного отделения ПНК.

22 декабря С.аль-Махди заявил, что при подавлении акций протеста, начавшихся 19 декабря, в стране погибли в общей сложности 22 человека. «Международная амнистия» со своей стороны насчитала 37 убитых. Суданские власти 27 декабря сообщили о 19 погибших начиная с 19 декабря. Среди них – двое сотрудников сил безопасности.

В последующем манифестации протеста проходили в крупнейших городах Судана практически ежедневно, несмотря на то, что 23 декабря были арестованы лидер – Фарук Абу Аисса — и 14 активистов оппозиционного альянса «Силы национального согласия».

23 декабря в МИД Судана был вызван посол Кувейта после того, как эмират призвал своих подданных покинуть Хартум.

24 декабря в ряде отраслей Судана началась забастовка. Первыми к этому движению присоединились учреждения здравоохранения. Основными требованиями этого движения были немедленная отставка президента и формирование переходного правительства. Тогда же представитель ПНК Ибрагим ас-Садик обвинил «левые партии, которые хотят дестабилизировать государственный аппарат», а также Израиль в том, что они якобы стояли за манифестациями протеста.

Поняв, что надо что-то делать, 24 декабря, на шестой день протестных выступлений – самых массовых за 30 лет существования режима, О.аль-Башир пообещал суданцам «настоящие реформы». Это обещание прозвучало на состоявшейся в Хартуме встрече главы государства с руководителями служб безопасности и разведки. «Я призываю суданцев не верить тому, что говорят лидеры оппозиции», — сказал О.аль-Башир.

25 декабря свое истинное лицо показали и те страны, которые могли стоять за выступлениями оппозиции. В тот день США, Великобритания, Норвегия и Канада заявили, что «обеспокоены» насилием в Судане. Они «подтвердили право народа Судана на мирные манифестации». Они же призвали Хартум не стрелять по манифестантам, отказаться от практики внесудебных заключений и цензуры прессы.  Стоит напомнить, что ранее эти же страны фактически привели к расколу Судана.

Со своей стороны официальный Каир выразил свою поддержку Хартуму. Глава МИД Египта Самех Шукри и глава египетской разведки Аббас Камель 27 декабря побывали в Хартуме, где провели переговоры с О.аль-Баширом и некоторыми другими представителями суданского руководства.

29 декабря в Хартуме было объявлено об аресте 10 боевиков одной из дарфурских группировок повстанцев, которые намеревались усугубить ситуацию убийством нескольких участников антиправительственных манифестаций. По данным суданских властей, речь шла о группировке Суданская освободительная армия (фракция Абдель Вахида Мухаммеда ан-Нура). Данная группировка со своей стороны немедленно опровергла эту информацию. «Мы противостоим режиму в зонах конфликта, но мы никогда не использовали оружие к городах», — заявил «сам» Ан-Нур.

30 декабря глава Судана О.аль-Башир призвал полицейских воздерживаться от чрезмерного применения силы при действиях против манифестантов. Одновременно он заявил, что «мы не хотим, чтобы Судан пошел по пути других стран региона», пожавших плоды «арабской весны». «Мы не позволим, чтобы наши граждане стали беженцами», — утверждал президент Судана.

 

3 декабря руководители трех структур ООН в совместном заявлении осудили сексуальные насилия, которым в течение двух предыдущих недель  подверглись свыше 150 женщин и девочек в Южном Судане со стороны вооруженных лиц, в том числе в форме национальной армии. Они потребовали от властей этой страны публично осудить происшедшее, а также чтобы виновные в данных преступлениях предстали перед судом. Они также потребовали от сторон южносуданского конфликта соблюдать международно принятые гуманитарные нормы в отношении гражданского населения. Все указанные случаи насилия были зафиксированы в районе Бенти.

7 декабря представитель комиссии ООН по правам человека Барни Афако по итогам визита в Южный Судан заявил, что несмотря на подписание мирного соглашения в сентябре 2018 г. стороны южносуданского конфликта продолжают рекрутировать новых бойцов в свои формирования. Одно из положений мирного соглашения предусматривает, что стороны конфликта должны отказаться от набора новых бойцов. По оценкам наблюдателей, у этого явления могут быть два побудительных мотива. Во-первых, стороны конфликта могут готовиться к возобновлению боевых действий. Во-вторых, они заинтересованы в раздувании численности своих формирований с тем, чтобы при их возможной демобилизации получить более высокие денежные компенсации.

14 декабря США объявили о введении санкций в отношении трех физических лиц, в том числе отставного израильского генерала Исраэля Зива, и шести компаний, обвиняемых в поставках оружия в Южный Судан. И.Зив возглавляет консалтинговую компанию Global CST. По американским данным, он использовал одну из сельскохозяйственных компаний «в качестве прикрытия для поставки властям Южного Судана оружия на сумму порядка 150 млн долларов». В номенклатуре поставок значились, в частности, стрелковое оружие, гранатометы и противотанковые управляемые ракеты.

Еще одно лицо, попавшее под санкции – зять президента Южного Судана Сальвы Киира – Грегори Васили. Он обвиняется в содействии клановым насильственным действиям в штате Гогриаль, в котором он занимал пост губернатора в 2017г.

Бизнесмен Обак Уильям Олаво обвиняется в организации незаконных закупок оружия для южносуданской армии.

Режим санкций предусматривает изъятие средств указанных лиц, находящихся на счетах в банках США, а также запрет на осуществление финансовых сделок с ними и возглавляемыми ими компаниями.

В целом, по итогам декабря 2018 г. очевидно стремление некоторых западных стран свергнуть режим О.аль-Башира по сценарию, опробованному в других арабских странах. В этой связи, исходя из логики конфронтации, которой следует Россия в отношениях с Западом, с одной стороны, можно было бы поддержать существующий режим. Но стоит ли делать это, памятуя о 300 тысячах погибших в одном только конфликте в Дарфуре? Зачем уподобляться тем же США, которые несмотря ни на что, поддерживают, например Саудовскую Аравию?