- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов процесса развития истребительно-бомбардировочной авиации ВВС Израиля

Как известно, ВВС Израиля принимают активное участие практически в любых операциях по борьбе с угрозами национальной безопасности, которые представляют действия отрядов боевиков «Хизбаллы» или ХАМАСа, получающих поддержку и снабжение из Исламской Республики Иран. Одним из основных типов самолетов, применяемых израильскими военными являются истребители-бомбардировщики F-15 Eagle, которые оснащают различными управляемыми боеприпасами (американского и израильского производства), а также контейнерными системами радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки, позволяющими своевременно обнаруживать излучение радиолокационных станций зенитно-ракетных систем ПВО вероятного противника.

По данным китайских обозревателей, истребители-бомбардировщики F-15 ВВС Израиля на регулярной основе участвуют в ударных миссиях и это обусловлено грузоподъемностью данного тяжелого двухдвигательного самолета, который был принят на вооружение для замены устаревших F-4 Phantom и адекватного противостояния с истребителями МиГ-23 и истребителями-перехватчиками МиГ-25, стоявшими на вооружении ВВС Сирийской Арабской Республики. Следует отметить, что в начале 70-х гг. прошлого столетия американские производители боевых самолетов предлагали израильским военным выбрать из двух моделей, а именно F-14 Tomcat и F-15 Eagle.

Первый самолет позволил ВМС США сформировать основу истребительной палубной авиации, тогда как производство второго было начато в Северной Америке только в 1972 г. Дополнительным аргументом в пользу приобретения F-14 являлась управляемая ракета класса «воздух-воздух» большой дальности AIM-54 Phoenix, которая позволяла уверенно поражать воздушные цели различных типов за счет радиолокационной головной части наведения.

Следует отметить, что производство данной ракеты давно прекращено в США, однако иранские специалисты смогли скопировать ее и организовать серийное производство данного авиационного боеприпаса под обозначением Fakour-90 (максимальная дальность пуска 220 км).

Как сообщают китайские обозреватели, после нескольких пробных полетов израильские военные приняли решение о приобретении истребителей-бомбардировщиков F-15 «Eagle», и на это повлияли меньшая стоимость двигателей, меньший расход топлива, а также меньший объем затрат на ремонт и обслуживание силовых установок. В этой связи следует отметить, что американские военные хотя и продолжают эксплуатировать F-15 Eagle, однако среди технического персонала данный истребитель-бомбардировщик получил прозвище «Королева ангара» — за счет продолжительного нахождения в ремонте.

Кроме того, израильских военных привлекла простота и надежность конструкции крыла F-15 Eagle, которые было выполнено фиксированным, тогда как у F-14 Tomcat несущие крылья были оснащены механизмом изменения угла стреловидности. Технические специалисты ВВС Израиля на момент принятии решения высказывали серьезные сомнения по поводу надежности данного узла.

Как известно, предприятия ОПК США на тот период времени сохраняли контакты с Исламской Республикой Иран и по этой причине смогли продать невостребованные ВВС Израиля 80 истребителей F-14 иранским военным, которые до сих пор эпизодически эксплуатируют данные летательные аппараты.

По данным китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», ВВС Израиля подписали контракт на 25 истребителей-бомбардировщиков F-15 в модификациях А и В, однако первая группа самолетов в количестве 4 единиц прибыла на авиационную базу «Тель-Нов» только 10 декабря 1976 г. где была передана в распоряжение пилотов 133-й эскадрильи Twin Tail Knights.

Данные самолеты на протяжении последующего года служили в качестве учебно-тренировочных машин для подготовки строевых летчиков, которые, в последствии получили в распоряжение 17 одноместных F-15A. Спустя полтора – 27 июня 1979 г. пилоты данного подразделения столкнулись с истребителями МиГ-21 ВВС Сирии в воздушном пространстве Ливана и достаточно успешно применили управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух» (ВВ) под обозначением «Питон-3», которые позволили сбить три самолета противника.  Кроме того, для борьбы с самолетами советского производства пилоты ВВС Израиля систематически применяли УР «Спэрроу»

В дальнейшем, пилоты F-15A действовали под управлением самолетов дальнего радиолокационного дозора и наведения и выступали в качестве высотного сопровождения/прикрытия для таких боевых самолетов, как истребители F-4E, штурмовики А-4 Sky Hawk, так и тактических разведчиков RF-4E.

Первые два типа самолетов традиционно выполняли прорыв линии радиолокационного наблюдении на малых и сверхмалых высотах с последующим уничтожением объектов ПВО Сирии, а RF-4E применяли как приманку, на которую реагировала система ПВО и сирийские истребители-перехватчики МиГ-25. Тактический прием и схема построения истребителей-бомбардировщиков F-15 и легких истребителей F-16 на большой высоте получил условное обозначение «Стена орлов».

В период с 1982 по 1985 г.  ВВС Израиля получили из США еще 18 истребителей F-15C и 8 боевых машин в модификации F-15D, которые были поставлены на вооружение 106-й эскадрильи Spearhead, дислоцируемой на АвБ «Тель-Нов».  В рамках третьей поставки рассматриваемых истребителей-бомбардировщиков (в 1991-1992 гг.) ВВС Израиля получили 9 самолетов в модификации F-15A, 5 самолетов F-15B и еще 5 машин модификации F-15D, что позволило восполнить потери двух эскадрилий, основными причинами которых стали летные происшествия и технические отказы во время учебно-тренировочных полетов над территорией еврейского государства.

Китайские специалисты отмечают, что согласно квалификационных требований ВВС Израиля, пилоты истребителей-бомбардировщиков должны  вести высотный воздушный бой и выполнять прицельное бомбометание с больших высот с использованием традиционных осколочно-фугасных авиационных боеприпасов. В середине 80-х гг. прошлого столетия для ведения воздушного боя F-15 традиционно оснащают 4 УР ВВ средней дальности AIM-9J и 4 УР ВВ малой дальности AIM-7E2/F (обе модели боеприпасов американского производства).

При  выполнении ударных задач на самолет устанавливали контейнерные системы РЭБ американского производства AN/ALQ-119 или AN/ALQ-131 (на внешнюю точку подвески №5) и аналогичную систему израильского производства под обозначением EL/L-8212/22 (пр-во компании IAI Elta, на внешнюю точку подвески №3).

Следующий этап развития оперативно-тактической авиации ВВС Израиля связан с появлением в 1988 г. новой модификации истребителя-бомбардировщика под обозначением F-15E Strike Eagle. Однако, американские оружейники не спешили поставлять новые самолеты ВВС Израиля и именно продолжительные переговоры (в течение 6 лет) привели к тому, что специалисты предприятий ОПК еврейского государства в инициативном порядке провели несколько НИОКР  (в рамках программы Advanced Eagle) по модернизации навигационного оборудования, а именно: установили новые многофункциональные дисплеи, модернизировали нашлемные прицельные устройства, внедрили модули системы глобального позиционирования и цифровой передачи данных. Данные работы были окончены только в 2004 г. и самолеты, прошедшие модернизацию в рамках указанной программы до сих пор остаются в строю.

Как известно, в 1994 г. израильские военные все-таки заключили контракт на поставку 25 самолетов F-15E (поставлены на вооружение 69-й эскадрильи Hammers, АвБ «Хацерим»), которым, в последствии было присвоено обозначение F-15I. Основные отличия самолетов ВВС Израиля это антенна системы глобального позиционирования GPS, установленная за кабиной пилота, а также отсутствие подвесных контейнеров с системами AN/ALQ-128 (предупреждение о ракетном обстреле) и AN/ALQ-135 (РЭБ).

По данным китайского источника, истребители-бомбардировщики F-15I ВВС Израиля оснащают многофункциональными РЛС AN/APG-70, которые позволяют обнаруживать воздушную цель на дальности 160 км. Кроме того, данная станция в режиме синтезированной апертуры позволяет обнаруживать наземные цели на значительном удалении.

Возможности по борьбе с наземными объектами вероятного противника расширены за счет подвесного контейнера с навигационным комплексом AN/AAQ-13 и подвесной контейнерной системой целеуказания AN/AAQ-14.  Предприятия ОПК Израиля  поставляют для данных самолетов усовершенствованные нашлемные прицелы, системы шифрованной связи и цифровой передачи данных.

В номенклатуру боеприпасов для F-15I входят УР ВВ малой дальности «Питон-4» и средней дальности AIM-120, оперенные осколочно-фугасные бомбы GBU-32 типа JDAM, бетонобойные бомбы с лазерным наведением GBU-28 типа Paveway.

Подводя итог вышесказанному, китайские специалисты отмечают, что 133-я и 106-я эскадрильи ВВС Израиля, укомплектованные самолетами первых модификаций, остаются основной ударной силой в любых региональных конфликтах. В свою очередь, 69-я эскадрилья  это подразделение для дальних авиационных ударов в любых метеоусловиях.

В дополнение необходимо сказать, что израильские военные проявляют серьезную заинтересованность в приобретении новых истребителей-бомбардировщиков в модификации F-15X (разработка по проекту F-15 2040), поскольку эти самолеты классической конструкции обладают значительной грузоподъемностью в сравнении с новейшими и более дорогими малозаметными  истребителями F-35.