- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О намерении Израиля присоединиться к ЕАЭС

В ближайшем будущем ожидается подписание соглашения о свободной торговле между возглавляемым Россией Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и рядом стран – Израилем, Сингапуром, Индией, Египтом и Ираном. Об этом заявил первый заместитель министра промышленности и торговли России Сергей Цыб. По его словам, государства-члены ВТО в настоящее время используют более 7500 нетарифных мер, таких как квоты, лицензии, ограничения и эмбарго в отношении промышленных товаров, поэтому было бы весьма продуктивно продвигаться к заключению соглашений о зоне свободной торговли. По словам чиновника, «в такой сложной и очень чувствительной ситуации на мировых рынках, это предоставит возможность для продвижения российских экспортных инициатив»[i] [1].

ЕАЭС, основанный на Таможенном союзе России, Казахстана и Беларуси и Единого экономического пространства был создан в 2015 году. Позднее к нему присоединились Армения и Кыргызстан. В 2016 году Вьетнам официально стал первой нерегиональной страной, присоединившейся к ЕАЭС. Союз призван обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами-членами.  Заинтересованность в соглашении о свободной торговле с ЕАЭС выразили более 40 стран и международных организаций, включая Израиль, Китай и Индонезию, а также некоторые страны Южной Америки. ЕАЭС также провел переговоры с Южной Кореей, Египтом и Индией. В прошлом году Иран подписал с ЕАЭС временное соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ), а полноценное соглашение ожидается в течение трех лет. Это первый этап по формированию постоянной ЗСТ. Он предусматривает снижение или обнуление ввозных таможенных пошлин на ряд товаров. Соглашение позволит значительно увеличить объемы взаимной торговли, которая за прошлый год составила 2,7 млрд долларов[ii] [2].

Что касается Израиля, то в настоящее время в израильских СМИ этот вопрос не освещается вовсе или в виде кратких заметок, как в данном случае, в ответ на заявление С.Цыба. Периодически в российских СМИ сообщали о переговорах с Израилем по присоединению к зоне свободной торговли ЕАЭС. В ноябре 2018 года директор евразийского отдела МИД Израиля Яков Ливне заявил, что «переговоры продвигаются хорошо», «особых проблем там нет», но «есть много технической работы». Отметим, что лидеры стран-членов ЕАЭС решили начать переговоры с правительством Израиля в октябре 2015 года. Согласование проекта соглашения о свободной торговле с Израилем планировалось к концу 2016 года.

На прошлой неделе посол России в Израиле Анатолий Викторов в интервью ТАСС сообщил, что «23–24 апреля 2018 года в Москве состоялся первый раунд переговоров государств-членов ЕАЭС и Израиля о заключении соглашения о свободной торговле. Стороны согласовали структуру соглашения, обсудили предложения по взаимному доступу к рынкам, упрощению процедур торговли, применению защитных, санитарных и фитосанитарных мер, а также механизмов технического регулирования». Второй раунд прошел в Израиле 8–11 октября 2018 года. Состоялось предметное обсуждение основных разделов проекта соглашения. Проведение третьего раунда переговоров запланировано на конец февраля – начало марта 2019 года на территории одного из государств-членов ЕАЭС. Сроки подписания документа не определены. Тем временем, по словам российского дипломата, «за январь–ноябрь 2018 года товарооборот между Россией и Израилем вырос на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, составив порядка 2,5 млрд долларов». Израиль занимает 41-е место среди внешнеторговых партнеров России. Задача на ближайшую перспективу – выйти на уровень товарооборота свыше 3 млрд долларов в год. К перспективным направлениям торгово-экономического сотрудничества относятся проекты создания продовольственных кластеров на территории РФ с применением израильских технологий, а также перевода промышленных объектов и транспортных средств на территории Израиля на газомоторное топливо с использованием российских технологий. В 2018 году в Иерусалиме было проведено 15-е заседание смешанной российско-израильской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Следующее заседание запланировано на осень 2019 года в Москве. А.Викторов отметил, что, несмотря на сильное внешнее давление, Израиль не пошел на поводу у Запада во главе с США и не ввел экономические санкции против России[iii] [3].

Начиная с 2015 года израильские эксперты оценивали перспективы присоединения Израиля к ЕАЭС. Одни приходили к выводу, что это приведет к увеличению товарооборота на 6–8% и расширению инвестиционного и технологического сотрудничества, в то время как другие оценивали ситуацию под другим углом зрения[iv] [4].

В 2016 году ведущий эксперт одной из главных израильских аналитических центров – Института исследования национальной безопасности Тель-Авивского университета (INSS) – Цви Маген (бывший посол на Украине и в России), а также Сара Файнберг и Вера Михлин-Шапир буквально «трубили в шофар»[v] [5] по поводу политической изоляции России и ее тяжелейшего экономического положения в результате введенных Западом экономических санкций. В сборнике  статей «Стратегические оценки» эксперты писали о том, что «с начала украинского кризиса Россия столкнулась с рядом новых вызовов, как на внутренней, так и на международной арене». В результате «агрессии на Украине» (Путин аннексировал Крым с целью создания плацдарма для давления на Запад и Украину, без которой, «что глубоко укоренилось в российском сознании», Россия перестает быть империей) Россия находится в изоляции и под политическим давлением, а также страдает от экономических санкций, введенных Соединенными Штатами и Европой. «Посредством создания кризисов, Москва стремится положить конец политической изоляции и экономическим санкциям и изменить баланс в российско-западных отношениях в свою пользу, как на Ближнем Востоке, так и в Восточной Европе. Тем не менее, несмотря на все усилия расширить создаваемые ею кризисы, России не удалось ослабить направленное на нее политическое и экономическое давление со стороны Запада». «Конец эпохи российской империи после распада Советского Союза стал травмой для российской внешней политики. Президент России Владимир Путин убежден в том, что Россия должна вернуться на международную арену в качестве лидера в формировании международного порядка, конкурируя с Западом за контроль и влияние в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Именно в этом контексте В.Путин принял евразийскую идеологию как систематическую доктрину, которая рассматривает Россию как цивилизацию, соединяющую Восток и Запад. Тем самым реализуется неоимперский подход, который направлен на защиту интересов России на территориях бывшего СССР, одновременно брошен вызов США и их союзникам в различных областях». «Параллельно с ведением региональной борьбы [в Грузии, Сирии и на Украине], – продолжают израильские эксперты, – Россия пытается создать альтернативную сеть альянсов. С этой целью президент Путин создал ряд рамочных объединений, которые конкурируют с европейскими. В первую очередь – это Евразийский союз в составе Казахстана, Беларуси и Армении, который формирует регион свободной торговли и таможенного союза»[vi] [6].

В 2018 году на сайте другого израильского аналитического центра – Центра стратегических исследований Бегин-Садат Бар-Иланского университета – в статье под названием «Евразийское разъединение России» говорится о том, что «Евразийский союз [ЕАЭС] зашел в тупик. Он значительно отстает от других крупных объединений на евразийском континенте в плане общего экономического и политического влияния и будет по-прежнему сталкиваться с серьезной геополитической конкуренцией со стороны ЕС». На протяжении веков Россия придерживалась императива, который заключался в неизменной необходимости создания буферных государств вдоль своих западных и южных границ для предотвращения европейского влияния. Именно этот российский геополитический императив отражает создание ЕАЭС. Создание Союза (несмотря на экономические соображения, лежащие в основе этого шага) было в значительной степени направлено на повышение способности России контролировать ситуацию и усиливать свое влияние на Беларусь, Казахстан, Армению и Кыргызстан. Помимо торговли, страны также обсуждают вопросы безопасности, военное взаимодействие и другие жизненно важные аспекты сотрудничества. Создание ЕАЭС обусловлено решением следующих задач (пусть даже не афишируемых: 1) создать противовес ЕС и его экспансии в восточную Европу и 2) установить равного партнера для Китая в рамках его инициативы «Один пояс – один путь», которая была выдвинута в 2013 году. ЕАЭС имеет несколько стратегических преимуществ. Общее население стран-членов насчитывает почти 179 млн человек, а совокупный ВВП приближается к 1,9 трлн долларов (хотя это намного меньше, чем в том же ЕС или в проекте «Один пояс – один путь»). Еще одним преимуществом является размер и границы ЕАЭС, которые почти соответствуют границам бывшего Советского Союза. Данный факт позволяет России проецировать свое влияние на всю эту территорию. Подобно НАТО на западе, Москва может потенциально использовать Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в качестве защиты от вызовов безопасности, исходящих из региона Центральной Азии или Южного Кавказа. Еще одним преимуществом является географическое измерение Евразийского союза – между двумя экономическими центрами Европы и Восточной Азии. Несколько основных экономических коридоров, посредством которых Китай стремится подключиться к европейскому рынку, проходят через Казахстан и юг России. Тем не менее, несмотря на ряд преимуществ, расширение ЕАЭС остановилось. На это есть несколько причин. «В 2015 году, вследствие агрессии на Украине Россия пережила спад, вызванный низкими ценами на нефть и санкциями. Российская экономика сократилась на 3,7% в 2015 году. Украина была потеряна, а вместе с ней ее богатый рынок и большое население». Российский экономический кризис оказал значительное побочное влияние на других членов ЕАЭС, ставя под угрозу общую жизнеспособность группировки. Это произошло потому, что на Россию приходится наибольшая доля экономического и демографического влияния в Союзе – 1,6 трлн долларов в ВВП и 143 млн граждан. Затем Украина, Молдова и Грузия подписали соглашения об ассоциации с ЕС. Азербайджан, Узбекистан и Таджикистан опасаются подавляющего экономического и военного доминирования России в Союзе. Более того, перед глазами государств Центральной Азии опыт Кыргызстана, экономика которого не очень хорошо себя чувствует с момента вступления в ЕАЭС. С учетом изложенного в статье делается вывод, что ЕАЭС продолжит позиционировать себя в качестве моста между Европой и Китаем, но будет сталкиваться с экономическими и политическими проблемами, стремясь зарегистрировать новых членов, даже несмотря на то, что нынешние государства-члены опасаются российского экономического и военного доминирования России»[vii] [7].

Как отметил посол России в Израиле А.Викторов, на еврейское государство оказывается сильное давление со стороны США и других стран Запада в отношении введения антироссийских санкций. Очевидно, что экономическими санкциями дело не ограничивается. В таких условиях израильскому руководству зачастую удается лавировать и проводить политику, соответствующую интересам государства. Представляется, что вопрос о заключении соглашения с ЕАЭС упирается не только в урегулирование «технических вопросов», но в сложный политический барьер, образованный вследствие союзнических отношений с США и текущих взаимоотношений с Россией в контексте иранской угрозы.

[i] [8]                      В возглавляемую Россией зону свободной торговли вскоре войдут еще 5 стран // RT. 09.02.2019. URL: https://www.rt.com/business/451039-russia-free-trade-zone/ [9] (на англ. яз.)

[ii] [10]                     ЕАЭС и Иран подписали временное соглашение о зоне свободной торговли// РИА. 17.05.2018. URL: https://ria.ru/20180517/1520730534.html

[iii] [11]                   Посол РФ в Израиле: Тель-Авив так и не признал вину за сбитый в Сирии Ил-20 // ТАСС. 07.02.2019. URL: https://tass.ru/interviews/6089984

[iv] [12]                    Новый дружественный Израилю союз открывает свои двери // The Jerusalem Post. 13.04.2016. URL: https://www.jpost.com/Opinion/A-new-Israel-friendly-economic-union-opens-its-doors-451175 [13] (на англ. яз.)

[v] [14]                     Шофар – еврейский ритуальный духовой инструмент, который в древние времена  использовался для созыва народа и сообщения о важных событиях, в том числе во время войны. В настоящее время в него трубят во время богослужения на Рош а-Шана (Новый год) и в др. случаях.

[vi] [15]                    Стратегическая оценка // INSS. Октябрь, 2016. URL: http://www.inss.org.il/he/wp-content/uploads/sites/2/systemfiles/adkan19-3ENG_3483200320.pdf [16] (на англ. яз.)

[vii] [17]                  Евразийское разъединение России // BESA Center. URL: 05.02.2018. URL: https://besacenter.org/perspectives-papers/russia-eurasian-economic-union/ [18] (на англ. яз.)