- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Сирия: о текущей ситуации в курдском вопросе

Заявление американского президента Дональда Трампа о выводе американских войск из Сирии обозначило новую расстановку сил в курдском сирийском вопросе. 28 декабря 2018 года сирийское информационное агентство «Сана» сообщило, что войска сирийской армии вошли в город Манбидж. Этому предшествовало заявление «Сил народной самообороны» (СНС, вооруженное крыло курдской сирийской партии «Демократической союз») о возможной передаче территорий северней Алеппо под контроль Вооруженных сил Сирии. В официальном заявлении СНС говорилось о том, что цель данного решения — «защита северных районов от турецкого вторжения». Напомним, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не раз обещал захватить Манбидж, если его не покинут курдские ополчения. По некоторым данным, введение сирийских войск активно обсуждалось по неофициальным каналам между сирийской, курдской и российской сторонами и стало отражением ориентации курдов на режим Б.Асада и Россию в разрешении конфликта с Турцией и обсуждении будущего курдского анклава.

В декабре 2018 года состоялся неофициальный визит делегации сирийских курдов в Москву. В ходе переговоров курдская сторона предложила России стать посредником в их переговорах с сирийским режимом и оказать влияние на Турцию, в частности, стать гарантом безопасности северных районов Сирии. По некоторым данным, курды предложили разработать проект новой конституции Сирии, которая бы закрепила особый статус Рожавы в составе единой Сирии и гарантировала честное и пропорциональное распределение экономических, финансовых и природных ресурсов внутри страны. Напомним, что до начала гражданской войны в Сирии курды были притесняемым меньшинством: безработица в Сирийском Курдистане достигала 60%, курды никогда не назначались на руководящие должности в местном административно-управленческом аппарате, в регионе не строились заводы, не сооружались промышленные предприятия. К 2008 году количество незарегистрированных и не имеющих сирийского гражданства лиц среди курдов достигло 300 тысяч человек.

Предложения курдов не стали новыми, однако несколько трансформировались под давлением новой расстановки сил в сирийском конфликте. Еще летом-осенью 2018 года  в ходе переговоров курдской делегации и официального Дамаска курды предлагали ввести принципиально новое общественно-государственное устройство в поствоенной Сирии, которое обозначили как «федеральная демократическая система». Ее суть заключалась в административной и политической децентрализации, отказе от принципов национального государства как системообразующего элемента. По мысли курдов, народы, входящие в состав Сирии, должны были самоуправляться на местах и иметь равный доступ к управленческому механизму. Фактически речь шла о широкой политической, экономической, культурной автономии курдов.  Курдские предложения тогда не нашли поддержки у сирийского режима, и переговорный процесс был приостановлен.

В связи с нависшей угрозой вторжения турецких войск и периодическими атаками все еще существующих отрядов «Исламского государства» (ИГ, организация запрещена в России) в курдских политической рядах наметились два позиции: сторонники первой заявляют о необходимости продолжения переговоров с Дамаском и выстраивания стабильного диалога с Москвой. Так, высокопоставленный представитель курдской сирийской партии «Демократический союз» Бадран Курд, который принимал участие в переговорах в Москве, заявил, что «курдская администрация будет продолжать работать над соглашением с Дамаском, даже если американцы будут выступать против». Сторонники второй резонно замечают, что приход Башара Асада в районы компактного проживания сирийских курдов будет означать конец автономному самоуправлению и децентрализации на местах.

В рамках данной дискуссии особое значение приобретает позиция России. На протяжении сирийской гражданской войны Россия отстаивала единую и неделимую Сирию. Между тем зимой 2017 года во время очередной астанинской встречи Москва передала на рассмотрение проект сирийской конституции с предложением сохранить страну как унитарное государство, но выделить в ее составе курдскую автономию. Тогда предложение не нашло поддержки у представителей сирийской делегации, но обозначило намерения России поддержать курдскую сторону. Сегодня позиция Москвы не претерпела значительной трансформации: Россия готова поддержать курдскую автономию в составе единой Сирии при условии полного разоружения курдских боевых формирований и их инкорпорации в Вооруженные силы Сирии.

Сами курды оценивают сложившуюся ситуацию как критическую. Так, сопредседатель Сирийского демократического совета Риад Дарар в интервью телеканалу «Аль-Арабия» заявил, что «политическое решение для сирийского конфликта и курдского вопроса не будет найдено в ближайшее время, так как главная проблема Сирии ещё не обнаружилась». Комиссар по иностранным делам партии «Демократический союз» Салих Муслим в качестве основной проблемы обозначил воинственную позицию Турции: «Турция будет контролировать регион посредством наземных атак и параллельно менять демографическую структуру в Северной Сирии. Они буду уничтожать курдов и селить сюда тех людей, которых захотят».