- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу об американской и турецкой позициях по покупке у России системы С-400

США и НАТО продолжают оказывать прессинг на Турцию по вопросу приобретения страной российских комплексов ПВО С-400, чья поставка неуклонно приближается. Этот прессинг заставляет турецких официальных лиц хоть и заявлять о своем суверенитете и о праве на подобные решения, однако, регулярно объясняться по поводу своей позиции. Очередные объяснения прозвучали от министра обороны Турции Хулуси Акара 15 — 16 февраля на Конференции по безопасности в Мюнхене.

Х.Акар принял участие в заседании в течение второго дня Конференции. Кроме того, Хулуси Акар встретился с исполняющим обязанности министра обороны США Патриком Шанаханом, специальным представителем США по Сирии Джеймсом Джеффри и с двенадцатью американскими сенаторами.

В ходе этой встречи Х.Акар заявил буквально следующее: «Нашей единственной целью являются террористы. Некоторые говорят о членах Рабочей партии Курдистана, как о курдах. Это является, в крайней степени, неверным. Террористы РПК не являются представителями наших курдских братьев. Не стоит забывать о том, что РПК и СНС («Силы народной самообороны» — И.С.) являются одним и тем же. С точки зрения безопасности наших границ и нашего народа, самым важным вопросом является устранение СНС из региона. Зона безопасности протяженностью в 440 км, которая будет сформирована к востоку от р. Евфрат вдоль границы не должна служить прибежищем для СНС и её безопасность должна обеспечиваться Турцией. (Сделка на покупку российских систем ПВО в этом смысле – И.С.) является не выбором, является вынужденной». Как подчеркнул министр обороны Х.Акар, Турция вынуждена обеспечивать свою защиту и подчеркнул, что контакты с союзниками по поводу поставок систем The Patriot и SAMP — T продолжаются. Процитируем турецкого министра: «Турция не отдалилась от Запада. Она продолжает исполнять все, без исключения, свои обязательства, в первую очередь, перед НАТО».

Это, как говорится, витрина отношений между США / НАТО и Турцией по поводу С-400 и поставок альтернативных систем. Однако, понять то, как диалог звучит в кулуарах чуть лучше, можно исходя из время от времени прорывающихся наружу скандалов.

Самым недавним по времени является тот, что нашел отражение в статье от 8 февраля 2019 года во влиятельном издании Haber Turk под заголовком «Срочно С-400» (ссылка: https://www.haberturk.com/acilen-s-400-2364364 [1]). Автором материала стал анкарский представитель издания Бюлент Айдемир, который и выступил с призывом к России о необходимости ускорить поставку систем в Турцию, находящуюся под имеющим мало прецедентов давлением со стороны США.

Автор статьи ссылается на состоявшуюся встречу в Анкаре между группой турецких журналистов и «высокопоставленным представителем США», который подчеркнул невозможность одновременной закупки и систем ПВО С-400 у России и систем The Patriot у США: «Если Турция приобретет С-400, то США остановит процесс приобретения Турцией «Пэтриотов»». При этом, как пишет Б.Айдемир, была добавлена и такая фраза: «Турции не следует выбирать тот путь, который не приведет к хорошим результатам». Эти фразы были расценены присутствующими турецкими представителями, как имеющие подтекст и угрожающие. При том, что, по сообщениям российской стороны, поставка российских систем намечена на осень 2019 года.

Впрочем, как пишет Б.Айдемир, в действиях Анкары на высшем уровне по вопросу приобретения и поставки С-400 не просматривается ни сомнений, ни шагов назад. Впрочем, автор посчитал необходимым напомнить турецкой публике о некоторых реалиях, связанных с отношениями Турции с Россией и с системами С-400. Перечислим их кратко:

  1. США, уходящие из Сирии, продолжают оказывать поддержку СНС / РПК. Центральное командование США (CENTCOM) с тем, чтобы продолжить оказание этой помощи, стремится ограничить возможности Турции в сфере воздушной обороны и не допустить её развития.
  2. Турция для того, чтобы продолжить операции по борьбе с терроризмом в Ираке и в Сирии, для того, чтобы спуститься в Сирии южнее, нужно расширить свои возможности по активному и эффективному использованию воздушного пространства. Это возможно осуществить только с помощью БПЛА вместе с С-400 со спутниковой поддержкой.
  3. Система С-400, которая размещается на подвижной платформе, сможет использоваться не только в границах Турции, но и быть перемещенной Вооруженными силами страны для поддержки своей деятельности, в том числе, в ходе трансграничных операций.
  4. То, что обеспечивает превосходство Турции по сравнению с террористическими организациями, прежде всего, с РПК – это потенциал ВВС и ПВО. Его следует наращивать. Система С-400 обеспечит гарантированное решение против оказания «электронного давления» на ВВС страны, против риска выведения их из строя.
  5. Достижение результата в сделке по С-400 и в ходе Астанинского процесса приведет к тому, что получит свое дальнейшее развитие сотрудничество (с Россией) в политической и военной сферах.

Далее автор приводит некоторые технические параметры систем и контуры сделок по С-400 и The Patriot (обсуждаются) и говорит о том, что в обеих вопросах американская сделка не идет ни в какое сравнение с российской.

С другой стороны границы, как пишет автор – в Сирии – системы С-300, поставленные Башару Асаду, активированы. Подготовлены расчеты для их применения. Как ожидается турецкой стороной, новая конфигурация систем С-300 заработает на полную мощность в марте месяце этого года, после чего Асад станет практически неуязвимым для атак извне. В то время как, согласно последним сведениям, в Сирию через погранпереход Semelka из Ирака проследовал американский конвой из 150 транспортов, включавших бронемашины, строительную технику, генераторы. Также, как сообщается, в составе конвоя были противотанковые ракетные комплексы TOW. Регионы нахождения американских военнослужащих и членов РПК / СНС прикрываются со спутников и с помощью реактивных систем залпового огня HIMARS.

На этом статья заканчивается, но и в статье и в телерепортаже ей посвященной, где автор выступил с пояснениями, Б.Айдемир выступает с призывами как можно быстрее завершить поставку по российско-турецкой сделке, для срыва которой США и НАТО предпринимаются все возможные и невозможные усилия и переходятся все границы принятого в международных отношениях.