- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления по оценкам спецслужб США теракта в столице Кении 15 января 2019 г.

Первые заключения американских спецслужб в отношении причин и обстоятельств нападения исламистов на гостиницу «Дусит» в столице Кении 15 января 2019 г. включают в себя следующие тезисы. Во-первых, отмечается, что ответственность за нападение на себя взяла связанная с «Аль-Каидой» (запрещена в России)  сомалийская группировка «Аш-Шабаб». Само нападение было осуществлено очень малыми силами (4 человека). При этом нападение осуществлялось по классической схеме действий исламистов. Сначала смертник подорвал себя у входа в одно из зданий. Он расчистил проход, после чего нападавшие укрылись в спортивном зале одного из корпусов комплекса и заняли оборону. Операция по освобождению заложников длилась очень долго (почти 20 часов после начала атаки). Жертвами теракта, по последним данным, стал 21 человек, более 700 были эвакуированы. Все это говорит о недостаточном уровне подготовки местных служб безопасности. Во-вторых, это нападение не следует полагать как признак силы сомалийского движения. По оценке американцев, лидеры «Аш-Шабаб» опасаются, что их недавние неудачи на местах в центре и на юге Сомали могут сыграть на руку сомалийскому отделению «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России)), которое находится в Пунтленде на севере страны. Нападение в Найроби должно помочь им получить финансирование от «Аль-Каиды» на фоне растущей конкуренции между вооруженными исламистскими группировками в регионе. То есть, по данным американцев, серия ударов беспилотных летательных аппаратов Африканского командования США (AFRICOM), большинство из которых были запущены из Джибути, в последние месяцы значительно ослабили «Аш-Шабаб» в центре и на юге Сомали. Эти рейды становятся все более целенаправленными, главным образом благодаря улучшению сотрудничества между разведывательными службами США, Кении, Эфиопии и Джибути. Такая активность вынуждает молодое поколение командиров «Аш-Шабаб» ( в возрасте от 30 до 40 лет, многие из которых родились за пределами Сомали и сумели дистанцировать ветеранов движения 1990-х годов со стратегических постов в руководстве) проводить резонансные операции, имеющие большое символическое значение для самоутверждения. Их цель — завоевать симпатии лидеров «Аль-Каиды», которые их финансируют, и привлечь новых сомалийских новобранцев (которые уже пополняют ряды «Аш-Шабаб»). Нападение в Найроби 15 января произошло через два года после нападения на лагерь АМИСОМ в Эль-Адде на юге Сомали, которое считается самым смертоносным с начала боевых действий.
В этой связи отметим, что выводы американцев сильно линейны и в чем-то примитивны. В том числе и в рамках оправдания полезности и эффективности присутствия американских сил в районе Африканского Рога. Происходят такие откровения на фоне провала американской операции по расколу рядов «Аш-Шабаб» за счет привлечения на свою сторону одного из влиятельных полевых командиров группировки Мухтара Робоу. Он, кстати, был в январе арестован силами правопорядка Могадишо. Теперь по пунктам анализа.

  1. Все выкладки американских экспертов про конфликт между «Аш-Шабаб» и ИГ во многом устарели. 21 декабря прошлого года радикальная группировка «Аш-Шабаб», действующая в Сомали, объявила войну террористической организации «Исламское государство». Сразу отметим, что под сомалийским ИГ надо полагать контрабандистов из Пунтленда, сеть которых была активизирована еще два года назад экс-президентом Йемена А.А.Салехом для организации контрабанды оружия из Йемена и обратно. И не только оружия, но и товаров ширпотреба и спиртного. На сегодня большинство членов этой группы в результате гибели А.А.Салеха и прессинга конкурентов со стороны сторонников «Аш-Шабаб» эмигрировали в Йемен или укрылись в горах на границе с Пунтлендом. То есть, никакой опасности для «Аш-Шабаб» они не представляют.
  2. «Аль-Каида» не финансирует «Аш-Шабаб», как она не финансирует уже очень давно никакие свои филиалы за границей. Основой финансирования группировки на сегодня являются операции по контрабанде оружия и древесного угля в страны Персидского залива через Иран. Согласно прошлогоднему докладу ООН, каждый год из Сомали вывозят три миллиона мешков с углем, по большей части в Иран. На мешки наклеивают ярлыки, свидетельствующие, будто бы они привезены с Коморских островов, из Ганы или Кот-д’Ивуара. В Иране уголь перекладывают в упаковки с пометкой «произведено в Иране». Далее их на судах под иранским флагом везут в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). В материале утверждается, что «Аш-Шабаб» получает не менее 7,5 млн долларов от таких незаконных поставок.

Теперь о теракте в гостинице «Дусит» в Найроби. По агентурным данным антитеррористического подразделения полиции (АТПУ) Кении, большинство подозреваемых, задержанных после террористического акта в Найроби 15 января, имеют связи с местной группировкой «Джейш аль-Айман». Четверо преступников, убитых в результате нападения, были также членами этой группы, которая была создана в начале 2010-х годов сомалийским отделением «Аш-Шабааб» с целью совершения нападений в Кении. «Джейш аль-Айман» базируется на сегодня в лесах Бони в округе Ламу. При этом она на сегодня в значительной степени автономна от сомалийского центра. При этом кенийские спецслужбы полагают, что боевики группировки «Джейш аль-Айман» в этом эпизоде действовали без материально-технической помощи со стороны «Аш-Шабааб» в Сомали, хотя и держала ее командование в курсе событий. Совместно с Национальной разведывательной службой Кении АТПУ установило существование по меньшей мере пяти ячеек этой группы в прибрежных районах и на северо-востоке страны, где, как предполагается, проходят подготовку 300 кенийских боевиков. В настоящее время АТПУ активно пытается найти лидера «Джейш аль-Айман» Абдифату Абубакара Абди, он же Муса Мухаджир. Как выяснилось, он не был убит в прошлом году в бою с силами кенийской армии в Сомали и играл ключевую роль в организации этой атаки.