- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О дискуссиях в ФРГ относительно контактов с Ираном

Политика ФРГ в последнее время демонстрирует пугающую лояльность в отношении иранского режима. В середине недели президент Германии Ф.В.Штайнмайер (СДПГ) направил в Тегеран телеграмму по случаю 40-летия Исламской революции, отметив в тексте, что поздравляет республику с «национальным праздником», причем не только от себя лично, но и от имени своих соотечественников. До этого представители федерального министерства иностранных дел во главе с членом СДПГ и давним сторонником иранской сделки Н.Анненом посетили мероприятия по случаю годовщины революции в посольстве Ирана в Берлине. Глава МИД Германии Х.Маас встретился со своим иранским контрпартнером Дж.Зарифом на площадке конференции по безопасности в Мюнхене, после чего в СМИ была растиражирована фотография их рукопожатия. При этом министр проигнорировал конференцию по безопасности на Ближнем Востоке, созванную в польской столице, куда вместо него направился тот же Н.Аннен.

Официальные объяснения правительства ФРГ просты и сводятся к традиционной дипломатической практике в том, что касается телеграммы, и к попытке сохранить каналы коммуникации с Ираном, для чего и были организованы все названные раунды личного общения с иранцами. Так, на переговорах в Мюнхене стороны обсудили механизм обхода американских санкций INTEX. Параллельно с этим Берлин стремится отстоять право на самостоятельность европейской дипломатии в отношении ИРИ. На этом фоне после конференции по Ближнему Востоку в Варшаве обострились противоречия между США и ЕС относительно подхода к определению судьбы СВПД. В результате в Варшаве Госсекретарь США М.Помпео призывал европейских партнеров поддержать администрацию Д.Трампа в подходе к СВПД, в то время как в Мюнхене Х.Маас старательно пытался дать понять словом и делом то, что Берлин, равно как Париж и Брюссель, не намерены отступать от принципа сохранения иранской сделки.

Несмотря на то, что сказанное выглядит в целом логично, немецкое общество и СМИ в большинстве своем не поддержали подход своего правительства к Ирану, руководствуясь также довольно понятными причинами, которые сводились как к позиции Тегерана в отношении Израиля, так и отсутствию гарантий соблюдения прав человека в самой Исламской Республике. Среди немецких изданий наиболее острой оказалась критика, опубликованная Bild, где президент ФРГ осуждается за отсутствие замечаний в отношении поддержки Тегераном террористических группировок, таких как ХАМАС и «Хизбалла». Хотя, стоит заметить, что во время последнего по времени  визита федерального канцлера А.Меркель в Израиль, она, пусть и заявила о несовпадении точек зрения Берлина и Иерусалима на СВПД, но все же согласилась с тем, что Иран представляет угрозу для Израиля, а также подтвердила сохранение принципа поддержки безопасности ближневосточной страны в списке приоритетов ФРГ. Кроме того, возмущение Bild вызвало и намерение интенсифицировать диалог, что необходимо, как утверждается в телеграмме, «для преодоления кризисов и конфликтов». Единственной относительно критичной ремаркой стал лишь призыв президента ФРГ к иранскому режиму прислушиваться к голосу оппозиции. Впрочем, по мнению того же Bild, эти слова, учитывая сотни политических заключенных, к которым применяются пытки, звучат «абсурдно».

Tagesspiegel, также крайне резко отзываясь о телеграмме президента, не согласен даже с тем, что послание было названо простым протокольным жестом. По мнению издания, это само по себе символ, т.к. террор и этикет – две несовместимые вещи. Кроме того, в газете подчеркивается опасность шага президента с точки зрения взаимосвязи с трагедией Холокоста. Премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху неоднократно делал сравнения иранского и нацистского режимов, с чем в его собственной стране, да и за ее пределами соглашались далеко не всегда. Вместе с тем, учитывая особый статус Катастрофы европейского еврейства и ее мемориализации в ФРГ, Tagesspiegel утверждает, что если такое опасение у Израиля есть, то игнорировать его нельзя, поскольку в противном случае Берлин может оказаться сопричастен к новому массовому уничтожению евреев. Впрочем, немаловажно и то, что ремарки о связях Ирана и Холокоста довольно активно включаются в риторику американских государственных деятелей. Об этом говорил президент США Д.Трамп в своем ежегодном обращении к конгрессу в начале февраля 2019 г.  Вице-президент М.Пенс, в Мюнхене призывая европейцев выйти из СВПД, говорил о том, что иранский режим «пытается повторить Холокост».

Немецкая Welt на сами слова президента не отреагировала, сосредоточившись на описании разногласий между Берлином и Вашингтоном, обострившихся на серии недавних конференций. Вместе с тем, пусть и не слишком заметной, но показательной в плане отношения издания к Ирану и его поддержке федеральными властями выглядит  статья, опубликованная в газете в начале месяца. Там говорится о «40-летнем терроре коррумпированных и фанатичных аятолл», а также рассказывается о мечтах нескольких поколений иранцев, что когда-нибудь случиться новая революция.

Несогласие с действиями правительства последних дней наблюдается и в политических кругах. Так, депутат СВпД, исправившей свое положение в Бундестаге после выборов 2017 г. и относительно неплохо представленной в ландтагах ФРГ, Б.Джир-Сарай говорит о том, что целесообразнее для Берлина было бы продемонстрировать «определенное отдаление» от Ирана. Однако среди других заметных в германском политическом процессе партий настрой по отношению к ИРИ удивительным образом более лоялен. К примеру, немецкие «зеленые» соглашаются с правильностью INTEX. Депутат от партии, занимающийся внешней политикой, иранец О.Нурипур считает, что без экономической подпитки, которую создает данный механизм, СВПД нельзя будет сохранить. Кроме того, он позволяет трем государствам Европы (Германии, Франции, Великобритании) продемонстрировать, что они самостоятельные крупные игроки, не обязанные подчиняться требованиям США. Впрочем, оговорка, сделанная О.Нипуром о трех государствах, показательна и создает большой потенциал для Вашингтона и Иерусалима в плане влияния на курс ЕС в целом.

В целом, немецкое правительство, руководствуясь внешнеполитическими причинами и особенно соперничеством с США, гораздо более глобальным, чем вопрос о судьбе СВПД, пытается продемонстрировать свою лояльность и поддержку в отношении ИРИ. Понимая, что это важный козырь во внутриполитической борьбе в Германии, оппозиционные партии также стараются использовать его, не учитывая при этом, губительность данной стратегии для отношений с Израилем, а также с точки зрения более обширной проблемы нестабильности на Ближнем Востоке, подпитывающей миграционный кризис. Впрочем, тот факт, что в основном над выстраиванием дружественных контактов страны ЕС работают на двустороннем, а не многостороннем уровне, у Вашингтона и Иерусалима остаются лазейки для воздействия на общий курс Евросоюза. Помимо этого важным фактором, с которым нельзя не считаться, является общественное мнение, явно не поддерживающее проиранские заявления последних дней.