- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемах военно-технического сотрудничества Турции с США

16 февраля 2019 г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что страна не намерена отказываться от покупки у России зенитно-ракетных систем С-400. С таким сообщением он выступил в ходе общения с журналистами в самолете во время возвращения с трехстороннего саммита по Сирии, который прошел в Сочи. При этом Эрдоган подчеркнул, что Анкара намерена придерживаться данной позиции, несмотря на давление со стороны Вашингтона. «Мы заключили соглашение с Россией по С-400. Отказываться от него мы не намерены», — сказал он. Вместе с тем Эрдоган добавил, что Турция продолжает работать над тем, чтобы поставки С-400 «были осуществлены в июле»[i] [1].

Отношения Анкары и Вашингтона ухудшились после того, как в декабре 2017 г. Турция и Россия подписали кредитное соглашение по С-400. Согласно документу, Анкара купит две батареи ЗРК, которые будут обслуживаться турецким персоналом. Стороны также договорились о технологическом сотрудничестве в развитии производства С-400 в Турции, что очень важно для турецкой стороны. Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что у России нет оснований не доверять Турции, которая взяла на себя обязательства не раскрывать третьим сторонам информацию об С-400 (в декабре 2018 г. агентство Bloomberg [2] сообщило, что Турция предлагала американским специалистам изучить российские зенитные комплексы С-400 после поставки их из России[ii] [3]).

США и представители НАТО неоднократно критиковали Анкару за сделку с Москвой. Так, помощник госсекретаря Уэсс Митчелл заявлял, что покупка С-400 может негативно повлиять на поставки других вооружений. Это подтвердил президент США Дональд Трамп, который во вторник подписал законопроект о расходах, блокирующий передачу Турции истребителей нового поколения F-35. Согласно законопроекту о расходах [4], подписанному Трампом, поставки самолётов в Турцию будут заблокированы до тех пор, пока госсекретарь США и министр обороны не представят обновлённую информацию к докладу о покупке Турцией системы ПРО С–400 у России[iii] [5].

Напомним, что в июле 2018 г. Конгресс США принял решение заморозить поставки истребителей пятого поколения F-35 в Турцию из-за намерений турецкого правительства приобрести зенитные ракетные комплексы С-400 «Триумф». За ее принятие проголосовали обе палаты американского Конгресса. Окончательное решение должен был принять Пентагон, в течении 90 дней изучив возможные последствия отмены поставок F-35 Турции. Пентагон отметил, что покупка Турцией российских ракетных систем С-400 может привести к потенциальному исключению Анкары из программы F-35, а также повлиять на её приобретение других вооружений

Итак, США остановили поставку истребителей F-35 для Турции, которая показывает, что хочет проводить так называемую политику «и…и» (и Patriot, и С-400). Ранее пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калын заявил, что Турция не откажется от покупки российских С-400, даже если купит у США комплексы Patriot, что эти темы не связаны между собой. Однако США хотят, чтобы Турция сделала выбор между американскими и российскими ЗРК и дали понять, что отзовут предложение по продаже Patriot, если Турция все же купит у России  С-400. Как поступит Турция? Неужели Турция станет первым государством НАТО, которое получит от России С-400?

С одной стороны, Россия предлагает Турции С-400 (включая совместное производство и передача технологии), но с другой стороны, США предлагают Турции не только Patriot, но и истребители пятого поколения F-35 (хотя пресса также говорила о возможности поставок российских истребителей Су-57). 18 декабря 2018 г. стало известно, что Госдепартамент США одобрил возможную сделку с Турцией по продаже Patriot с соответствующим оборудованием на общую сумму 3,5 млрд долларов. Однако Турция отклонила предложение США отказаться от закупки С-400 в обмен на поставку американских Patriot, так как оно не включало в себя ни скидку на запрашиваемые США 3,5 млрд долларов за поставку комплексов, ни передачу технологий. Отмечалось, что российские ЗРК обойдутся Турции втрое дешевле. Ранее Эрдоган, заявил, что США не могут выполнить два основных условия Анкары по приобретению  Patriot — по предоставлению кредита и совместному производству (Турция запрашивала разрешение на закупку четырех комплектов c 20 пусковыми установками и 80 ракетами-перехватчиками).

Напомним, что в декабре 2018 г. Эрдоган заявил, что Анкара намерена закупить 120 американских истребителей пятого поколения F-35. Известно, что Турция намеревалась с помощью F-35 обновить свой авиационный парк, ядро которого составляют американские F-16, а также использовать истребители F-35 на собственном авианосце. Таким образом, истребитель F-35 должен заменить уже устаревший F-16 (ранее США отказались передавать Турции исходные коды программного обеспечения истребителей F-35, а также коды внешнего управления самолетами). Для Турции F-35 важен и в том плане, что в регионе Израиль стал первой страной, получившей от США истребители пятого поколения F-35 , т.е. получил воздушное превосходство. И Турция не хочет отставать в этом плане. В июне 2018 г. на предприятии американской компании Lockheed Martin в Форт-Уэрте в штате Техас прошла церемония передачи первых двух F-35 Турции. Как сообщал в конце октября 2018 г. министр обороны Турции Хулуси Акар, в марте 2019 г. США передадут Турции еще два истребителя F-35, а секретариат оборонной промышленности Турции сообщил, что переданные Анкаре самолеты F-35 останутся в США до ноября 2019 г. для обучения турецких пилотов. И наконец, не надо забывать, что Турция – член консорциума по созданию F-35. Турция участвует в создании истребителя пятого поколения наряду с еще восемью странами. Ее вклад в разработку должен составить около 11 млрд долларов. Из них Анкара вложила в проект уже около 800 млн долларов. Своими действиями Турция рискует оказаться вне консорциума по созданию F-35.

Все это показывает, что Турция потеряет многое, если она закупит  С-400. В этом случае Турция может попасть под санкционные меры. У Турции больше нет иллюзий на этот счет. Напомним, что в январе 2015 г. Сенат США после двухлетних обсуждений не одобрил выделение Турции 2 фрегатов класса Oliver Hazard Perry (USS Halyburton и USS Thach) и одновременно одобрил выделение одного фрегата Мексике, и 4 фрегатов Тайваню. Сенат США, таким образом, заблокировал  представленный в 2012 г. Конгрессу законопроект, который был в конце декабря того же года принят Палатой представителей. Тогда республиканский сенатор Марк Кирк наложил вето на законопроект, из-за ухудшения турецко-израильских отношений, из-за агрессивного поведения Турции по отношению к соседям (Израиль, Кипр). Кроме того, надо отметить, что США отказали поставить Турции ударные дроны Reaper и Predator.

Ранее турецкая провластная газета Yeni Şafak сообщила, что если США не поставит самолеты F-35 по графику, то Турция может удалить американский радар AN-TPY-2 в Кюреджике (провинция Малатия). По сообщению газеты, это приведет к серьезным проблемам безопасности Израиля, который будет лишен важной системы предупреждения о пуске баллистических ракет из Ирана, поскольку эта радиолокационная станция была развернута главным образом для защиты Израиля от ракетных запусков Ирана[iv] [6]. По нашему мнению, если Турция откажется от РЛС в Малатии (хотя это маловероятно), это снизит значение Турции для США и НАТО. Не надо забывать, что по сообщению американский газеты The New York Times размещение радара AN-TPY-2 в Кюреджике является самым важным проектом между США и Турцией за последние 20 лет и самым знаменательным шагом, начиная с иракской войны 2003 г.

Месяцами позже та же газета Yeni Şafak сообщила, что Турция может купить российские Су-57 вместо американских F–35, если Соединенные Штаты заблокируют их поставку из-за покупки страной российских С-400[v] [7]. Однако, мы более склонны к варианту, что Турция попросту хочет использовать Россию, чтобы показать США, что «имеет альтернативу», что «вынужденно» делает выбор в пользу С-400. Турция, таким образом, пытается получить уступки от Вашингтона  и более выгодные предложения. Ранее Турция то же самое сделала и в случае с китайской компанией CPMIEC, которую в 2013 г. сознательно назвала победителем тендера T-LORAMIDS, заранее зная, что эта сделка подверглась бы жестокой критике со стороны НАТО и США, по нашему мнению, Турция играла и продолжает играть в двойную игру.

Но в Турции также понимают, что такие «шутки» с Россией могут плохо закончиться для Анкары, что ее поведение негативно скажется на дальнейшем российско-турецком военном сотрудничестве. Мы считаем, что если США согласятся предоставить Турции технологии производства систем Patriot, то Анкара немедленно примет американское предложение. Даже если мы представим, что Турция способна продвигать так называемую политику «и…и», то здесь главный вопрос будет не в покупке С-400, а в том, как Турция будет пытаться их использовать (Турция может и продать эти системы в третью страну).

Будет ли Турция покупать у России ЗРК С-400? По нашему мнению, это в первую очередь будет зависеть от степени противодействия США. И вопрос здесь не только в возможных санкциях США. Здесь есть гораздо более сильный фактор. Речь идет о возможных экономических санкциях США. Недавно Д.Трамп пригрозил Турции разорением, если после ухода американских войск из Сирии Анкара в ходе своих операций будет атаковать сирийских курдов. «Мы нанесем экономический удар по Турции, если она нападет на курдов», — отметил Трамп. Возникает вопрос – почему Трамп не может в любой момент еще раз озвучить свою экономическую угрозу на сей раз насчет покупки С-400? Если Трамп поступит таким образом, то, по нашему мнению, поведение Турции, которая имеет много экономических проблем, будет вполне предсказуемым.

[i] [8] Cumhurbaşkanı Erdoğan: S-400’ler için Rusya ile anlaşma yaptık, geri adım atmayacağız, T24, 16.02.2019.

[ii] [9] U.S. Backs Patriot Missile Sale to Turkey in Breakthrough, Bloomberg, 19.12.2018.

[iii] [10] Trump F-35’lerin satışını durduran yasayı imzaladı, Yeni Şafak, 21.02.2019. [11]

[iv] [12] F-35 gelmezse Kürecik balon olur [13], Yeni Şafak, 19.11.2017.

[v] [14] S-400’den sonra SU uçakları, Yeni Şafak, 27.05.2018.