- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецкий взгляд на конференцию по безопасности в Мюнхене

В период с 15 по 17 февраля с.г. в Мюнхене состоялась традиционная Конференция по безопасности, проводимая с 1963 года. Турецким колумнистам потребовалось несколько дней на осмысление её итогов, результатом чего стала публикация ряда интересных материалов. Хотелось бы заострить внимание на двух из них.

22 февраля во влиятельной газете «Миллиет» была опубликована статья под заголовком «Конференция по безопасности в Мюнхене и дискуссии о новой архитектуре глобальной безопасности» авторства Нихата Али Озджан. Автор – бывший военнослужащий, преподаватель ряда учебных заведений Турции, включая военные училища, являющийся, в настоящее время, исследователем в известном Фонде исследований экономической политики Турции (TEPAV).

Говоря о Мюнхенской платформе, в целом, А.Озджан подчеркивает, что на ней можно наблюдать за приоритетами в сфере безопасности и подходами к её обеспечению со стороны Германии (в качестве лидирующей страны Старой Европы и ЕС – В.К.). Также, на Конференции в Мюнхене можно следить, на стратегическом уровне, за развитием международных и региональных вопросов. Помимо этого – возможно это даже самое важное — Мюнхенская конференция является тем местом, где проявляются «точки разлома» в глобальной повестке.

В качестве примера, автор говорит о Мюнхенской речи президента России В.Путина в 2007 году, которая стала переломной точкой и за которой последовал целый ряд событий.

Так, в 2008 году Россия в Грузии «бросила вызов мировому превосходству США и НАТО». За этим последовали конфликт на Украине, Крым и Сирия. Таким образом, как пишет автор, можно говорить о том, что в 2007 году и именно в Мюнхене стартовал новый вектор российской внешней политики. Сюда же может быть и отнесена нынешняя дискуссия между Россией и США по вопросу Договора о ракетах средней и малой дальности, создавшая очередную волну международной обеспокоенности вопросами безопасности.

Как отмечается автором, 10 лет спустя – в 2017 году – с трибуны Мюнхена от президента США Д.Трампа прозвучали довольно непривычные, как для американцев, так и для публики, тезисы в отношении Североатлантического альянса (напомним, шла речь о финансировании НАТО странами-членами и о неготовности США больше «в одиночку» нести это бремя, плоть до выхода из Альянса – В.К.). Ситуация усугубилась неожиданным для многих результатом голосования в Великобритании по вопросу выхода страны из состава ЕС, получившего название Brexit, которое стало именем нарицательным – как символ деинтегранционных процессов в Европе.

Сегодняшняя Европа, как пишет автор, находится в процессе дискуссии по поводу своей целостности и осмысления происходящего. Отдельно турецким автором выделяются страны, такие как Польша и Венгрия (Венгрия – не бесспорно, скорее Прибалтика – В.К.), которые пережили «советскую травму» и заинтересованы в том, чтобы остаться под зонтиком НАТО и США. С другой стороны, для Германии, как для суперсилы ЕС и хозяйки Мюнхенской конференции, военная эскалация оказывается на втором плане, а сама страна занимает более гибкую, готовую к дискуссии с Россией, позицию.

Как подчеркивает автор, это – одна из точек разлома в европейской архитектуре безопасности (то есть, между Старой и Новой Европами), которая служит целям внешней политики России. Помимо этого, обостряется дискуссия между США и странами НАТО в Европе по поводу отчислений на обеспечение коллективной безопасности в рамках Североатлантического альянса. Однако, как указывает А.Озджан, проблема между Старой и Новой Европой является, отнюдь, не новой. В этом смысле, он ссылается на высказывание, сделанное ещё в 2003 году со стороны министра обороны США Дональда Рамсфельда, который заявил «Сегодня те, кто делятся на Старую Европу / Новую Европу находятся в разных лагерях».

Углубление обеспокоенности в Европе вопросами безопасности, также имеет тенденцию к тому, чтобы чисто географически смещаться в сторону юга. Особенно, обращает на себя внимание положение России в Сирии, а также отношения между Турцией и Россией, а также между Турцией и США.

Как подводит черту под своими размышлениями А.Озджан, в то время, как «традиционная геополитическая борьба между сверхдержавами ужесточается», европейская повестка лишь только отягощается новыми рисками. Что затрудняет, естественным образом, решение международными игроками накопившегося груза проблем, включая неконтролируемую миграцию, терроризм, изменения климата, демографическое давление, международную преступность, технологическую конкуренцию и прочие вопросы в этом ряду. И с учётом длины списка этих проблем и неопределенности ситуации в целом, рассуждения о необходимости создания армии ЕС просто теряются.

От общего взгляда на Мюнхенскую конференцию, перейдем к более детальному рассмотрению её итогов, которое 28 февраля с.г. опубликовал профессор Анкарского университета им. Йылдырыма Беязыта, глава Института российских исследований (Rusen) Салих Йылмаз. Материал был опубликован на русском языке, на сайте государственной Теле- и радиокомпании Турции TRT под характерным заголовком – вопросом «АНАЛИЗ: Причина упадка мирового порядка кроется во вмешательстве России в Украину?».

Желающие ознакомиться с оригиналом публикации, могут обратиться по ссылке: http://www.trt.net.tr/russian/programmy/2019/02/28/analiz-prichina-upadka-mirovogho-poriadka-kroietsia-vo-vmieshatiel-stvie-rossii-v-ukrainu-1153796 [1] .

Здесь же проведем краткий анализ главных тезисов автора, который считается одним из наиболее профессиональных специалистов по России в Турции, приближенных к правящей Партии справедливости и развития. Опуская описательную часть и общеизвестные факты, получится следующий набор тезисов С.Йылмаза:

  1. Либеральный мир лишился общности интересов.
  2. США сами, без поддержки, не могут организовывать новый мировой порядок.
  3. ЕС, в плане собственных армий и вооружений, утратили свой потенциал и вынужденно следуют в фарватере США.
  4. Политикой США является устрашение Китая и Ирана экономическими санкциями, а Турции и России – экономическими санкциями и военными маневрами.
  5. Разрушительная политика США заставляет Европу идти своим путем. Таким образом, разрыв США и их традиционных союзников в Европе становится все более очевидным.

Тот случай, когда уместно привести полную цитату автора: «США под слоганом «Боже, благослови Америку» навязывают всем своим партнерам свои правила: они призывают членов НАТО увеличить расходы на оборону, просят Германию отказаться от сотрудничества с Россией в проекте «Северный поток – 2», призывают европейские страны выйти из ядерной сделки с Ираном и присоединиться к антииранским санкциям, перестать покупать китайскую продукцию и не позволять китайским компаниям вступить в рынок 5G-технологий, а Турцию они просят отказаться от покупок российских систем ЗРК С-400».

  1. Политика США – далека от реальности, но она все же находит поддержку в Польше, Румынии, Венгрии и странах Прибалтики. Вместе они пытаются игнорировать Старую Европу.
  2. США, выступая против Китая, Германии, Ирана, Турции и России, в то же время способствуют их сближению.
  3. Переломной точкой во внешней политике России стала Мюнхенская речь президента В. Путина в 2007 году. Турция идет сегодня аналогичным путем – для неё переломной точкой стала попытка военного переворота в ночь с 15 на 16 июля 2016 года, за которой, и это широко признано в Турции, просматривается отчетливый американский след.

Опять же, уместно привести полную цитату Салиха Йылмаза, подводящую итог его статье:

«Так как Турция пока не усовершенствовала свою военно-промышленную отрасль, она нуждается в российских и других военных технологиях.  Это неизбежно ведет ее к конфронтации с США. Если Турция будет верить в то, что США ещё не отказались от сотрудничества с ней и пытаются наладить отношения, то она будет сталкиваться с новыми политическими, военными и экономическими операциями, организуемыми как силами внутри страны, так и внешними игроками, только при обязательном участии США».

Итак, подводим черту под обеими публикациям, делая особенный акцент на последней, которая обозначает важный тренд – не просто желание, а неизбежность, по мнению турецкого эксперта, наращивания, на этом этапе, сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой в сфере безопасности и оборонно-промышленного комплекса. С учетом той переломной точки, которую Турецкая Республика прошла летом 2016 года и из которой она сделала для себя окончательный выводы, не подлежащие ревизии.

При этом США становятся важным фактором сближения между такими разными странами, как: Россия, Китай, Германия, Иран и Турция. Отметим несомненную разность их внешнеполитических курсов, приоритетов и интересов. Однако, внешняя политика США, оторванная от реальности и лишенная когерентности (каждое ведомство – от Белого дома, до Государственного департамента, Казначейства и Пентагона — пытается проводить свою линию) и последовательности, начинает целым рядом стран мира рассматриваться в качестве отдельно взятой глобальной угрозы. Последнее, в свою очередь, не может не приводить их к мысли о необходимости укрепления своей национальной безопасности в архитектуре, не предусматривающей американского участия, на которое сегодня готова «подписываться» только Новая Европа.

И то ситуация может заметно скорректироваться с учётом заявлений российского руководства о создании новых образцов вооружений, дающих России заметное преимущество перед США в краткосрочной и среднесрочной перспективах.

Сегодня складывается уникальная ситуация в отношениях между Россией и Турцией, которая может привести к наращиванию сотрудничества между двумя странами в сфере безопасности и ОПК. Отдельно стоит отметить, что Турция демонстрирует повышенный интерес к экономическим и военно-политическим блокам, альтернативным традиционным западным конфигурациям. И этот интерес также может быть Россией конвертирован в новые стратегические российско-турецкие договоренности. Впрочем, это окно возможностей будет существовать не вечно. В 2020 году состоятся новые выборы в США и приход нового президента в Белый дом (что весьма вероятно) с неизбежностью ознаменуется новыми разговорами про «перезагрузку». Эта «романтика» наблюдалась и в начале правления Обамы и в начале правления Трампа, и с неизбежностью будет и в 2020 году при новом хозяине Белого дома. Так что, 2019 год является годом возможностей для российско-турецких отношений.