- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иранская реакция на новую стратегию США в Ираке

10 января с.г. президент Дж. Буш выступил по американскому телевидению с новой стратегией США в Ираке. Самым заметным «нововведением» стало намерение увеличить численность воинского контингента США в Ираке более чем на 20 тысяч человек. На следующий день стало известно, что американские военнослужащие захватили пятерых сотрудников генерального консульства Исламской Республики Иран в г. Эрбиле, а также изъяли некоторые вещи из диппредставительства.

Постараемся вкратце обрисовать ситуацию в Иране, мотивацию и реакцию иранских властей на эти происшествия.

Заявление официального представителя МИДа Ирана было выдержано в стандартном ключе: политика США ошибочна, и выйти из кризиса можно лишь путем незамедлительного вывода американских войск из Ирака. Все прочие заявления представителей иранского истеблишмента, по сути своей, не отходили от этой главной мысли.

Видный политический деятель, глава парламентского комитета по национальной безопасности и внешней политике Алаэддин Боруджерди выступил с заявлением о том, что «США в Ираке все более погружаются в болото. Дж. Буш старается в оставшийся период своего президентства компенсировать совершенные ранее ошибки, в частности гибель американских солдат в Ираке, новыми шагами».

В местных СМИ была развернута продуманная кампания по аккумулированию из разных иностранных источников информации, совпадающей по настрою и содержанию с официальной иранской позицией. Приведем взятые иранскими специалистами выдержки из заявлений российских политиков.

«М. Маргелов пессимистично оценил новую инициативу Дж. Буша по увеличению воинского контингента США в Ираке. …Иран может сыграть положительную роль в урегулировании иракского кризиса». Эта фраза, естественно, противопоставляется заявлениям Дж. Буша о деструктивной роли ИРИ и Сирии в Ираке. «Такая политика США, — продолжают цитировать Маргелова, — приведет лишь к зависимости иракского правительства от находящихся в этой стране американских сил».

К. Косачев: «Новая стратегия Буша в Ираке – продолжение прежних ошибок США». Отметим, что иранцы цитируют даже главу российской коммунистической партии Г. Зюганова, взгляды которого по этому вопросу совпадают с позицией Тегерана. Напомним, что именно коммунистические идеи трактовались Хомейни как сатанинство.

Приводя собственный анализ ситуации в США после заявлений президента Буша, проправительственное информагентство ИРНА пишет, что «Дж. Буш сразу же после обнародования своей новой стратегии в Ираке подвергся насмешкам со стороны американского народа и политиков. В ходе своего двадцатиминутного выступления американский президент казался очень опечаленным и подавленным и взял на себя ответственность за все ошибки, совершенные в Ираке. Заявления Дж. Буша сразу же вызвали негативную реакцию со стороны демократов, а также американских экспертов в области политики и экономики, так как призывали к увеличению количества солдат США в Ираке. В среду, сразу же после заявлений Дж. Буша по Ираку, напротив Белого дома в Вашингтоне прошла демонстрация протестующих против реализации планов американского президента».

Приводятся также данные, полученные по итогам одного из многочисленных социологических опросов, проведенных за последние дни в США. «75 процентов респондентов ни при каких условиях не поддерживают инициативу своего президента о направлении в Ирак дополнительного воинского контингента». Старательно проводится мысль о том, что «Буш действует вопреки общественному мнению в своей стране».

Окончательная на сегодняшний день позиция иранского руководства относительно ситуации в Ираке и политики США в этой стране была озвучена на традиционном пятничном намазе в тегеранской мечети, который состоялся 12 января. На этот раз выступал председатель наблюдательного совета Ирана Ахмад Джаннати.

«Америка сегодня в своей политике (в Ираке. – С.В.) потерпела поражение. США и Англия поддерживают в Ираке террористов», — вот, пожалуй, основная, несколько отличная от прежней, мысль, которую, видимо, будут тиражировать иранские СМИ в ближайшее время.

Открыто назвав события 11 сентября «закулисной игрой и фабрикантством самих американцев», Джаннати разъяснил, что «под предлогом этого происшествия, а также под лозунгами борьбы с терроризмом и распространением демократии они (США. – С.В.) принялись за исламские государства, но реальность такова, что в Афганистане, Ираке, Палестине и Ливане США потерпели поражение, а упомянутые лозунги потеряли свою актуальность».

«Нынешняя их (США и Великобритании. – С.В.) политика заключается в том, чтобы устроить гражданскую войну (в Ираке. – С.В.). Создание вооруженного конфликта между суннитами и шиитами – орудие, которые США и Великобритания активно используют, и это орудие необходимо у них из рук изъять. Мы – не противники суннитов, да и Хомейни призывал к единству суннитов и шиитов. Исламская Республика Иран помогала как шиитам, так и суннитам в Боснии, Ливане, Палестине и Ираке. Для нас не имеет значения, сунниты это или шииты, политика ИРИ направлена на помощь угнетаемым мусульманам».

Налицо четкая концепция, которую приняли на вооружение в Иране (по крайней мере, в общении со своим народом): терроризмом занимается не Иран, а США и Великобритания. В этом контексте захват генконсульства в Эрбиле сыграл иранцам на руку. Международное сообщество осудило этот шаг, предпринятый американскими войсками вразрез положений Венской конвенции о дипломатических отношениях. Примечательно, что реакция иранских властей на захват своего диппредставительства оказалась и продолжает оставаться неожиданно спокойной. Тот же Боруджерди сказал лишь, что «захват иранского генконсульства в Эрбиле – алогичная реакция США на свою неудавшуюся политику в Ираке». Джаннати в ходе проповеди осудил «глупый поступок, который совершили США. Разумеется, иранская дипломатия предприняла стандартные в таких ситуациях шаги через свое внешнеполитическое ведомство и посольства в Багдаде и Швейцарии.

Продолжая появившуюся недавно традицию давать наставления в вопросах ведения пропаганды, А. Джаннати в преддверии священного праздника Мохаррам предостерег религиозных деятелей, которые примут в нем участие, от действий и заявлений, которые могли бы «использоваться для дискредитации шиитов».

Тем временем обстановка в США остается прежней. Главный военный советник Дж. Буша генерал Питер Пейс 11 января на пресс-конференции, в которой также участвовала К. Райс, сказал: «Все, что мы делали и будем продолжать делать, – выслеживание внутри Ирака конкретных группировок лиц, вне зависимости от их государственной принадлежности, которые поставляют (в Ирак. – С.В.) оружие, призванное убивать наших солдат. Я думаю, показательно, что предпринятые за последние несколько недель рейды, нацеленные на поиск такого рода людей, привели к иранцам. Поэтому очевидно, что иранцы поставляют оружие, и также очевидно, что мы будем делать все, что необходимо, для обезвреживания в итоге всей сети в целях защиты наших войск в Ираке».

Такое положение дел позволяет предположить, что открытая и показательная ирано-американская конфронтация набирает обороты. Стороны старательно поддерживают у себя на родине образ врага, надеясь, видимо, на определенные политические дивиденды, например во внутриполитической борьбе.