- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане: декабрь 2006 г.

Начало декабря в Судане ознаменовалось широким обсуждением трагических событий в г.Малакаль (столица штата Верхний Нил) 29-30 ноября. На городском рынке возникла ссора между военнослужащими Сил обороны Южного Судана (подконтрольных официальному Хартуму и правящей партии Национальный конгресс) и бойцами военного крыла Суданского народно-освободительного движения (СНОД), ведущей политической группировки Южного Судана. Малакаль – один из самых конфликтных, насыщенных оружием суданских городов; ссора переросла в длительную перестрелку, в результате которой погибли 150 и получили ранения различной степени тяжести около 300 человек.

Руководители суданских вооруженных сил и СНОД незамедлительно обменялись резкими заявлениями, возлагая полную ответственность за кровавые события на оппонента. 2 декабря СНОД распространила в столице Южного Судана г.Джуба пресс-релиз, в котором прямо обвинило правящий Национальный конгресс (НК) в нагнетании напряженности и обострении конфликта. В заявлении говорилось, что «НК следует выбрать – мир и стабильность или возобновление войны». Представитель Суданских национальных вооруженных сил Осман аль-Агбаш, в свою очередь, заявил, что столкновения в Малакале являются «внутренним конфликтом южан, между южносуданскими группировками. Мы не имеем к этому никакого отношения)» (1).

Первый вице-президент, глава правительства Южного Судана Сальва Кир Маярдит возложил ответственность за столкновения на генерал-майора Габриэля Танджинга и его брата Томаса Мабиура. 6 декабря он призвал министра обороны Судана Абдельрахима Хусейна выдать обвиняемых правительству Южного Судана для расследования инцидента (2). Сальва Кир также выступил с предупреждением в адрес официального Хартума, заявив, что если северяне утратят контроль над своими милицейскими формированиями, то напряженность в их отношениях со СНОД будет лишь нарастать и инциденты могут участиться. Вице-президент также возложил на суданские вооруженные силы ответственность за гибель более 70 гражданских лиц на юге страны и потребовал к январю 2007 г. вывести из Южного Судана все свои нерегулярные формирования (3).

5 декабря суданская англоязычная пресса сообщила о том, что в штате Западный Дарфур произошли серьезные столкновения, в результате которых погибли 92 человека, в том числе 33 ребенка (4).

6 декабря начался визит Дарфур старшего помощника президента Минни Минави, подписавшего в мае 2006 г. мирное соглашение в Абудже и назначенного на этот созданный под него пост. В ходе первой после подписания соглашения поездки Минави в Дарфур его сопровождали 10 министров и советников (5).

Важным событием политической жизни Судана в декабре стал визит специального представителя президента США Эндрю Нациоса. В контексте продолжающегося уже больше года давления Вашингтона на суданское правительство по вопросу Дарфура перед спецпредставителем стояла непростая задача нейтрализации негативного восприятия американских официальных лиц суданским руководством. При этом Нациосу необходимо было конструктивно обсудить ряд важных проблем. Американскому дипломату удалось встретиться с президентом Судана Омаром Баширом, министром иностранных дел Ламом Аколем и старшим помощником президента Минни Минави.

10 декабря прошли встречи с Аколем и Минави. Пресс-секретарь суданского МИД Али Ас-Садык по итогам встречи министра с американским дипломатом заявил, что Нациос приехал в Судан с «искаженным пониманием» суданской позиции по вопросу размещения в Дарфуре т.н. «гибридных» сил [смешанных миротворческих сил ООН и АС – Е.К.], и что Лам Аколь разъяснил ему ситуацию. На встрече с Минави обсуждались вопросы реализации Дарфурского мирного соглашения (6).

13 декабря состоялась встреча Эндрю Нациоса с президентом Судана Омаром Баширом, что уже само по себе можно рассматривать как некоторый успех американской дипломатии. Напомним, что ранее, в августе, во время визита в Судан помощника Госсекретаря США по делам Африки Джендаи Фрэйзер президент заставил ее ждать несколько дней, но «в связи с сильной загруженностью его расписания», по словам его пресс-секретаря, все же отказал во встрече.

В ходе состоявшейся 13 декабря беседы Нациос и Башир обсудили широкий спектр актуальных суданских вопросов – реализацию Всеобъемлющего мирного соглашения от 9 января 2005 г., необходимость разоружения многочисленных мелких группировок Южного Судана, важность поиска решению проблемы пограничного между севером и югом района Абьей.

Не могла остаться в стороне и самая острая суданская проблема – вопрос привлекающего внимание широкой мировой общественности противостояния в Дарфуре. Эндрю Нациос отметил необходимость ускорить проработку вопроса о «легком» и «тяжелом» пакетах поддержки Миссии Африканского Союза в Судане со стороны ООН, особо отметил необходимость срочно созвать комиссию по прекращению огня, в работе которой приняли бы участие и «неподписанты» Дарфурского мирного соглашения от 5 мая 2006 г (7).

11-13 декабря состоялся визит в Судан премьер-министра Палестинской национальной администрации Исмаила Хании. В ходе встречи с Омаром Баширом обсуждалась сложившаяся ситуация на Западном берегу реки Иордан и Секторе Газа.

Декабрьская политическая жизнь Судана характеризовалась также тем, что в СНОД начала превращаться в подлинно общенациональную партию: движение начало включать в свои ряды сторонников уже не только на юге Судана, но и в северной части страны. По словам Ясира Армана, заместителя генерального секретаря СНОД, движение представлено уже во всех северных штатах Судана, за исключением неспокойного Дарфура. Даже в таких штатах, как Белый Нил и Аль-Джазира, большинство населения которых традиционно симпатизирует северным партиям, СНОД зарегистрировала 25 и 45 тысяч членов соответственно (8).

27 декабря пресс-секретарь Миссии Африканского союза в Судане (МАСС) Нуреддин Мезни заявил, что первая фаза реализации пакета помощи МАСС стороны ООН начнется уже в ближайшие дни. По его словам, в рамках первой фазы в Дарфуре будут размещены 43 военных советника и 15 гражданских полицейских ООН.

Вместе с тем, министр обороны Судана в тот же день заявил журналистам, что правительство до сих пор не приняло окончательного решения о согласии на размещение в проблемном западном регионе объединенных или гибридных миротворческих сил.

В штаб-квартире партии «Умма» в ходе публичного собрания 27 декабря лидеры крупнейших оппозиционных партий призвали правительство представить «настоящую инициативу» разрешения дарфурского кризиса. На собрании выступили глава партии «Умма», бывший премьер-министр Судана Садык Махди, председатель Компартии Ибрагим Нугуд, от лица возглавляемого Хасаном Тураби Народного конгресса выступил Абдалла Ахмед.

28 декабря суданская пресса сообщила об отставке пресс-секретаря возглавляемой Минни Минави фракции Суданского освободительного движения (СОД) Махджуба Хусейна. По словам пресс-секретаря, его отставка вызвана тем, что движению не удалось добиться мира и стабильности в Дарфуре.

Важнейшим событием политической жизни Судана в конце декабре стало письмо генерального секретаря ООН Кофи Аннана в адрес президента Омара Башира, в котором Аннан изложил основания и механизмы помощи МАСС со стороны ООН. Генеральный секретарь писал президенту, что помощь будет оказана только при согласии официального Хартума, но при этом настаивал, что трехфазовый план помощи (9) должен быть принят суданской стороной полностью.

Напомним, что ранее Омар Башир и его окружение неоднократно высказывались об однозначном неприятии резолюции 1706 СБ ООН от 31 августа 2006 г., в которой говорится о необходимости развертывания в Дарфуре международного миротворческого контингента ООН. Суданские официальные лица в резких выражениях заявляли о том, что размещение в Дарфуре контингента ООН нацелено на ограничение суданского суверенитета и новую колонизацию страны.

Генеральный секретарь в своем письме в адрес президента Судана указывал, что первая фаза плана помощи АС– развертывание в Дарфуре 105 военных, 33 полицейских ООН, 48 международных сотрудников и пр. – должен быть реализован незамедлительно.

Вторая фаза плана помощи МАСС подразумевает развертывание нескольких сотен военных и гражданских сотрудников ООН и полицейских ООН при серьезной авиационной и наземной транспортной поддержке.

Третья фаза плана – непосредственно «гибридная» операция ООН и АС. Аннан предложил Баширу согласиться на 17300 военных и 3300 гражданских полицейских как минимальную численность «гибридных» сил.

Еще одним важным событием декабря стало посвященное Дарфуру специальное заседание Совета по правам человека. Было принято решение отправить в регион комиссию независимых экспертов, которые оценят ситуацию на месте и доложат Совету на следующей сессии в феврале 2007 г.

1) Sudan Tribune, 2.12.06

2) Ар-Рай аль-Амм, 6.12.06.

3) Khartoum Monitor, The Citizen, 6.12.06.

4) Khartoum Monitor, Sudan Tribune. 5.12.06.

5) Ар-Рай аль-Амм, 5.12.06.

6) Аль-Аям, 11.12.06

7) Press Release of the US Embassy to the Republic of Sudan. Khartoum, December 13, 2006.

8) United Nations Sudan Bulletin, 28 Dec 2006.

9) Согласован с АС в Аддис-Абебе 16 ноября 2006 г., принят Советом мира и безопасности АС 30 ноября.