- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Влияние эскалации индо-пакистанского конфликта на интересы Израиля

Эскалация индо-пакистанского конфликта, спровоцированная около двух недель назад нападением террористов из исламистской группировки «Джейш-е-Мухаммад» на колонну индийских военных в штате Джамму и Кашмир, а за тем переросшая в обмен авиационными ударами и взаимные обстрелы из стрелкового оружия, как считают многие, несет в себе большие последствия, а в какой-то степени и важный урок для Ближнего Востока и особенно для Израиля. Первое, о чем вспоминают эксперты, в этом контексте, разумеется, сотрудничество Иерусалима и Нью-Дели в военно-технической сфере. По статистике, собранной израильским изданием Jerusalem Post, на долю южно-азиатской республики в 2017 г. пришлось порядка 49 % израильского экспорта вооружений, что предопределило общий существенный рост показателей оборонного экспорта ближневосточного государства.

Помимо суммарного весьма значительного объема сделок, особое внимание в нынешних обстоятельствах вызывает то, что индийская сторона, по данным ее собственных и ряда израильских новостных порталов, использовала для атаки по целям в Пакистане израильские «умные» авиационные бомбы типа Spice (Smart, Precise Impact), произведенные концерном Rafael. Их отличительной особенностью является сверхточная система наведения, что достигается за счет применения технологий GPS, а также сравнения изображений цели, загруженных в устройство до взлета и перед непосредственным запуском. Помимо этого данные авиационные бомбы считаются «умными» еще по тому, что обладают улучшенными возможностями при уходе от обнаружения наземными радарами.

В большинстве источников сообщается, что индийская сторона применила бомбы Spice-2000, в некоторых упоминаются Spice-1000, а в 2016 г. портал Fight Global писал, что на стадии одобрения находилась крупная сделка стоимостью порядка 500 млн долларов по покупке передовых вооружений у концерна Rafael, в рамках которой Нью-Дели выразил заинтересованность в приобретении Spice-250. Эта авиационная бомба, в отличие от предыдущих моделей, имеет меньший вес и более точные возможности в сфере наведения и оценки урона, наносимого цели. Таким образом, прямая вовлеченность Израиля в новый раунд обострения индо-пакистанского конфликта заключается в том, что производители из ближневосточной страны снабжают одну из сторон противостояния вооружениями.

Впрочем, на сотрудничестве лишь в поставках вооружений разгоревшиеся дискуссии не останавливаются, поскольку многие представители СМИ и экспертного сообщества склонны проводить аналогии с событиями на Ближнем Востоке в целом. Так, обозреватель британской Independent Р.Фиск, работающий в бюро издания в Бейруте, отмечает, что, услышав о ситуации в зоне индо-пакистанского конфликта, первоначально решил, что речь в новостях идет о Газе или Сирии. Помимо этого журналист отметил, что атака, нанесенная по целям в Пакистане, стала, следствием дружбы между правительством Б.Нетаньяху и «националистическим» руководством Индии во главе с Н.Моди и правой партией «Бхаратия джаната парти» (БДП). А альянс этот, в свою очередь, базируется на общей идеологической близости и усилиях по формированию «антиисламской коалиции». Наконец, сходства отмечаются и в том, как организована борьба. Так, по мнению Р.Фиска, действия Индии напоминают израильские, когда важно не достижение успеха путем уничтожения конкретной цели, а общее устрашение.

В израильской терминологии последнее принято называть сдерживанием, которое действительно достигается частично при помощи демонстрации своих боевых возможностей. Хотя количество жертв индийской атаки по лагерю боевиков, в ходе которой было убито по разным данным от 200 до 300 человек, все же не идет в сравнение с цифрами, публикующимися после израильских ударов по иранским военным объектам в Сирии, что не дает оснований считать действия Израиля и Индии полностью тождественными. Впрочем, подход, при котором Нью-Дели называют копией Иерусалима, явно показался интересным пакистанским СМИ, перепечатавшим отрывки из материала Р.Фиска с собственными комментариями.

Возвращаясь к торговле вооружениями, нельзя не учитывать, что Индия для Израиля, безусловно, крупный рынок, хотя ближневосточная страна все же не лидер в том, что касается снабжения Нью-Дели продукцией ВПК. Так, по данным израильского портала Davar Rishon, главным поставщиком для Индии все же является Россия. С другой стороны, у Пакистана, к примеру, имеются американские истребители F-16. Более того, индийская сторона сделала заявление, в котором утверждается, что в воздушных столкновениях с ней Пакистан применил американские ракеты AMRAAM, а установить их Исламабад мог только на эти самолеты, которые США передали ему для борьбы с террористами, а не с Индией. При этом важно учесть, что фактически на примере индо-пакистанской эскалации ближневосточные игроки видят, как ведет себя в столкновениях российское вооружение и техника против американской. F-16 располагает Израиль, пользовавшийся этими истребителями в ходе различных операций, также они применялись Иорданией для ударов по запрещенной в России группировке «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) , КСА и Марокко – против хуситов. МиГ-21, в свою очередь, есть не только у Индии, но и у Сирии.

Наконец, нельзя не отметить во всем происходящем и отголоски американского лоббизма, что также важно для региональных и внерегиональных акторов на Ближнем Востоке, а особенно Израиля, чье лобби в Соединенных Штатах традиционно считается одним из самых влиятельных. Любопытным образом перед эскалацией прозвучал комментарий основателя республиканской индуистской коалиции и спонсора президентской кампании Д.Трампа Ш.Кумара. Выступая в Пенджабе, он отметил: «Индия, возможно, должна стать больше похожей на Израиль». Под этим он подразумевал, прежде всего, точечное уничтожение террористов. Помимо этого, как полагает Ш.Кумар, важно добиться большего согласования с Вашингтоном, что означает и необходимость для Нью-Дели взять на себя большую ответственность за ситуацию в регионе, включая бремя Афганистана. С другой стороны, и США следует отказаться от некоторых действий, таких как поддержка Пакистана.

В целом можно говорить о двух тенденциях. С одной стороны, на фоне индо-пакистанской эскалации следует ожидать борьбы за влияние на рынках вооружений. Позиции Нью-Дели по многим показателям существенно опережают соперника, однако, от российских МиГов Индия готова отказаться, если найдет или сумеет создать им замену. Пакистан, в свою очередь, нуждается в более серьезной общей модернизации, но если Индия будет давить на своих партнёров в данном вопросе, то образовавшуюся нишу займут конкуренты Израиля и США. С другой стороны, явно заметны признаки отхода от формирования региональных коалиций с совпадающими интересами и трансформация их в более глобальные. При таком развитии событий чёткая солидаризация с одной из сторон конфликта, автоматически отправляет другую в противоположный лагерь.