- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О позиции ФРГ в отношении «Хизбаллы»

После внесения в парламент Великобритании законопроекта о признании всей ливанской шиитской группировки «Хизбалла» террористической организацией без разделения на боевое и политическое крыло, как стало известно в минувшие выходные, Германия не готова поддержать этот шаг, что стало бы сигналом о начале цепной реакции в рамках ЕС по противодействию поддерживаемой Ираном организации. По данным израильского издания Jerusalem Post, запросившего комментарий у федерального правительства, Министерство внутренних дел ФРГ отказалось давать какие-либо объяснения своей позиции. При этом, как подчёркивает газета, такую линию Берлин последовательно проводит с 2008 г.

Точка зрения правительства А.Меркель на «Хизбаллу» имеет значение для израильской дипломатии по нескольким причинам. Прежде всего, израильская пресса, включая упомянутую Jerusalem Post, обращает внимание на взаимосвязь между статусом группировки и проблемой антисемитизма в ФРГ, отмечая, что в отчетах, публикуемых ежегодно различными ведомствами, не скрывается ее подрывное влияние и антиизраильская пропаганда. К примеру, в обзоре Министерства внутренних дел по ситуации с антисемитизмом в  стране сообщается, что деятельность группировки «выходит далеко за рамки влияния на ее фактических последователей» и в практическом плане сосредотачивается на организации ежегодно «Дня Аль-Кудс» — марша солидарности с палестинским народом, который был провозглашен в 1979 г. аятоллой Хомейни с целью оспаривания права Израиля на существование. Примечательно, что о правомерности запрета этого мероприятия говорил в июне 2018 г. уполномоченный ФРГ по борьбе с антисемитизмом Ф.Клейн, а в том случае, если способа предотвратить акции не будет найдено, он считал целесообразным разрешить полиции действовать при появлении малейшей угрозы эскалации демонстраций в антисемитские акции. Надо отметить, что если парламент Великобритании примет законопроект о признании всей «Хизбаллы» террористической организацией, чему могут помешать лейбористы во главе с Дж.Корбиным, уже в этом году Соединенное Королевство может испытать спад протесной активности в «День Аль-Кудс».

Следующий важный элемент, открыто публикуемый Берлином в отчетах о ситуации с антисемитизмом, заключается в том, что лидер группировки прямо заявляет о том, что ее цель – уничтожение Израиля. Помимо того, что сами по себе эти слова носят явный подстрекательской характер, они же являются дополнительным свидетельством отсутствия оснований для разделения «Хизбаллы» на боевое и политическое крыло. Другими словами, несмотря на то, что группировка включена в легальный ливанский политический процесс и даже укрепила свои позиции после майских выборов 2018 г., у ее т.н. подразделений единый лидер, который проводит явный антиизраильский курс, основанный не на политических методах борьбы.

Еще одним контраргументов сторонников ливанского движения является то, что его политическая роль ставит в зависимость от противодействия с «Хизбаллой» внутреннюю ситуацию в Ливане в целом, которая и без того выглядит крайне сложной из-за отсутствовавшего долгое время правительства, что привело к усилению экономических проблем страны. Европейские лидеры на фоне электорального успеха «Хизбаллы» и последующего его закрепления в сформированном не так давно правительстве, часто заявляют, что борьба с группировкой в целом нанесет урон ливанской политической стабильности. С такой трактовкой не согласен  посол Израиля в Берлине Дж.Иссахаров. В опубликованном в минувшие выходные интервью изданию Bild, дипломат подчеркнул, что «самая большая угроза стабильности Ливана – это «Хизбалла»», отметив, что она является прокси Ирана, благодаря которому укрепляет свою боевую мощь, необходимую для борьбы с Израилем.

Также в оценке активности «Хизбаллы» важным элементом для государств должно быть то, что она действует далеко за пределами Ближнего Востока. Так, по данным отчета о ситуации с антисемитизмом в ФРГ за 2017 г., в стране насчитывалось порядка 900 активистов шиитской группировки. По информации Jerusalem Post, опубликованной в свете позиции Берлина, их уже около 950. В упомянутом выше интервью Дж.Иссахаров отмечает также, что террористическая организация активно присутствует в Европе, где ее задачей является подготовка атак, подобных той, что была организована в 2012 г. в Болгарии. В этой связи посол заявляет, что все европейские спецслужбы, включая немецкие, должны пристально следить за «Хизбаллой» на своей территории.

Учитывая все приведенные выше аргументы в пользу опасности, исходящей от «Хизбаллы», ФРГ все же предпочитает ее игнорировать, что во многом объясняется желанием федерального правительства не допустить воздействие на свои решения США. Американский Госдепартамент активно призывает Берлин внести всю организацию в список террористических, однако ФРГ настаивает, что группировка включена в мирные усилия на Ближнем Востоке, а санкции в отношении нее будут способствовать поддержке  и без того слишком произраильского курса Вашингтона. Кроме того, объявление всей «Хизбаллы» вне закона вызовет осуждение Ирана, аналогичное тому, что последовало за анонсированием схожих намерений Великобритании, а также станет косвенной поддержкой американского санкционного давления на ИРИ. При таком раскладе недовольство Тегерана европейцами усилиться, что будет способствовать дальнейшей эрозии ядерной сделки, которую Берлин пока пытается сохранить.

 

Наконец, большую опасность для ФРГ действительно представляют боевики «Хизбаллы», находящиеся в республике, что, кстати сказать, стало следствием ошибочной в глазах многих миграционной политики федерального правительства во главе с А.Меркель. Начиная с 2015 г., по данным немецкой разведки, боевики шиитской группировки стали въезжать в Германию под видом просителей убежища, пользуясь ситуацией в САР. Среди центров их концентрации называют землю Северный Рейн – Вестфалия, где активисты «Хизбаллы» облюбовали такие города, как Мюнстер, Эссен, Дортмунд. В Бремене действует общинный центр Аль-Мустафа, который является активным участником сбора средств для «Хизбаллы». Примечательно, что разведывательные службы немецких земель записывают активистов ливанской группировки в сторонников ее политического крыла, что избавляет их от необходимости вести преследование. На фоне объявления всей организации террористической вне закона окажутся все ее сторонники независимо от уровня их радикализации. Не имея возможности собирать финансирование и находясь под давлением, группировка может перейти к террористической активности и подстрекательству среди мусульманского населения ФРГ, в связи с чем Берлин, вероятно, также опасается идти на резкие шаги против «Хизбаллы».

Таким образом, федеральное правительство Германии, руководствуясь совокупностью внутренних и внешних причин, продолжает курс на разграничение политического и боевого крыла ливанской группировки «Хизбалла», способствуя сохранению такого же подхода в ЕС в целом. При этом, опасаясь терактов и риска дальнейшего ухудшения положения Ирана, прокси которого является организация, Берлин не учитывает, что такая активность лишь укореняет проблему, которая в будущем неизбежно будет нарастать, создавая угрозу не только для еврейского населения Германии, но и безопасности граждан ФРГ в целом.