- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иран: критика президента М.Ахмадинежада

Почти полтора года пребывания у власти в Иране неоконсерваторов во главе с президентом Махмудом Ахмадинежадом показывают, что даже то немногое, что было наработано реформистами во главе с предыдущим руководителем исполнительной власти – Сейедом Мохаммадом Хатами — по выводу страны из экономической и политической изоляции и налаживания стабильных и конструктивных отношений с Западом стремительно уходит в небытие. Придя к власти во-многом благодаря популистским лозунгам, в которых делался упор на повышении жизненного уровня самых обездоленных слоев населения, и при согласованной поддержке трех сил – религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи, Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и консервативного духовенства, М.Ахмадинежад все эти месяцы пытался действовать в рамках своих заявленных обещаний. Еще в первые недели после выборов по иранскому телевидению часами крутили слоганы его программы, положенные на музыку пользующегося в Иране бешеной популярностью шлягера «Йарэ дабестанийе ман» (Мой школьный приятель), где рефреном звучала фраза «Он покончит с нищетой и коррупцией». За полтора прошедших года ничего реального в этом направлении сделано не было. Ахмадинежад ничуть не продвинулся и в направлении широко разрекламированной идеи «экономической справедливости». В итоге по всем экономическим показателям заметен регресс: растет инфляция, пополняются ряды безработных, идет неуклонное падение жизненного уровня. Страна по многим параметрам отброшена назад. В Иране практически покончено со свободной прессой, которая играла значительную роль в первые годы президентства Хатами. Ныне все СМИ в достаточной степени подконтрольны государственным органам. Можно констатировать последовательную радикализацию внешнеполитического курса нового правительства. Ахмадинежад буквально «зациклен» на реализации ядерной программы, которая, как считают многие аналитики, имеет военную составляющую. В этом аспекте сложилась крайне невыгодная для Ирана ситуация, когда страна очутилась на пороге конфронтации со всем мировым сообществом. Декабрьская резолюция Совбеза ООН, направленная на прекращение Ираном обогащения урана как средства перехода к военному компоненту ядерной программы, реально усилила изоляцию страны.

Повсеместное неприятие вызывает и антиизраильская риторика Ахмадинежада, его призывы к уничтожению Израиля, пересмотру исторических итогов Второй мировой войны, а частности, такой ее реальности как Холокост, который, по заявлению бывшего Генсека ООН Кофи Аннана, стал «…кульминацией долгой и постыдной истории антисемитизма, гонений, погромов, дискриминации и других форм унижения евреев».

На таком фоне в стране растет число оппонентов Ахмадинежада, хорошо представляющих возможные угрозы безопасности, провоцируемые нынешней президентской командой. Как писала 19 января с.г. «Нью-Йорк таймс», со стороны иранской религиозно-политической элиты на президента Ахмадинежада оказывается сильное давление в отношение того, чтобы хотя бы частично дистанцировать его от принятия решений по чувствительной для страны ядерной программе. На базе критики нынешнего президента образовался даже своеобразный блок в составе предыдущего президента Сейеда Мохаммада Хатами и нынешнего председателя Ассамблеи определения целесообразности принимаемых решений Али-Акбара Хашеми-Рафсанджани. По мнению этой газеты, Ахмадинежад потерял доверие религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи в вопросах реализации иранской ядерной программы. Такую жы мысль озвучила на следующий день праворадикальная тегеранская «Джомхурийе Эслами». Она назвала благожелателями тех, что советует Ахмадинежаду придерживаться умеренной линии, а не прибегать к излишней жесткости. «В отношение ядерной программы те, на ком лежит ответственность за ее реализацию, должны избегать крайностей, и пользоваться советами тех, кто более искушен в подобной проблематике и болеет душой за дело». По словам газеты, последнее слово в любом решении принадлежит «рахбару» (религиозному лидеру, то есть –Али Хаменеи ). В последнее время, добавляет газета, усилилась критика в адрес президента по поводу принятия им решений в сфере внешней политики и ядерного досье. Людей, занимающих ключевые посты в государстве и критикующих ныне конкретные реалии политики Ахмадинежада, не следует считать недоброжелателями. Но именно так, пишет «Джомхурийе Эслами», характеризует их президент Махмуд Ахмадинежад. Газета, которая в начале президентского срока Ахмадинежада сделала ему немалую рекламу, широко пропагандируя его первые шаги, подвергла резкой критике и провалы его правительства в социально-экономической сфере, растущую с каждым днем дороговизну.

Ряд иранских политиков, в частности, представляющих либеральное меньшинство в парламенте, заявили о том, что нужно прислушаться к тем, кто считает, что жесткость политической линии Ахмадинежада не отвечает интересам страны и создает реальную угрозу самому существованию режима. По мнению противников такой политики, она должна быть немедленно пересмотрена. Однако на фоне таких заявлений Ахмадинежад счел возможным выступить в воскресенье 21 января в парламенте страны и заявить, что его правительство не готово даже к малейшей капитуляции и не пойдет ни на какие уступки: «Никакие санкции не могут оказать никакого эффекта ни на нашу экономику, ни на реализацию нашей атомной программы…Пусть наши враги знают, что иранский народ не откажется от своего суверенного права на обладание новейшими ядерными технологиями… Нас не запугать угрозами санкций и даже применения военной силы. Пусть наши враги унесут мечты о победе над нами в могилу».

Что касается последних слов иранского президента, то французская «Ла Монд» в тот же день написала, что в Иране очень многие, в том числе и на вершине политического Олимпа, весьма озабочены возможными экономическим и политическими санкциями против своей страны. Это может ввергнуть страну в анархию и нанести непоправимый вред внутренней стабильности. « Ла Монд» сообщила о том, что она получила копию секретного доклада, представленного иранскому парламенту, в котором анализируется возможный экономический ущерб от введения санкций. Составители доклада считают, что на фоне экономических трудностей в связи с введением санкций возможны масштабные социальные волнения и беспорядки, которые могут иметь самые плачевные результаты для существующего строя. Доклад был подготовлен еще за три месяца до принятия резолюции Совбеза ООН номер 1737. Он рекомендует правительству предпринять меры е тем, чтобы не входить в конфронтацию с США, странами Европы, и ООН в лице Совета Безопасности. О том, каким образом это можно сделать, написала несколько дней назад лондонская «Санди таймс». Со слов авторитетного источника в иранском руководстве газета сообщила о том, что религиозный лидер страны аятолла Али Хаменеи подумывает о том, чтобы сменить команду иранских переговорщиков по ядерной проблеме. К этому его подталкивает растущее давление США и вероятность наложения санкций со стороны Совбеза ООН. По мнению газеты, основанном на источниках в иранском руководстве, Хаменеи склоняется к мнению, что Ахмадинежад не обладает необходимым опытом для курирования вопросов как текущей иранской внешней политики, так и атомной проблемы. Израильская «Едиот ахронот» определила в номере от 21 января мнение Хаменеи следующим образом: « Ахмадинежад наносит вред иранским интересам».

Есть основания полагать, что беспокойство по поводу последних реалий иранской ядерной программы выражают и высшие религиозные авторитеты страны из ее духовного центра –Кума. На это указывает приглашение туда 19 января одного из ближайших доверенных лиц Ахмадинежада, секретаря Высшего совета национальной безопасности ( ВСНБ) Али Лариджани и встречи, которые он провел в Куме с группой таких религиозных авторитетов, как великие аятоллы Ланкарани, Сафи-Гольпаегани и Макарем-Ширази. Сам факт проведения консультации с кумскими патриархами означает, что в Иране на уровне религиозного истеблишмента растет понимание необходимости хотя бы частичного смягчения позиций по отношению к ядерной программе, выработки определенного компромисса с Совбезом ООН, что, по сути означает выполнение ее требования по остановке обогащения урана. В стране понимают, что если не будет преодолена нынешняя бескомпромиссная позиция, Совбез в состоянии принять более жесткий вариант резолюции, нежели резолюция 1737 от 23 декабря 2006 г.

К голосам оппонентов Ахмадинежада по вопросу о ядерном досье присоединился на днях и такой пользующийся популярностью религиозный деятель как аятолла Хоссейн-Али Монтазери. Выступая в Куме на церемонии памяти Мехди Базаргана – первого премьер-министра исламского Ирана, он заявил, что, повторяя ежедневно о том, что обладание ядерными технологиями является суверенным правом иранского народа, не следует забывать, что такое обстоятельство не следует обращать во вред режиму исламской республики. «У нас есть много других прав, которые неплохо бы применить на благо страны и революции». Видный деятель исламского режима, который еще в ноябре 1985 г. был официально избран преемником аятоллы Хомейни на посту «рахбара» , а затем разжалован в связи с идеологическим разногласиями, аятолла Монтазери резко критиковал нынешнее руководство и за то, что страна, имеющая так много природных ресурсов, никак не может обратить их на пользу собственного народа.

Несколько раз по вопросу реализации атомной программы командой Ахмадинежада высказался и Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани. Этот опытный политик считает, что в таком вопросе нужно проявлять максимальную сдержанность и благоразумие, не подставлять под удар базовые ценности ислама и режима. Эту же тему он развил и выступая на пятничном намазе в Тегеране 26 января 2007 г. По словам Хашеми-Рафсанджани, Ахмадинежад и его команда хотят сосредоточить в своих руках всю полноту власти в стране. Ситуация в Иране, сказал Хашеми-Рафсанджани, не совсем обычна, и не нужно своими действиями подрывать статус-кво. Его поддержал, выступая с речью на международном экономическом форуме в Давосе бывший иранский президент Сейед Мохаммад Хатами, призвавший Ахмадинежада к сдержанности.

Наиболее однозначное и прямое осуждение линии президента в атомном вопросе прозвучало в интервью Хоссейна Аллах-Карама –одного из лидеров праворадикальной исламской организации «Ансарэ Хезболла», которое он дал информационному агентству ИСНА. Попытки по нуклеизации страны, сказал он, могут привезти к ее разрушению. «Здесь существуют две опции – иметь разрушенный, но ядерный Иран, или стать страной сильной и авторитетной, владеющей передовыми ядерными технологиями мирного направления… Резолюции Совбеза ООН показывает, что Америка уже ведет против нас мягкую войну, и народ реагирует на это повсеместно заметным беспокойством».

Нападки на президента слышны и из залов парламента, где неоконсерваторы составляют большинство. 24 января с.г. представитель фракции либерального меньшинства Али Аллами разразился целой речью, в которой он предупредил президента о том, что тому следует принять правила игры, диктуемые Западом во главе с США. В противном случае, заявил депутат, Иран будет унижен перед всем мировым сообществом. Аллами обвинил Ахмадинежада в авантюризме и сказал, что его безрассудство подвергает страну серьезной опасности. Депутат затронул и проблему, о которой в Иране не так много говорят — зачем Ахмадинежаду необходимо так серьезно заниматься проблемой Холокоста. « Это было 60 лет назад и нет смысла об этом рассуждать, тем более – подвергать это сомнению и проводить от имени государства конференцию отрицателей Холокоста. Разве в этом была хоть какая-то польза для нашей страны?». С осуждением несоразмерности средств, расходуемых страной на атомную программу, выступил на одном из пленарных заседаний парламента и член Комиссии по безопасности в внешней политике Хешматолла Фалахатпише.

Оппозиция президенту ширится в дни, когда в Иране муссируются слухи о тяжелой болезни религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи. Ряд интернет-сайтов и международных изданий сообщали даже о том, что Хаменеи болен раком в последней стадии, а посему ему осталось жить не более года. Видимо, именно с состоянием здоровья «рахбара» связано ослабление им контроля над деятельностью президента и раздающиеся в последние дни из уст Ахмадинежада заявления о том, что именно он является лицом, принимающим все ответственные решения во внутренней и внешней политике. Чтобы пресечь слухи о серьезной болезни Хаменеи, государственное информационное агентство «Фарс» пошло несколько дней назад на беспрецедентный для иранских СМИ шаг и попыталось прояснить действительную ситуацию. О том, что иранский лидер болен, говорит хотя бы то, что резко сократилось количество его публичных выступлений, он стал лишь периодически появляться на всевозможных форумах. «Фарс» сообщило, что Хаменеи серьезно простужен, и это было видно по его голосу на последних встречах, транслируемых иранским телевидением. Именно по этой причине, передало агентство, он, по настоянию врачей, резко сократил количество публичных встреч. Однако, есть достаточно причин усомниться в том, что он просто простужен. Из телевизионных трансляций следует, что Хаменеи заметно похудел, ему стала свойственна дрожь в руках, изменился голос. Отмечают и то, что ему стало трудно владеть своей речью, он теряет нить рассуждений. Это было хорошо заметно во время его последней транслируемой встречи с палестинским-премьер-министром Исмаилом Ханией.