- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов военно-морского аспекта осложнения военно-политической обстановки между Пакистаном и Индией

Как известно, через четверо суток после воздушного боя между истребителями ВВС Пакистана и ВВС Индии, который состоялся 27 февраля 2019 г. Командование Восточного Флота ВМС Индии приняло решение о выдвижении в заданный район Индийского океана дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) проекта «Кальвари» (также известен, как «Проект 75» и «Проект 75I»).

Разработчиками ДЭПЛ выступили конструкторы французской компании DCNS и испанской Navantia, которые, согласуясь с требованиями индийских военных о создании однокорпусной легкой подводной лодки с дизель-электрической силовой установкой и воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) создали субмарину длиной 74 м (по другим данным 67,5 м), высотой 12,3 м и надводным водоизмещением 1780 тонн, подводным водоизмещением 1957 тонн.

Следует отметить, что расхождение данных в линейных размерах вполне объяснимо именно наличием дополнительного отсека с ВНЭУ. Китайские специалисты отмечают, что самостоятельно индийские конструкторы и специалисты пытались разработать ДЭПЛ водоизмещением до 2000 тонн в течение 17 лет с опорой на техническую документацию, полученную от немецких кораблестроителей, однако все их начинания не получили развития. Именно благодаря сотрудничеству с французскими и испанскими конструкторами удалось наладить строительство ДЭПЛ на предприятии Mazagon Dock.

К настоящему моменту на вооружении ВМС Индии находится первая лодка проекта «Кальвари». Вторая субмарина проходит приемо-сдаточные испытания, предшествующие зачислению в строй. К основной особенности ДЭПЛ данного проекта следует отнести именно наличие ВНЭУ, которая обеспечивает возможность движения под водой со скоростью 4 узла на дальность до 1400 миль.

Для сравнения, без ВНЭУ данная лодка при наличии 360 аккумуляторных батарей (750 ед.) способна на схожей скорости преодолеть всего 400 миль, что недостаточно для скрытного перемещения от пункта постоянного базирования до рубежей, позволяющих вести наблюдение за действиями ВМС Пакистана. Автономность плавания достигает 21 день.

Максимальная дальность похода без дозаправки дизельным топливом с учетом движения в надводном положении составляет 12000 км. Максимальная скорость в подводном положении достигает всего 12 узлов, т.е. подводная лодка не способна «оторваться» от преследователей – кораблей противолодочной обороны. В данном аспекте военнослужащим ВМС Индии остается надеяться на малую акустическую заметность лодки, которая в основном обеспечена за счет размещения большинства механизмов на двухслойных демпферах-изоляторах. Также, боевая устойчивость ДЭПЛ данного проекта обеспечена за счет глубины погружения – максимальное значение 350 м, что не должно позволить обнаружить ее существующими гидроакустическими средствами.

На вооружении индийских ДЭПЛ находятся торпеды с дальностью пуска до 40 км и противокорабельные ракеты SM-39 с максимальной дальностью полета 180 км. В период с 2019 по 2022 гг. ВМС Индии должны получить еще четыре ДЭПЛ рассматриваемого проекта.

По данным китайских источников, пакистанские военные задействовали самолеты базовой патрульной авиации Р-3С Orion (пр-во США), которые предназначены для обнаружения и борьбы с подводными лодками вероятного противника. Известно, что экипаж одного  из таких самолетов при патрулировании водного района в 175 км к югу от порта Гвадар (или в 160 км от военно-морской базы Карачи)  успешно обнаружил ДЭПЛ проекта «Кальвари», которая перемещалась в направлении к территориальным водам Пакистана на перископной глубине, поскольку использовала дизельный двигатель.

После опубликования фотоснимков, бывший командующий Восточным флотом ВМС Индии в общении с корреспондентами национальных СМИ отметил, что пакистанские военные «занимаются фотошопом и просто дезинформируют всех».  Китайские специалисты отмечают, что ВМС Индии уже предпринимали попытку проникновения в исключительную экономическую зону Пакистана 18 ноября 2016 г, однако лодка «тип 209/1500» немецкого производства также была обнаружена при помощи самолета Р-3С.

Китайские аналитики отмечают численное превосходство ВМС Индии в подводных лодках, как дизельных – советского/российского, немецкого производства, так и атомных. В настоящее время на вооружении индийских военных находится многоцелевая АПЛ «Чакра-2» (взята в аренду у РФ сроком на 10 лет) и  АПЛ с баллистическими ракетами проекта «Арихант». Как известно, первая АПЛ проходит серьезный ремонт после столкновения с подводной скалой и серьезного повреждения внешнего корпуса в районе носовой антенны гидроакустической станции. Вторая АПЛ, которая спроектирована и построена силами индийских специалистов не достигла полной боевой готовности.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают, что ВМС Пакистана проводят испытания новой буксируемой активно-пассивной гидроакустической станции типа SLTA (пр-во Pakistan Defense Industries Co.,Ltd), которая представляет собой группу компактных антенн, сигналы от которых обрабатывает цифровая система, позволяющая обнаруживать малошумные подводные цели в сложных акустических условиях и автоматически классифицировать их. Вполне вероятно, что данная система может быть развернута на постоянной основе в виде акустических буев, которые соединены с береговыми центрами подводной разведки.

Некоторые китайские аналитики отмечают, что обнаружение большинства подводных лодок ВМС Индии вполне посильная задача для экипажей фрегатов проекта F-22P «Зульфигар», которые ведут разведку подводной обстановку как при помощи собственных гидроакустических станций, так и благодаря противолодочным палубным вертолетам Z-9C. Как известно, фрегаты и вертолеты изготовлены на соответствующих предприятиях ОПК КНР в рамках военно-технического сотрудничества Пекина и Исламабада.

Кроме ДЭПЛ проекта «Кальвари» Командование ВМС Индии выдвинуло в акваторию Индийского океана оба действующих авианосца «Викрант» и «Викрамадитья» в сопровождении фрегатов проекта «Калькутта». Первый авианесущий корабль выполнял задачу по координации кораблей охранения, осуществлявших поиск ПЛ ВМС Пакистана, а второй авианосец был ориентирован на выполнение основной задачи – обеспечение действий палубной авиации.

В качестве основного средства борьбы с такими крупными надводными кораблями ВМС Пакистана готовы применить противокорабельные ракеты берегового и корабельного базирования. Так, на вооружении береговых войск ВМС Пакистана находятся мобильные пусковые установки дозвуковых противокорабельных ракет С-602 (в НОАК приняты под обозначением YJ-62).

По данным из открытых источников, данный боеприпас при длине 6,8 м, диаметре 540 мм и стартовой массе 1220 кг способен преодолевать 300 км со скоростью 0,6 -0,8 МАХа. Максимальная высота полета данной ракеты составляет 800 м, тогда как на основном участке полета высота составляет 30м, а на конечном всего 7-10 м.

Вероятно, данная ракета способна резко изменять высоту, в случае если надводная цель находится на дальности до 25 км. Боевая часть полубронебойного действия массой 300 кг позволяет наносить неприемлемый урон кораблю водоизмещением до 5000 тонн. Следует отметить, что именно на базе данной ПКР китайские конструкторы  в интересах ВС Пакистана разрабатывают экспортную модель крылатой ракеты класса «земля-земля» под обозначением С-602G.

Полет ракеты обеспечивает инерциальный модуль и приемник сигнала системы глобального позиционирования GPS (может быть заменен на Beidou), а обнаружение цели (на дальности 40 км) и ее классификацию (на дальности до 30 км.) обеспечивает активная радиолокационная головная часть наведения. Всего официальный Исламабад приобрел 120 рассмотренных ракет.

Кроме того, на вооружении ВМС Пакистана находятся сверхзвуковые ПКР под обозначением СМ-302 (вероятно 100 ед.), которые обладают максимальной дальностью полета 280-290 км, при этом масса БЧ уменьшена до 250 кг. По оценкам западных специалистов, максимальная скорость полета СМ-302 составляет 4 МАХа. Другие тактико-технические характеристики остаются засекреченными.

Китайские специалисты полагают, что зенитно-ракетные системы «Барак-8» (пр-во Израиль), которые составляют основу корабельной ПВО в ВМС Индии не гарантируют полноценной защиты как от дозвуковой, так и от сверхзвуковой ПКР китайского производства, что и обеспечивает баланс между Исламабадом и Нью-Дели в акватории Индийского океана.