- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об актуальных проблемах запрета на бойкот Израиля в ФРГ

Бойкот Израиля (BDS-Movement) и борьба с ним имеет в Германии различные проявления, что доказывает серия событий недавнего времени. Так, трое активистов движения (израильтяне С.Синай и Р.Баркан и один палестинец М.Абусалама) предстали перед судом за то, что в 2017 г. прервали выступление депутата Кнессета от партии «Еш атид» А.Лави в Берлинском университете им. Гумбольта на мероприятии под названием «Жизнь в Израиле: террор, предрассудки и шанс на мир». Представители движения обвинили ее в причастности к преступлениям против населения сектора Газы, а также назвав представительницей «режима апартеида».

Данный инцидент получил статус антисемитского, что объяснилось несколькими причинами. Во-первых, выступление А.Лави, возглавлявшей лобби по борьбе с делигитимацией Израиля  было частью большого проекта, организованного при поддержке Немецко-израильской ассоциации (DIG), которая ставит своей целью продвижение культурных, экономических и личных связей между двумя народами. В рамках той же встречи была запланирована и лекция выжившей в Холокосте 82-летней Д.Вайнштейн. Таким образом, активисты движения столкнулись и с обвинением в том, что вынудили ее стать свидетелем данной акции. После инцидента сама А.Лави назвала случившееся «насильственной антисемитской демонстрацией». Наконец, DIG обратилось в правоохранительные органы ФРГ именно с заявлением о случае проявления антисемитизма, что и стало основанием для процесса.

При этом участники тех событий, а особенно палестинец из Газы М.Абусалама настаивает, что начатая Берлином кампания не имеет ничего общего с предотвращением антисемитских акций. Она, скорее, является проявлением тенденции, в соответствии с которой ФРГ ограничивает право на свободу слова в том, что касается критики Израиля. Заметим, что данная риторика сходна с подходом, который пропагандирует лидер британских лейбористов Дж.Корбин. Мало того, уже этот факт как раз дает основания для того, чтобы заподозрить участников берлинской акции 2017 г. в антисемитизме. Причина тому заключается в определении антисемитизма, разработанном Международным альянсом в память о Холокосте (International Holocaust Remembrance Alliance, IHRA) и одобренном главами внешнеполитических ведомств государств-членов ЕС при содействии Австрии в декабре прошлого года. Там, помимо общей трактовки термина представлены и примеры проявлений антисемитизма, в числе которых атаки на Израиль как на «еврейский коллектив», а также обвинения государства в том, что оно представляет собой «расистский проект». Примечательно, но случай на лекции А.Лави попал даже в отчет разведывательного управления Берлина как «особое проявление антисемитизма». Еще одним примером BDS-Movement, упомянутым в том документе, стал призыв бойкотировать музыкальный фестиваль в германской столице на том основании, что его спонсирует израильская сторона.

Сам М.Абусалама при этом настаивает, что как минимум его деятельность мотивирована не неприятием евреев, а тем, что израильские власти своим давлением на Газу, откуда родом активист, сломали ему жизнь. В частности, по опубликованным данным, он был ранен в 2014 г. якобы при попытке посадить оливковое дерево у пограничного забора, разделяющего сектор и Израиль. Потом, вероятно, с вполне мирными целями М.Абусалама хотел изредка приходить на границу, чтобы поливать свое растение, при этом не задумываясь, что территория является особо охраняемой. Потом он оказался в Германии, которая теперь угрожает ему депортацией.

В риторике М.Абусалама заслуживают внимания еще несколько важных моментов. С одной стороны обращение с палестинцами он противопоставляет политике, проводимой в Израиля по отношению к ЛГБТ-сообществу. Таким образом, при желании он может получить еще одно обвинение, поскольку ФРГ весьма толерантная в этом смысле европейская страна. Помимо этого, М.Абусалама полагает, что риторика официального Берлина связана с тем, что ФРГ по-прежнему продолжает извиняться за Холокост. Одной из форм бремени ответственности он считает давление на палестинцев с тем, чтобы они молчали. Вместе с тем в действиях федерального правительства можно увидеть и иной смысл. Германия, а точнее правительство А.Меркель серьезно усугубило свое положение миграционной политикой, следствием которой стал и т.н. «импорт антисемитизма», завезенного вместе с выходцами с Ближнего Востока, привыкшими видеть в Израиле и в евреях врагов. Теперь, если Берлин проявит мягкость в отношении палестинских нападок на Израиль, он рискует столкнуться с волной выходцев оттуда, ищущих лучших условий и одновременно площадку для выражения свой ненависти.

Вместе с тем курс Германии далеко не всегда выглядит последовательным. Несмотря на изложенные выше обстоятельства, которые, казалось бы, свидетельствуют о правильном понимании сути BDS-Movement, на этой неделе имела место противоположная ситуация. Так, возмущение израильской стороны вызвало то, что федеральный министр внутренних дел Х.Зеехофер был согласен на то, чтобы разрешить террористке, представительнице Народного фронта освобождения Палестины (НФОП) Р.Одех выступить в Берлине на мероприятии, организованном в пятницу в рамках BDS-Movement. По данным немецкого Tagesspiegel темой речи палестинки должна была стать роль женщины в т.н. «освободительной борьбе», что особенно опасно с учетом намерения ХАМАС добиться эскалации в годовщину «марша возвращения», причем делается это в том числе и за счет более масштабного, чем в последние месяцы, привлечения к акциям женщин и детей. В связи с этим посол Израиля в Германии Дж.Иссахаров подчеркнул: «мы шокированы тем, что осужденная палестинская террористка, которая несет персональную ответственность за убийство двух студентов в супермаркете, была приглашена выступить в Берлине».

Критика в адрес министра прозвучала и со стороны немецких политиков, в числе которых выделились «зеленые». Представитель партии Ф.Бек не только осудил шаг правительства, но и призвал признать вне закона в Германии НФОП, поскольку именно формально легальное положение этой организации позволяет ее участникам выступать на подобных мероприятиях без последствий. Помимо этого для немецкой политики должно быть важным и то обстоятельство, что Р.Одех была осуждена за миграционное мошенничество и депортирована из США в Иорданию. Таким образом, еще раз обращает на себя внимание предположение о справедливости опасения миграционной угрозы со стороны палестинцев для Германии.

В итоге выступление Р.Одех все было отменено, а Министерство внутренних дел также аннулировало ее визу, потребовав в короткие сроки покинуть шенгенскую зону, т.е. территорию 26 государств. Официальной причиной в пятницу было названо то, что ФРГ может запретить выступление иностранного гражданина в том случае, если оно может повредить отношениям немцев и иностранцев или нарушить взаимоотношения различных национальных групп в стране. Вместе с тем есть версия, что влияние на Берлин оказало вмешательство Вашингтона. Позднее посол США в Германии Р.Гренелл назвал запрет на выступление и депортацию Р.Одех «правильным решением». Помимо этого в беседе с Fox News дипломат, которого израильские СМИ считают одним из самых влиятельных представителей Соединенных Штатов за рубежом, что предоставление площадки для выступления палестинских террористов фактически может стать основанием для легитимации антисемитизма, что особенно опасно, учитывая актуальность проблемы в Европе.

В целом, несмотря на то, что вопросы борьбы с антисемитизмом имеют для Германии большое значение, многочисленные лазейки в законодательстве, а также сложность в оценке каждой конкретной акции BDS-Movement по-прежнему позволяют движению действовать на территории ФРГ, а запрету подвергается каждый конкретный случай, а не противодействие Израилю в такой форме в целом. В том, что касается внутренней и внешней реакции на последние события, следует учесть два факта, с одной стороны, принимая во внимание ранее публиковавшиеся материалы по политике Германии и ее влиянию на отношения с Израилем, стоит учесть, что немецкие «зеленые» также считаются претендентами на попадание в коалицию, если блок ХДС/ХСС решит сменить партнеров. При этом А.Меркель еще в 2017 г. импонировала мысль создания т.н. «коалиции Ямайки» с участием «зеленых», ХДС/ХСС и СвДП, цвета которых повторяют флаг островного государства. Реакция Вашингтона и ответ на нее Берлина, в свою очередь, иллюстрируют не только политику первого по защите интересов своего главного ближневосточного партнера, но и характер германо-американских отношений, где особую остроту приобретает проблема террористов и лиц, нарушающих миграционное законодательство.