- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: новые данные о еврейском населении в Иудее и Самарии

Бывший председатель партии «Ихуд леуми» Яаков Дов Кац (более известен под прозвищем «Кецеле»), который был депутатом Кнессет 18го созыва (в 2009-2013 гг.), — один из признанных лидеров израильского поселенческого движения. В 1974 году он был среди основателей движения «Гуш эмуним», с которого по сути началось современное организованное еврейское поселенческое движение. Он по праву считается основателем расположенного непосредственно к северу от Рамаллы поселения Бейт-Эль, а также влиятельной поселенческой радиостанции (ныне интернет-сайт) «Седьмой канал». Многочисленные заслуги Яакова Каца перед поселенческим движением заставляют с особым внимание относиться к его выступлениям по поводу истории, нынешнего состояния и перспектив поселенческого движения. В понедельник он обнародовал свой ставший уже традиционным за последние годы «Ежегодный отчет о развитии поселенчества в районах Иудеи и Самарии». Этот отчет базируется в основном на официальных данных отдела регистрации населения Министерства внутренних дел Израиля, однако использует и внутреннюю информацию еврейских городских, местных и региональных муниципальных советов, расположенных в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией).

В нынешнем отчете приведены цифры на 3 января 2019 года, когда общее число еврейских жителей Иудеи и Самарии составляло 449 508 человек. Достоверные данные о численности арабского населения этих районов отсутствуют, и потому доля евреев в них может быть определена лишь приблизительно. Однако очевидно, что она уже превышает 20%.

Израильские правые политики любят в последнее время, говорить о том, что в Иудее и Самарии «живут полмиллиона евреев», однако, как видно из приведенных в отчете Яакова Каца цифр, пока речь идет об «округлении в большую сторону». Тем не менее, приведенная в отчете цифра на 3,3% больше, чем аналогичный показатель годичной давности. А за пять последних лет численность еврейских поселенцев в этих районах выросла на 20,61%.

К этому уместно добавить, что в предисловии автор отчета отметил в частности, что «за первые два года правления администрации американского президента Трампа наметился резкий рост начал нового еврейского строительства в Иудее и Самарии. Результаты этого найдут свое выражение в заселении домов в течение следующих двух лет, по окончанию строительства этих квартир». Следует пояснить, что спрос на жилье в Израиле, в том числе в поселениях высок, и темпы роста числа жителей поселений, по сути, искусственно сдерживаются темпами жилищного строительства, не покрывающего существующего спроса.

Говоря о численности еврейских поселенцев в Иудее и Самарии (на Западном берегу) следует иметь в виду, что отчеты Яакова Каца никогда не приводят данных о еврейском населении Восточного Иерусалима, насчитывающем сейчас примерно 320 тысяч человек. Большинство зарубежных государств рассматривают восточную часть столицы Государства Израиль, находившуюся до Шестидневной войны 1967 года под контролем Иордании в качестве «оккупированных арабских территорий» и части Западного берега. Соответственно построенные там после 1967 года новые еврейские кварталы и жилые комплексы номинально рассматриваются ими в качестве «поселений». Однако поскольку Государство Израиль сразу же после Шестидневной войны распространило свой суверенитет на Восточный Иерусалим, израильтяне рассматривают его в качестве своей суверенной территории и, соответственно, не включают живущих там евреев в число поселенцев Иудеи и Самарии.

Особенностью отчетов Яакова Каца является то, что он приводит данные о развитии не только еврейского поселенчества в целом, но и конкретных блоков поселений (в Израиле «блоками» называют более или менее компактные группы поселений). При этом, в отличие от других документов, касающихся данной тематики, он в своих отчетах включает в блоки все без исключения еврейские поселения. «Изолированных поселений» как понятия у него нет. Яаков Кац выделяет в Иудее и Самарии 11 блоков поселений:

  1. Блок «Ариэль – Элькана» в Западной Самарии, включающий в себя поселения Ревава, Оранит, Алфей-Менаше, Элькана, Ариэль, Баркан, Алей-Загав, Эц-Эфраим, Пдуэль, Кирьят-Нетафим и Шаарей-Тиква (всего — 61285 жителей).
  2. Блок «Биньямин», расположенный к северу, западу и востоку от Рамаллы, который включает в себя поселения Амихай, Бейт-Эль, Бейт-Арье, Адам, Бейт-Хорон. Гивон ге-Хадаша, Гиват-Зеев, Долев, Гар-Адар, Халамиш. Тальмон, Кохав га-Шахар, Кохав-Яаков, Мево-Хорон, Кфар га-Ораним, Маале-Левона, Маале-Михмас, Нахалиэль, Нили, Наале, Офра, Атерет, Альмон, Псагот, Римоним, Шило, Эли (всего – 90956 жителей).
  3. Блок «Кирьят-Сефер», расположенный к северу от города Модиин и включающий в себя поселения Модиин-Илит, Хашмонаим, Матитьягу и Ганей-Модиин (всего – 82056 жителей).
  4. Блок «Гуш-Эцион», расположенный между Вифлеемом и Хевроном и включающий в себя поселения Алон-Швут, Элазар, Эфрата, Бат-Аин, Гар-Гило, Кфар-Эцион, Мигдаль-Оз, Неве-Даниэль и Рош-Цурим (всего – 25939 жителей).
  5. Блок «Хевронские горы», включающий в себя поселения Адора, Эшколот, Бейт-Хагай, Тенэ, Кармель, Маон, Сусия, Ятир, Отниэль, Пней-Хевер, Кирьят-Арба (включая еврейское население Хеврона), Шима, Телем, Сансена, и Кармей-Цур (всего – 18897 жителей).
  6. Блок «Северная Самария», включающий в себя поселения Хинанит, Хермеш, Мево-Дотан, Шакед и Рейхан (всего — 3514 жителей).
  7. Блок «Самария», расположенный в Центральной Самарии, в который включаются поселения Итамар, Элон-Морэ, Брухин, Браха, Ицхар, Мигдалим, Шавей-Шомрон, Авней-Хефец, Якир, Кфар-Тапуах, Рахелим, Маале-Шомрон, Нофим, Карней-Шомрон, Салит, Имануэль, Эйнав, Цофим и Кдумим (всего – 40251 житель).
  8. Блок «Маале-Адумим», расположенный к востоку от Иерусалима и включающий в себя поселения Маале-Адумим, Кейдар, Мицпе-Ерихо и Кфар-Адумим.
  9. Блон «Восточный Гуш-Эцион», включающий в себя поселения Ткоа, Нокдим, Маале-Амос и Асфар (всего – 7713 жителей).
  10. Блок «Бейтар-Илит» включает в себя только одноименный город, население которого составляет 60098 человек.
  11. Блок «Иорданская долина», включающий поселения Авнат, Альмог, Аргаман, Бейт га-Арава, Бкаот, Гитит, Гилгаль, Веред-Ерихо, Хемдат, Хамра, Йитав, Яфит, Мехора, Мехола, Маале-Эфраим, Мицпе-Шалем, Масуа, Мешехиют, Ниран, Наама, Нетив га-Гдуд, Пцаэль, Калия, Рои, Ротем, Шдемот-Мехола и Томер (всего – 9186 жителей).

Из опубликованных им данным следует, что на протяжение прошедшего года наибольший рост населения наблюдался в группе поселений Восточного Гуш-Эциона, расположенных к юго-востоку от Иерусалима и Вифлеема, на краю Иудейской пустыни. Местное еврейское население выросло за год на 6,15%, а за последние 5 лет – на 40,44%. Будучи сам жителем одного из поселений Восточного Гуш-Эциона, автор может подтвердить на основе личных впечатлений, что эти данные выглядят соответствующими действительности.

Нельзя не отметить, что предлагаемое Яаковом Кацем деление поселений на «блоки» достаточно условно, а в некоторых случая даже анахронично, поскольку отражают реальность, существовавшую в прошлом, когда поселения были меньше. Так, например, поселения Адам, Гиват-Зеев, Гивон га-Хадаша, Гар-Гило являются на сегодняшний день скорее близкими пригородами Иерусалима, чем часть каких бы то ни было блоков поселений. А что касается блока «Ариэль – Элькана», то к нему в реальности могут быть на сегодняшний день отнесены и поселения Имануэль, Кдумим, Карней-Шомрон, Маале-Шомрон, Цофим, Алфей-Менаше, Бейт-Арье, Рахелим, Кфар-Тапуах и Шавей-Шомрон. Блок, который Яаков Кац именует «Иорданская долина», представляет собой на самом деле обширную и малонаселенную территорию Иорданской долины и северного побережья Мертвого моря, где нет ни одного крупного арабского населенного пункта, кроме Иерихона, и потому доминирование еврейского население бросается в глаза.

В заключение нельзя не упомянуть о том, что основываясь на темпах роста числа жителей еврейских поселения за последние 5 лет, Яаков Кац строит прогноз на несколько десятков лет, согласно которому в 2041 году численность евреев в Иудее и Самарии превысит 1 миллион. Однако как показывает опыт, на подобного роста прогнозы полагаться трудно, потому что темпы роста еврейского населения Иудеи и Самарии в последующие годы могут как многократно ускориться, так и замедлиться в зависимости от внешнеполитической и внутриполитической обстановки, включая влияние таких факторов, как американское давление (или его отсутствие), темпы репатриации из еврейской диаспоры и т.д.