- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии сотрудничества Королевства Саудовская Аравия и Китайской Народной Республики в области переработки нефти. Часть 2

Одновременно с установлением партнерских отношений в области поставок и переработки нефти с корпорацией НОРИНКО руководство Saudi Aramco в рамках визита принца Мухаммеда бен Сальмана  в КНР подписало соглашение о сотрудничестве с компанией Zhejiang Petrochemical Co.,Ltd.

По данным китайских источников, компания Zhejiang Petrochemical Co.,Ltd. это совместное предприятие, образованное  такими юридическими лицами, как: Zhoushan Comprehensive Development Co.,Ltd,  Zhejiang Tongkun Investment Co.,Ltd, Zhejiang Juhua Investment Co.,Ltd и Rongsheng Petrochemical Co.,Ltd, которым в уставном капитале предприятия принадлежало 9%, 20% , 20% и 51% акций соответственно. Лидером в этом СП по количеству инвестированных средств является именно Rongsheng Petrochemical Co.,Ltd, руководство которой заняло наиболее активную позицию в переговорном процессе с арабскими поставщиками углеводородного сырья и приложило значительные усилия для получения поддержки на высшем государственном уровне.

Достоверно известно, что строительство нового островного НПЗ курирует лично руководитель Государственного Совета КНР Ли Кэцян, который посещал строительные площадки и провел встречи как с руководителями строительных работ, так и с рабочими и рядовыми сотрудниками. Известно, что на строительстве НПЗ задействовано около 36000 человек.

Согласно условий соглашения саудовские поставщики приняли обязательство по поставке 800000 баррелей сырой нефти ежедневно на перспективное нефтеперерабатывающее предприятие (суммарная производительность двух очередей НПЗ составит 40 млн тонн), которое в настоящее время возводит несколько компаний подрядчиков на острове Юйшаньдао, который является частью архипелага Чжоушань (в непосредственной близости от водного района г.Шанхай).

Известно, что четыре основных острова данного архипелага соединены автомобильным мостом, который строили специально в рамках реализации проекта по созданию островного нефтеперерабатывающего и нефтехимического кластера на о.Юйшаньдао. Кроме того, китайские энергетики заблаговременно проложили силовую линию мощностью 120 кВольт для обеспечения текущих потребностей строительства.

Китайские разработчики предусмотрели возможность подхода нефтеналивных судов с западной и восточной стороны острова. По данным открытых источников, на береговой части острова будет построено четыре причальных района, которые позволят одновременно швартовать до 16 коммерческих судов. Одно причальное место позволит размещать танкер водоизмещением 100000 тонн, и еще два места предназначены для стоянки, выгрузки/загрузки танкеров водоизмещением по 50000 тонн. Следует отметить, что существующие причальные сооружения обеспечивают доставку и выгрузку тяжелого и сверхтяжелого оборудования за счет берегового крана грузоподъемностью 800 тонн.

По расчетам китайских специалистов именно танкеры будут перевозить до 35 млн тонн готовой продукции в другие порты КНР, тогда как 5 млн тонн продукции будут доставлять по территории страны автомобильным транспортом.

Спустя месяц после визита принца Мухаммеда бен Сальмана в Китай стала известна инженерная информация о проекте островного нефтеперерабатывающего кластера, который будет занимать площадь в 1307,9 гектар. Подобная площадь обеспечена за счет строительных работ – грунт, полученный после углубления дна, доставлен на берег и использован для увеличения полезной площади. Береговая часть НПЗ усилена за счет железобетонных свай увеличенной длины и толщины

К основным видам продукции следует отнести подготовленную и очищенную нефть (подвергнута осушению, десульфации и т.д., предназначена для дальнейшей продажи в третьи страны — 7,8 млн тонн), бензин (базовая марка с октановым числом 93), высококачественное дизельное топливо (8 млн тонн), авиационный керосин (1,5 млн тонн), гидрокрекинговые масла (3,8 млн тонн), параксилол (8 млн тонн), полиолефин (5,2 млн тонн), , этилен (1,4 млн тонн), пропан (600 тыс.тонн),  алкил (600 тыс.тонн), поликарбонат (260 тыс.тонн).

Продукция перспективного НПЗ, вторая очередь которого будет запущена в эксплуатацию в 2021 г., найдет применение в производстве строительных материалов, электроники, электротехники, бумаги, пластика, резинотехнических изделий, бытовой химии и т.д.

Кроме переработки сырья на данном предприятии будет размещено оборудование, позволяющее выполнять переработку отработанных моторных и трансмиссионных масел. Для выработки указанных объемов продукции на территории НПЗ будет размещено более десятка основных производственных линий и около 20 цехов для выпуска специализированной, высокотоксичной, взрывоопасной продукции. Также на территории  кластера будет размещено производство пластиковой и металлической тары.

К настоящему моменту известно, что по решению акционеров Zhejiang Petrochemical Co.,Ltd., саудовская Saudi Aramco приобрела долю в СП в размере 9%  за 2,25 (под другим данным 2,142) млрд долл. США. Не представляется возможным, что какая из китайских компаний-участников СП уступила часть своей доли, которая была продана аравийским инвесторам.

Следует отметить, что стоимость всего НПЗ составляет около 25 млрд долл. США, из которых только 30% это средства участников СП, тогда как остальные 70% это кредитные средства, предоставленные китайским банками. Фактически Saudi Aramco приобрела долю в крупнейшем нефтепромышленном и нефтехимическом кластере в ключевой момент строительства второй очереди предприятия, которое будет крупнейшим на восточном побережье КНР.

Китайские компании-участники СП рассчитывают на примере нового НПЗ продемонстрировать арабским партнерам новые «зеленые» технологии, применяемые в переработке нефти. Кроме того китайские специалисты рассчитывают продемонстрировать собственное оборудование для получения топлива высокого качества. Вполне вероятно, что часть бензина и дизельного топлива, полученного из сырой нефти, поставленной компанией Saudi Aramco будут поставлять на сеть автозаправочных станций, которые в течение пяти лет построит китайская Zhejiang Energy Group на территории провинции Чжэцзян.

Также, соответствующее соглашение о сотрудничестве с аравийской Saudi Basic Industry Corporation подписала компания  Fujian Fuhai Chuang Petroleum Co.,Ltd. Китайская компания возведет новый НПЗ на территории нефтехимического района «Гулэй» в районе  г.Цюйчжоу. Новое предприятие будет состоять из 13 производственных линий и ориентировано на выпуск продуктов глубокой переработки нефти – 2 млн тонн этилена, 600 тыс. тонн пропана и т.д.

В дополнение к вышесказанному отметим, что Saudi Aramco фактически ввязалась в активную конкурентную борьбу с американской ExxonMobil и немецкой BASF за китайский и восточноазиатский рынок нефтепродуктов нового поколения. Как известно, американская компания в сотрудничестве с Zhejiang Energy Group планирует в 2020 г. запустить завод по сжижению природного газа производительностью 1 млн тонн, который будет загружен твердыми контрактами на ближайшие 20 лет.  Также, в районе г.Хуйчжоу будет построен нефтехимический завод, предназначенный для выпуска этилена, полиэтилена и полипропилена (суммарная производительность 1,2 млн тонн). В свою очередь немецкие предприниматели рассчитывают открыть НПЗ в районе г.Чжаньцзян в период с 2026 по 2030 г., который позволит вырабатывать высокоочищенные продукты.

В завершение отметим высказывание руководителя Saudi Aramco Амина Насера, который в своем выступлении на церемонии подписания соглашений выразил мнение о том, что китайские партнеры в очередной раз доказали свою надежность и заинтересованность в долговременном и стабильном сотрудничестве.  Суммарный объем инвестиций саудовской стороны в проект НПЗ на о.Юйшаньдао и в провинции Чжэцзян составил около 8 млрд долл. США.

Именно благодаря таким проектам саудовские производители получат возможности дальнейшего продвижения на топливно-энергетическом рынке Восточной Азии. Особое внимание саудовские нефтепромышленники в будущем уделят восточным регионам КНР, а именно таким провинциям как Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун, которые являются экономическим локомотивами КНР.