- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военной ситуации в Сирии (16 – 22 марта 2019 г.)

По данным совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 255 нарушений режима прекращения огня. Это несколько ниже показателя предыдущей недели (289). Таким образом, число нарушений остается стабильно большим.

Продолжила очень активно фиксировать нарушения турецкая часть комиссии, особенно – в части, касающейся провинции Хама – той ее части, которая примыкает к зоне деэскалации Идлиб.

В последующих данных учитывались максимальные показатели из представленной двумя частями комиссии информации. В частности, в провинции Латакия было зафиксировано по меньшей мере 43 нарушений (в течение предыдущей недели – 49), в провинции Алеппо – 40 нарушений (66). Оставалось большим число нарушений в провинциях Хама – 90 (53) и Идлиб – 34 (55). В трех провинциях отмечено небольшое сокращение числа нарушений, однако обращает на себя внимание всплеск нарушений в провинции Хама.

Летательные аппараты ВКС России в течение недели наносили удары по целям джихадистов в провинциях Идлиб, Хама.

22 марта самолеты ВКС России наносили удары по позициям группировки «Тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ) в районах городов Кафрая и Фуа в провинции Идлиб.

23 марта впервые в этом году отмечено применение российских боевых вертолетов. Они атаковали позиции группировки «Джейш аль-Изза» в районе города Аль-Латамна на севере провинции Хама.

Данных о возможной работе самолетов сирийских ВВС на прошедшей неделе не имеется.

В течение недели продолжались активные боевые действия в ряде провинций страны.

18 марта представитель «Сил демократической Сирии» (СДС), штурмовавших Багуз на востоке провинции Дейр эз-Зор, сообщил, что в осажденном районе на тот день оставались до 5 тысяч боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ).

19 марта в ходе непрекращавшегося штурма оплота ИГ в н.п. Багуз джихадисты обратились к своим сторонникам на всей территории Сирии с требованием активизировать операции с тем, чтобы отомстить курдам.

21 марта командование СДС объявило об успешном завершении штурма населенного пункта Багуз на востоке провинции Дейр эз-Зор. Таким образом, пал последний оплот ИГ в Сирии. Тем не менее 22 марта командование СДС сообщило о продолжении боев с формированиями ИГ в ряде районов долины реки Евфрат. Также 22 марта о полном уничтожении формирований ИГ в Сирии объявил Вашингтон.

17 марта отражены атаки боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» на позиции сирийских войск на севере провинции Хама, юге провинции Идлиб, западе провинции Алеппо. Атаки велись из демилитаризованной зоны вокруг зоны деэскалации Идлиб.

19 марта после атак боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» на позиции правительственных сил на севере провинции Хама и на юге провинции Идлиб сирийская артиллерия нанесла массированные удары по позициям джихадистов.

На северо-западе провинции Хама 23 марта джихадисты атаковали города Разееф и Азизия. При этом, возможно, они использовали отравляющие вещества, от воздействия которых пострадали до 20 человек. Обстоятельства этого инцидента уточняются.

В провинции Алеппо в курдском кантоне Африн в деревне Кимар 19 марта курдские бойцы атаковали позиции турецких войск и протурецких формирований. Те и другие понесли значительные потери.

На востоке провинции Хомс 17 марта сирийские военные провели многозначительные учения в районе, примыкающем к контролируемой американцами зоне «безопасности» Эт-Танф.

18 марта министр обороны Сирии Али Абдалла Айюб заявил, что правительственные силы его страны намерены в любом случае вернуть контроль над территориями, удерживаемыми курдским ополчением. «Сирийское правительство решит эту проблему при помощи одного из двух вариантов: либо через примирительное соглашение, либо освободит территории с применением силы», — сказал он на брифинге с участием представителей генштабов Ирака и Ирана. «Курдское ополчение — это единственная карта, которая есть у американцев и их союзников», — сказал министр.

19 марта курды осудили угрожающие заявления Дамаска в их адрес. Высказывания министра обороны Сирии на их счет они назвали «расистскими».

23 марта глава СДС Мазлум Кобан призвал Дамаск решить курдскую проблему путем диалога.

19 марта с многозначительным визитом в Дамаске побывал министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. Там он встречался с президентом Б.Асадом. Как представляется, между двумя странами могли накопиться определенные противоречия, и в частности, по вопросам  формирования Конституционного комитета, отношений с курдами. Российский министр, судя по всему, попытался урегулировать их. Не исключено, что обсуждалась также возможность военной операции в Идлибе.

Как представляется, с освобождением Багуза проблема ИГ в Сирии никуда не денется. Очевидно, что там повсеместно продолжают действовать «спящие» ячейки. Также нет полной ясности о том, что стало с формированиями ИГ, в свое время ушедшими в пустыню на востоке провинции Хомс.