- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О визите президента Ливана Мишеля Ауна в Россию

25-26 марта с.г. состоялся официальный визит президента Ливанской Республики Мишеля Ауна в Российскую Федерацию. Это был первый визит главы ливанского государства в Москву за всю историю двусторонних отношений (не исключая и советское время). По мнению журналистов франкоязычной газеты Orient le Jour, издаваемой ливанскими христианскими кругами, 2018 год стал переломным в развитии ливано-российских отношений, продемонстрировав их расширение и углубление. По словам журналистки Скарлетт Хаддад, «Уже невозможно скрыть преобладающий вес и влияние, которые Россия получила в делах Ближнего Востока». В этой связи ливанские обозреватели отмечают, что после того как Россия получила преобладающее влияние в делах Сирии, укрепившись на военных базах в Тартусе и Хмеймиме, Ливан также оказался в геополитической орбите Москвы. Журналисты левой ливанской газеты «Аль-Ахбар» охарактеризовали переговоры М.Ауна и президента Российской Федерации В.В.Путина как «начало этапа стратегических отношений между Ливаном и Россией».

Несмотря на то, что ливанский президент первый раз посещает Россию, Москва уже давно стала местом паломничества для различных ливанских политиков. Саад Харири после вступления в 2016 году в должность премьер-министра каждый год посещает Россию. Последний по времени  официальный визит ливанского премьера в Россию прошел в сентябре прошлого года. Регулярными стали встречи министров иностранных дел России и Ливана С.В.Лаврова и Джебрана Басиля. 15 марта с.г. между ними состоялся длительны телефонный разговор. В апреле 2018 года Москву посетил для участия в Конференции по безопасности, организованной Министерством обороны России, бывший министр обороны Ливана Якуб Сарраф. За последние несколько лет в России с поездками неоднократно побывали лидер Прогрессивно-социалистической партии Ливана (ПСП) Валид Джумблат и его сын Тимур Джумблат. В ноябре 2018 года советник Саада Харири по российским делам Жорж Шаабан был награжден российским Орденом Дружбы.

Растет и торгово-экономическое сотрудничество между двумя государствами.  В мае 2018 года консорциум в составе компаний Total, Eni и российской компании «Новатэк» выиграл тендер на разработку двух газовых месторождений на шельфе Ливана. 25 января 2019 года российская компания «Роснефть» получила лицензию на модернизацию, расширение и эксплуатацию нефтяного терминала в ливанском порту Триполи, что позволит ей стать ведущим экспортером нефтепродуктов в Ливан. Наряду с экономическим в последнее время расширяется и культурное сотрудничество. В этой ближневосточной стране появилось несколько новых культурных центров, строительство которых профинансировали ливанские бизнесмены.

В ходе визита президента Ливана в Россию были рассмотрены три блока вопросов. Во-первых, ситуация, сложившаяся с сирийскими беженцами в Ливане. В настоящее время в этой стране находятся миллион двести тысяч беженцев из Сирии. Их пребывание ложится тяжелым бременем на социально-экономическую ситуацию в стране. Все политические партии и группировки в Ливане, а также коренные ливанцы заинтересованы в их скорейшем возвращении на родину. В то же время между Ливаном и САР отсутствуют прямые переговоры по репатриации сирийских граждан.  Все имевшие место до этого возвращения беженцев небольшими группами велись при посредничестве либо движения «Хизбалла», либо директора Службы общей безопасности Ливана генерала Аббаса Ибрагима. Целью визита Мишеля Ауна было создание трехстороннего сирийско-российско-ливанского механизма по решению данной проблемы.

Во-вторых, укрепление сотрудничества в сфере безопасности. Здесь российские интересы в Ливане напрямую сталкиваются с американскими. В феврале 2018 года было подписано российско-ливанское соглашение о военном сотрудничестве. Согласно данному документу, будут осуществляться поставки российского вооружения ливанской армии на льготной основе в обмен на доступ российских военных к военным объектам Ливана. Однако данное соглашение не ратифицировано парламентом и правительством республики. Многие эксперты полагают, что это вызвано противодействием со стороны американского лобби в Бейруте. США в настоящее время лидируют по поставкам оружия в Ливан (2,5 млрд долларов за последние три года). Однако зачастую это старое и некондиционное вооружение (старые грузовики с барахлящими двигателями, БТРы времен вьетнамской войны, бразильские учебные самолеты «Тукано»). Причина проста: американцы не хотят, чтобы ливанская армия была боеспособна при вероятном конфликте с Израилем. В то же время они не желают и конкурентов на ливанском рынке. Есть у двустороннего сотрудничества в сфере безопасности и другой вопрос: возможное российское посредничество в урегулировании территориальных споров с Израилем, в частности при демаркации морских границ. Вылетая в Россию, Мишель Аун на вопрос, может ли Ливан рассчитывать на подобное посредничество, ответил: «Все возможно». При этом Бейрут не соглашается на аналогичные посреднические услуги, предложенные Соединенными Штатами, справедливо полагая, что Вашингтон будет подыгрывать израильской стороне.

В-третьих, на переговорах обсуждались вопросы торгово-экономического сотрудничества, а также сотрудничества в сфере культуры, науки и образования. Была подчеркнута необходимость развивать экономические отношения не только в энергетической сфере. Товарооборот между нашими странами в 2018 году приблизился к отметке 450 млн  долларов, но расчеты по-прежнему осуществляются через банки третьих стран, особенно Швейцарии, так как между российскими и ливанскими банками нет прямых отношений.

Интересно отметить, что в ходе переговоров Мишель Аун поблагодарил Владимира Путина за поддержку христиан Ближнего Востока и выразил надежду, что такая помощь будет осуществляться и в дальнейшем. Такое неожиданное заявление объясняется двумя факторами. Во-первых, ливанская политическая элита, особенно из христианских партий, встревожена американским признанием Иерусалима столицей Израиля. По словам Мишеля Ауна, «Иерусалим является священным городом христианства. Если арабские христиане будут изгнаны из Иерусалима, для них не останется места и в других уголках Ближнего Востока». Ранее многие христианские политики Ливана рассматривали США в качестве защитника интересов своей общины, но в президентство Д.Трампа они убедились, что Вашингтон будет играть исключительно на стороне Израиля.

Во-вторых, меняется внутриполитическая ситуация в Ливане. Прошедшие в прошлом году парламентские выборы показали эрозию прежнего политического расклада, основывавшегося на противостоянии Коалиций 8 и 14 марта. Ранее значительная часть христианских партий состояла в альянсе с «Хизбаллой» и рассчитывало на то, что это движение будет защищать ливанских христиан. Сейчас все более заметно сближение Мишеля Ауна и Джебрана Басиля с движением «Мустакбаль» Саада Харири. В то же время «Хизбалла» все более становится объектом агрессивных санкций со стороны США и Евросоюза, что подвергает испытаниям христианско-шиитский альянс. На это, в частности, указывал состоявшийся 22 марта визит в Ливан госсекретаря США Майка Помпео. Шеф американской дипломатии вновь охарактеризовал «Хизбаллу» в качестве террористической организации, и призвал к запрету ее вооруженных формирований. Необходимо отметить, что в этот раз он получил отпор со стороны президента Мишеля Ауна и спикера парламента Набиха Берри, отметивших, что «Хизбалла» является парламентской партией, имеющей своих представителей в правительстве. Однако в Бейруте очень боятся введения американских санкций в случае продолжения такой враждебной линии Госдепартамента и рассчитывают в таком случае на поддержку со стороны России.