- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Отношения Израиля и Канады в связи с визитом президента Р. Ривлина в Оттаву

Канада представляет собой пусть и не ведущего, но важного партнера для Израиля, значение которого для дипломатии ближневосточной страны раскрывается по-разному. С одной стороны, на волне повышения роли Израиля в китайско-американской торговой войне Иерусалим предостерегали от следования по пути Оттавы с особым акцентом на инциденте с китайкой компанией Huawei. С другой стороны, традиционно власти Канады поддерживают курс США в том, что, касается обеспечения израильской безопасности. Однако если обратиться к более широкой позиции государства по ближневосточным проблемам, становится очевидно, что Оттава далеко не всегда стремится к единству с Вашингтоном. Последним по времени примером в этом контексте является международный статус Голанских высот, частично трансформировавшийся после соответствующего заявления президента США Д.Трампа.

В понедельник, находясь с дипломатическим визитом в Канаде президент Израиля Р.Ривлин провел переговоры с премьер-министром Дж.Трюдо. В ходе встречи представитель Иерусалима сделал несколько акцентов, самым заметным из которых оказалась, пожалуй, ситуация в Газе. Р.Ривлин подчеркнул, что «народ Газы не наш (Израиля – авт.) враг», а также, что у государства «нет войны с исламом». Главная мотивация, заставляющая израильские власти действовать, по словам президента, исключительно защита собственных граждан, которые не могут жить в постоянном страхе. Также он отметил сохраняющуюся актуальность иранской проблемы, остановить нарастание которой можно исключительно, цитируя президента «согласованным международным давлением». Отдельно Р.Ривлин и Дж.Трюдо остановились на теме бойкота Израиля (BDS-Movement), антисемитизма и Холокоста. Глава канадского правительства получил благодарность от Израиля за «четкую моральную позицию» в отношении антисемитизма во всех его проявлениях, а также защиту интересов ближневосточного партнера в ООН.

Все сказанное, разумеется, создало позитивный фон для общения, но главная тема – Голаны, как показывают публикации в СМИ и пресс-релизы, осталась закрытой от общественности.  Более того, в целом восприятие Оттавой вызовов и угроз на Ближнем Востоке далеко не всегда устраивает Иерусалим. Подробнее об этом рассказал в интервью, появившемся на прошлой неделе посол Израиля в Канаде Н.Баркан, по мнению которого двусторонние отношения государств «похожи на супружескую пару: у них могут быть разногласия, но они все еще близки».

Комментируя ситуацию вокруг Голанских высот, дипломат четко дал понять, что Израиль был готов к такому шагу Канады и склонен рассматривать его через призму потенциальных выгод, а не как сигнал, свидетельствующий об ухудшении отношений. Прежде всего, как заявляют власти страны на правительственном портале, стратегия Канады на Ближнем Востоке во многом сводится к инвестициям в укрепление региональной стабильности, что подразумевает вовлеченность в поддержку Сирии, Ирака, Иордании и Ливана. Без этого, особенно принимая во внимание ситуацию с беженцами, создающими дополнительное бремя для и без того кризисных экономик, а также риски возникновения новой «арабской весны», о которых в последнее время много пишут и говорят, Израиль рискует получить у своих границ сразу три очага нестабильности, самым страшным из которых рискует оказаться Иордания. Хашимитское королевство избрало губительный для себя путь следования на поводу у палестинцев, что доказывают последние по времени события вокруг Храмовой горы и Вакфа. Крушение режима в сочетании с постоянно звучащими в Иордании антиизраильскими призывами рискует перевести Амман из состояния «холодного мира» с Израилем в открытый конфликт, подрывающий безопасность Иудеи и Самарии.

В отказе от четкого признания Голан израильской территорией есть и украинский подтекст. По большому счету, Израилю не особенно важно, чей Крым и какой прецедент для статуса полуострова создает заявление Д.Трампа. Важно другое, а именно «право согласиться не согласиться», которым воспользовалась Канада. Для Израиля оно, безусловно, важно, особенно в контексте сотрудничества с Россией. Однако постепенно сфера потенциальной применимости данного принципа расширяется, к примеру, на Китай, в отношении контактов Израиля с которым у нынешней американской администрации свое мнение. Если Вашингтон и дальше будет следовать данному курсу, то у Израиля появится еще несколько направлений, где он хотел бы использовать возможность не следовать в фарватере США, соответственно, не стоит сейчас лишать такой возможности Канаду.

Наконец, в текущих условиях роль Канады важна и в контексте американо-израильских торговых отношений. Как уже сообщалось ранее, Вашингтон, проводящий протекционистский курс в своей внешнеэкономической деятельности, развивает идею модернизации условий режима свободной торговли с Израилем за счет включения в него сельхозпродукции. Такая перспектива, как ожидается, положительно скажется на покупателях, снизив цены, но может оказаться негативной для фермеров, усиливая конкуренцию на рынке. В конце мая 2018 г. Израиль и Канада модернизировали свое соглашение о свободной торговле. Оно включило сельхозпродукцию, а также внесло в торгово-экономические отношения «прогрессивные элементы» в виде мер, направленных на защиту окружающей среды, расширения социальной ответственности бизнеса и развития малых и средних предприятий. Пока процедура его ратификации не завершена, однако эффект уже может оказаться важным. С одной стороны, у Израиля есть образец, который может позволить добиться включения в обновленное соглашение с США пунктов, способствующих развитию экономик обоих государств и, к примеру, дополнительного продвижения израильских инноваций. С другой стороны, делегация бизнесменов, сопровождающая Р.Ривлина, имеет шанс установить прямые контакты с контрпартнерами из Канады еще до вступления новых норм в силу.

В целом Канада важный и прагматичный партнер Израиля, обладающий с точки зрения дипломатического курса большим сходством с ближневосточной страной. В этой связи ситуация с признанием Голан не является для отношений государств критичной. Как показывает пример Ирана, несмотря на позитивное восприятие СВПД, Оттава все же способна усиливать давление на ИРИ, пусть и не в той степени, в какой хотел бы Иерусалим. Кроме того, государство может оказать поддержку Израилю в ООН, особенно перед лицом новой угрозы палестинских односторонних действий.