- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Наблюдения за ситуацией в Турции после выборов 31 марта 2019 года

Те, кто говорил, что дата 31 марта 2019 года для турецкой внутренней политики ничего не значит, серьезным образом ошиблись. После обнародования предварительных итогов на муниципальных выборах, среди турецкой оппозиции наблюдается весеннее, не только в прямом, но и в переносном смысле, настроение.

Проходит множество митингов, отмечающих победу республиканцев в Анкаре, впервые за 25 лет. Победитель на мэрских выборах в Стамбуле Экрем Имамоглу накануне прибыл в Анкару для встречи со своим коллегой по Народно-республиканской партии Мансуром Явашем, одержавшим победу в столице. Кроме того, Э.Имамоглу посетил Мавзолей Ататюрка Аныткабир с семьей, где в книге почетных гостей под своей подписью написал «мэр Стамбула». В принципе, он не сделал ничего такого, что до сих пор не делали представители правящей партии на предыдущих выборах. Однако, по этому поводу разразился нешуточный скандал, который в Турции обсуждался весь день. Министерство обороны страны даже выступило с заявлением о том, что Э.Имамоглу вышел за рамки. Почему Министерство обороны? – Потому что именно на него возложена охрана и обеспечение порядка на территории Мавзолея.

Эта подпись Э.Имамоглу имеет большое символическое значение и выражает только одно – оппозиция пойдет до конца в защите предварительных результатов выборов. Окончательные итоги выборов будут подведены и обнародованы 13 апреля. Все усилия правящей партии сконцентрированы сегодня на Стамбуле, с Анкарой уже Партия справедливости и развития, что бы там вслух не говорила, психологически распрощалась.

Однако, ситуация накалена до предела и может легко перерасти в пожар в том случае, если ПСР допустит неосторожность. В случае, если это произойдет, ситуация будет коренным образом отличаться от 2013 года – от памятных событий на площади Таксим и в парке Гези в Стамбуле. Тогда повод был пусть и важным (защита культурного центра им. М.К.Ататюрка), но все же символическим. Сегодня повод – более чем реален и он в состоянии объединить под своими флагами всю турецкую оппозицию, включая сторонников Народно-республиканской партии, Хорошей партии, Партии демократии народов. Можно ожидать, что к ним также примкнут разочарованные в политике ПСР – ПНД умеренные исламисты и националисты из противоположного лагеря.

Сможет ли справиться турецкое руководство с этим кризисом? — Пока управление кризисом со стороны ПСР не выдерживает критики. Начать с того же визита Э.Имамоглу в Мавзолей и со всей истории с этой подписью, которую власть «проморгала». Помимо огромного медийного охвата его шаг имел огромное символическое значение для всей турецкой оппозиции. Более того, все признают то, что Э.Имамоглу проделал в Стамбуле огромную работу и, что не менее важно, провел очень аккуратную и терпеливую кампанию, не поддаваясь ни на какие выпады и провокации.

Сегодня Э.Имамоглу заявляет о том, что намерен объединить все турецкое общество. Отдельный вопрос – как у него получится, то чего до сих пор у всей Народно-республиканской партии не получалось. Но, в любом случае, это – уже заявка политика не городского уровня (технократа, занимающегося городским благоустройством), а политика с претензией на следующие шаги в направлении «федерального центра». На фоне молодого и амбициозного Э.Имамоглу его конкурент, опытный Бинали Йылдырым пока выглядит бледно. Если в Анкаре Партия справедливости и развития получила весьма прогнозируемый результат, который не вытягивался никак, то в Стамбуле она, невзирая ни на что, рассчитывала на близкую, но всё же победу, а оттого удар оказался весьма болезненным.

Стамбул имеет для Р.Т.Эрдогана очень большое значение и дело не только в том, что он работал в «стамбульской мэрии». А в том, что он четко убежден в том, что тот, кто возьмет Стамбул в итоге возьмет и всю страну. Да, конечно, общая статистика выборов – пока в пользу Партии справедливости и развития, которая выступила для себя ни лучше, ни хуже, а как обычно: ПСР – 44,33%, НРП – 30,12%, ХП — 7,45%, ПНД — 7,31%, ПДН — 4,24%.

Но отметим, во-первых, заметный взлет НРП (курдский электорат- В.К.), а, во-вторых, победный настрой, который царит в стане оппозиции сегодня. Если бы выборы президента и депутатов парламента проводились бы по графику, то есть не 24 июня 2018 года, а, как было изначально предусмотрено, летом 2019 года, то ситуация была бы уже совершенно другая. В очередной раз, подтвердим высокое политическое чутье президента Р.Т.Эрдогана, который сместив выборы на год вперёд вышел сухим из воды и может теперь говорить о том, что стране предстоят спокойные, во внутриполитическом отношении, четыре года.

Однако, будут ли они спокойными – вот в чем вопрос. Накануне президент Р.Т.Эрдоган, который провел лично в рамках предвыборной кампании 102 митинга в 59 илах (провинциях) страны заявил, что возьмет несколько дней для того, чтобы отдохнуть и продумать стратегию на будущее. Небывалое заявление для такого политического труженика как Р.Т.Эрдоган и вдвойне оно отличается тем, что никогда в своей политической карьере этот политик не брал пауз после выборов и референдумов. Напротив, после них он всегда лишь наращивал темп. Что это, как не проявление растерянности власти тем фактом, что её роли с оппозицией поменялись 31 марта 2019 года.