- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии внутриполитической ситуации в Турции после выборов 31 марта 2019 года

Ситуация в Турции после муниципальных выборов развивается столь интересно, что наблюдать за ней стоит на ежедневной основе.

По-видимому, это продлится вплоть до официального объявления выборов 13 апреля. А, в том случае, если итоги выборов в Стамбуле будут все-таки пересмотрены, то и определенный период времени спустя, в зависимости, от последствий такого решения, прямо скажем, для власти чрезвычайно рискованного. Если принять во внимание тяжелую экономическую ситуацию и общую наэлектризованность внутри страны, которая буквально физически ощущается повсюду.

Кстати, вопреки расхожему мнению, Стамбул – это не только эмоциональный вопрос для действующего президента страны Р.Т.Эрдогана, как принято говорить в среде наших политологов. Стамбул генерирует свыше 30% ВВП Турции, являясь, своего рода государством в государстве, чья экономика по размерам сопоставима с, допустим, с экономиками Чили или Финляндии.

Отметим, что Турция, невзирая на все попытки и декларации руководства страны, предпринятые вплоть до настоящего времени, является страной экономически развитой крайне неравномерно. В этом смысле, если убрать масштаб, её можно сравнить даже с Россией (хотя в России ситуация всё же похуже). Центр тяжести турецкой экономической жизни, очевидным образом, перекошен в сторону Стамбула и его промышленных пригородов, в частности, Измита.

Важность муниципальных выборов в Турции наглядно демонстрирует то внимание, которое к ним приковано из-за рубежа. Первым поздравившим президента Р.Т.Эрдогана с итогами выборов оказался президент России В.Путин. Напомним, речь идет не о президентских и не о всеобщих парламентских выборах. Речь идет «всего лишь» о муниципальных выборах, тем более, в которых Партия справедливости и развития потерпела поражение.

В отечественных СМИ можно слышать благоглупости о «победе в малом, чтобы одержать победу в большом».

Поясним: Р.Т.Эрдоган, благодаря своему политическому чутью и хорошей работе своих социологов, буквально, не в первый раз, впрочем, в своей политической карьере, прошел по лезвию бритвы. Это случилось, когда он дальновидно перенес на 2018 год президентские и парламентский выборы, которые по графику пришлись бы как раз на это лето. Если бы турецкий президент этого не сделал, то всеобщие выборы состоялись бы аккурат через 4-5 месяцев после муниципальных выборов. И остается только догадываться, что бы случилось в нынешней экономической ситуации и на этой волне подъема, который переживает сегодня оппозиция, если бы сейчас стартовали президентская и парламентская предвыборные кампании.

Потому как правящая партия, повторимся, потерпела чувствительное поражение, потеряв самые крупные города и экономические центры страны: Стамбул, Анкару, Измир, Анталью. Так что, представим себе ситуацию, что на мэрских выборах в Москве, Петербурге, Сочи и Екатеринбурге, во всех них одновременно, «Единая Россия» проиграла бы. Можно ли было бы в этой ситуации сказать, что это ничего не значит и это «тактическое поражение» действующей российской власти, ничего, по большому счету, не решающее? Даже по недавним, меньшим победам российской оппозиции, в России очень многие «встали на уши».

Далее: на мэрских выборах наблюдался очень интересный момент – это, вообще, свойственно местным выборам. Избиратели, зачастую, голосовали не по партийной принадлежности, а по реальным делам кандидата.

Простой пример: благодаря Мансуру Явашу, городок Бейпазары в окрестностях Анкары стал привлекательным туристическим центром местного и даже регионального значения. А поэтому, рассуждали многие избиратели, какая, собственно, разница: он из Народно-республиканской партии или «перекрасившийся» националист (напомним, он – выходец из Партии националистического движения, где и начиналась и достигла заметного уровня его политическая карьера), или из какой-то другой партии. Вот она – история успеха, которую теперь можно повторить в масштабах довольно странно развивающейся в градостроительном плане столицы. Не секрет, что мало кто из столичных жителей понимает, во что превратилась за последние годы Анкара под руководством мэра от ПСР Мелиха Гёкчека, чья деятельность стала притчей во языцах.

Всеобщие выборы – конечно, не местные. На всеобщих, президентских и парламентских выборах, партии соревнуются в такой «дисциплине», как формирование образа будущего в масштабах страны. Однако, в прошлом Партия справедливости и развития забирала заметную часть своих голосов именно таким образом – люди закрывали глаза на их происламские идеи, сфокусировавшись на экономических успехах страны и, главное, на своем личном росте благосостояния.

Так вот, теперь стране предстоят четыре непростых в экономическом отношении года, за которые именно Партия справедливости и развития в 2023 году будет отдуваться перед избирателями. И заодно в 100-летний юбилей Турецкой Республики рассказывать, что случилось с планами «Турция 2023» и, в частности, с задачей по вхождению в десятку крупнейших мировых экономик по ВВП. Это тогда, в 2011 году, когда писалась эта программа, казалось, что 12 лет – это очень долго. Там, как гласит известная притча, или эмир умрет или ишак сдохнет. Не тут то было, до часа «Х» остается лишь четыре года, а Турция ни на йоту не приблизилась к заявленным целям.

А на местах – в крупнейших избирательных участках страны! – оппозиция в 2023 году сможет показать конкретные примеры своего успеха. И, если у них это получится, то ПСР не сможет больше упрекать НРП за то, что они лишь критиковать умеют, а практической работой не занимаются – когда перед глазами будет Стамбул, Анкара, Измир и Анталья.

Более того, у НРП появляется колода кандидатов, из которой они смогут выбирать своего выдвиженца на пост президента страны в 2023 году, чтобы, в очередной раз, бросить вызов президенту Р.Т.Эрдогану. Подчеркнем, у НРП появляется длинная «скамейка запасных» политиков государственного масштаба. У НРП – много лиц! А у Партии справедливости и развития сегодня, с уходом, после всех внутренних политических баталий и разборок, старой гвардии, осталось только одно лицо – лицо Р.Т.Эрдогана. Все прочие выступают лишь с функцией «технократов» — безликих исполнителей воли властного центра.

Кроме не показавшегося на выборах Мухаррема Индже, от НРП сейчас на большую политическую арену выходят Мансур Яваш и, главная звезда выборов, Экрем Имамоглу. О последнем — только и разговоров в Турции.

Как Э.Имамоглу показал себя опытным политиком государственного масштаба, по факту таким опытом не располагая. То есть, как он буквально «с колес» научился и повел себя очень зрело. Какое терпение он проявил, не поддавшись на провокации и на выпады противоположной стороны. Не будем забывать, что против Э.Имамоглу была брошена тяжелая артиллерия в виде опытнейшего бывшего премьер-министра, спикера парламента, министра транспорта и одно время председателя Партии справедливости и развития Бинали Йылдырыма.

По своей харизме Экрем Имамоглу – сопоставим и даже превышает таковую, которую все, в свое время, подметили у лидера прокурдской Партии демократии народов Селахаттина Демирташа. Однако, у второго был и есть существенный недостаток, которого лишен первый. С.Демирташ не может ни при каких обстоятельствах подняться над своей курдской идентичностью, а, следовательно, его электорат был бы от 10% до 15% избирателей, в лучшем случае. В том случае, если бы он не был посажен в тюрьму и уже, по факту, лишен политической перспективы.

У Экрема Имамоглу такого недостатка нет – он может забрать на себя и республиканцев и курдов, как минимум.

Впрочем, есть другой – на будущее, если он мыслит себя в качестве политика государственного уровня, ему придется подняться над Народно-республиканской партией и стать объединительным кандидатом для всей страны. Иными словами, ему предстоит придумать, как забрать на себя консервативный электорат и какую объединительную повестку для всех придумать.

Стамбул для этого возможности Э.Имамоглу предоставляет. Если последнего, конечно, раньше не «утопит» председатель НРП Кемаль Кылычдароглу, который явно засиделся на своем месте и скорее мешает, чем помогает процессу, выжигая огнем всех тех, кто может претендовать на его кресло или даже на негласное лидирование в Партии.

Заметим, что Э.Имамоглу сделал очень решительный шаг, когда подписался титулом «мэр Стамбула» в книге почетных гостей в Мавзолее Ататюрка и лично обратился с призывом к Р.Т.Эрдогану проявить политическое мужество и поднять ему руку, как победителю. Как самому Р.Т.Эрдогану в 1994 году поднимал руку глава Партии благоденствия Н.Эрбакан наравне с победителем от Народной партии Нуреттином Сёзеном.

На глазах всех в Турции оппозиция и власть поменялись местами. Пересчет голосов Высшей избирательной комиссией Турции, по обращению ПСР, смотрится откровенно плохо. До сих пор этим занималась лишь оппозиция, а правящая партия смотрела на противников с откровенной усмешкой. Выступавшие вчера с заявлением по турецкому телевидению представители ПСР, включая кандидата в мэры Бинали Йылдырыма, заявляющие о том, что разница в голосах между Йылдырымом и Имамоглу уже сократилась до 21 тыс. человек смотрелись до крайности неубедительно. Даже при том, что все в один голос утверждают, что Э.Имамоглу пошел на провокационный и юридически неправильный шаг, когда подписался мэром Стамбула в книге почетных гостей в Мавзолее, все же, эта «лихость» вызывает у людей симпатию. «Джигит», одним словом —  кому  не дают власть, а который её смело берет. Его – в дверь, а он – в окно. Вот, что реально работает в Турции.

Оппозиция в эти дни четко показала, что Стамбул уже считает своим и отдавать его не намерена. В Турции началась серьезная война нервов, но если у оппозиции есть амбиции, то теперь самое время их подтвердить на деле. Другое дело, что война нервов может вылиться на улицы и перерасти в беспорядки. Ведь, неслучайно, по выборам в Турции высказались не только В.Путин, но уже и спикер Госдепа США Роберт Палладино – последний накануне выступил с призывом признать промежуточные итоги муниципальных выборов в Турции.