- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир: в попытке сохранения власти клан Бутефлики вызвал «политических зомби»

Вынужденный уход со своего поста под давлением армии президента АНДР Абдельазиза Бутефлики застал его окружение врасплох. Его представителям даже не удалось вовремя «увезти» подальше свой «кошелек» в лице олигарха Али Хаддада.

Между тем, брат ушедшего главы государства Саид Бутефлика пытался сохранить свое влияние в управлении. Об этом свидетельствуют откровения предшественника президента А. Бутефлики – Ламина Зеруаля, появившиеся после ухода первого со своего поста.

По версии Зеруаля, он «слил» прессе сделанное ему предложение от Саида Бутефлики «заменить на переходный период» его брата. Иными словами – речь идет о попытке заговора.

Особенно интересно, что, по его же словам, столь интересное предложение поступило ему от бывшего шефа спецслужбы DRS генерал-лейтенанта Мухаммеда Медьена по прозвищу «Тауфик» («Счастливчик»), пребывавшего «в тени» с момента своей отставки в 2015 г.

Пикантность ситуации состоит в том, что до этого времени он являлся одним из столпов правящего алжирского режима.

По версии Зеруаля, Медьен явился к нему лично и предложил подобный вариант.

Почему именно «Тауфик», свергнутый самими же братьями Бутефлика, вдруг выступает защитником их интересов?

Да потому, что, во-первых, по имеющимся данным, они гарантировали ему «триумфальное» возвращение во власть и прочие преференции финансово-экономического характера, а во-вторых, Медьена с Зеруалем связывают личные тесные отношения.

По версии алжирских исламистов, «они повязаны кровью» и во многом это является правдой. Во время событий гражданской войны 1990-х гг. оба эти человека являлись одними из ключевых представителей условной «партии киборгов», выступавшими поборниками «диалога» с исламистами путем их физического истребления и противостоящими условной же партии «миротворцев» (включая А. Бутефлику).

Таким образом, «младший брат президента Бутефлики Саид продолжил маневрировать, чтобы избежать изменения системы».

Интересно, какие именно детали изложил Зеруаль в своем письме, опубликованном в алжирской прессе.

«Я хотел бы сообщить, в силу необходимости установления истины и транспарентности, что я принял в субботу 30 марта по его просьбе генерал — лейтенанта Мухаммеда Медьена, который предложил мне возглавить орган, ответственный за проведение переходного периода.

Он подтвердил, что это предложение было сделано по согласованию с Саидом Бутефликой, советником президента республики».

Однако по версии Зеруаля, он любезно отказался от данного предложения, указав на «своему собеседнику на зрелость миллионов протестующих и необходимость не мешать маршу народа, ставшему хозяином своей судьбы».

Тем более, что, по словам Ламина Зеруаля, он даже «почувствовал гордость перед этой народной мобилизацией, когда миллионы алжирцев пылко, но дисциплинированно потребовали демократии в стране, что делает честь нации и дает Алжиру и его народу образ, достойный наших исторических чаяний».

Вслед за этим экс-президент осудил неспособность алжирской политической системы реформироваться спустя 57 лет после обретения независимости: она «не смогла прислушаться к народу, вовремя реформировать, модернизировать и оправдать ожидания великого народа, который 22 февраля 2019 года не пропустил свое свидание с демократией и примирил Алжир с его великой историей».

По этой причине Зеруаль, по собственным заверениям, «оказался пленен массовыми и организованными протестами алжирского народа, которые я с первых минут публично поддержал. Я, как и алжирцы, обеспокоен отсутствием политических ответов, отвечающих его законным демократическим требованиям».

Продолжил свое письмо Ламин Зеруаль пафосным обращением «к держателям власти с просьбой удовлетворить гражданский запрос, проявить разум и проницательность, и подняться до уровня чаяний народа, позволить алжирцам свободно выражать свою волю, чтобы избежать опасного заноса страны».

По его же словам, с 2004 г. он не желает «никакой политической ответственности» (что можно расценить и как определенное набивание своей собственной управленческой стоимости). Но при этом отставной президент призвал «к подлинной смене высшей власти, что будет способствовать появлению новых поколений политиков, чему я всегда доверял и что я высоко ценил».

Завершил он свое письмо опровержением сообщения начальника штаба Вооруженных сил АНДР генерал-лейтенанта Ахмеда Гаида Салаха, сделанного 2 апреля. В нем высокопоставленный военный выдвинул фактический ультиматум об уходе А.Бутефлики и осудил «злонамеренные стороны, которые провели встречи 30 марта с целью заговора против армии».

Впрочем, относительно искренности Ламина Зеруаля можно усомниться, поскольку все же его письмо с выражением попыток самооправдания стало достоянием широкой ответственности уже после сделанного Бутефликой заявления об уходе.

Но особенно показательным было то, что это генеральское выступление вынудило действовать в несвойственной ему манере и самого Мухаммеда Медьена, прежде крайне редко делавшего заявления на публику, да еще «оправдательного» характера.

Он опередил Зеруаля и отверг обвинения в том, что якобы он в рамках раскрытого Ахмедом Гаидом Салахом антиармейского заговора встречался «с действующими сотрудниками Службы безопасности» (по одной из версий – со своим былым учеником Атманом Тартагом, шефом спецслужбы DDS).

Также он отверг обвинение в том, что он встречался с этой целью «с иностранными агентами», то есть коллегами из спецслужб других государств, в чем его попытались обвинить военные.

Как бы там ни было, «обрушение» одной из несущих властных конструкций в лице А.Бутефлики, вызвало из небытия «отставников» различного калибра.

И теперь задача военных – загнать этих внезапно зашевелившихся претендентов на власть и ресурсы на отведенное ими прежде «политическое кладбище».

Что может оказаться не такой уж простой задачей с учетом того, что руководству армии нужно спешить зачистить властный горизонт от представителей клана Бутефлика.

В свою очередь, попытка возвращения этих «политических зомби» создает настоящую интригу относительно дальнейшего развития ситуации, поскольку в условиях проседания несущей конструкции алжирской власти это способно как минимум серьезно поколебать и ослабить пока еще устоявшую половину здания под названием «правящий режим АНДР».

Далее следует ожидать если не зачистки, то как минимум серьезного ослабления клана Бутефлики, без чего вряд ли удастся успокоить до сих пор волнующуюся улицу, празднующую победу, часть которой рассчитывает обрушить и оставшуюся часть здания под названием «алжирская власть», пока еще занимаемую военными.

Вопрос в том, кого именно выдвинут генералы для отстаивания своих интересов во власть на место А.Бутефлики.