- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

В решимости Турции закупить ЗРК С-400 и ответных мерах США есть выгода для Израиля

Командующий Европейским командованием ВС США генерал Кертис Скапаротти выступая в марте этого года в Комитете американского Сената по вооруженным силам, предложил не продавать самолеты F-35 Турции, если Анкара закупит российские зенитно-ракетные комплексы С-400. По его словам, покупка Анкарой С-400 (стоимостью около 2,5 млрд долл. США), и поступление системы на боевое дежурство во второй половине 2019 года, представляет проблему не только для F-35, но и для всех американских самолетов. «Мой совет как военного – не продавать F-35, не осуществлять полеты и в целом не использовать их со странами, которые используют российские оборонные системы, в особенности системы ПВО», – сказал генерал.

Решение Пентагона прекратить поставки оборудования, связанного с истребителем-невидимкой F-35, в Турцию в связи с решением Анкары о покупке  С-400 российского производства позволит Израилю сохранить свое превосходство в воздухе на Ближнем Востоке. Об этом пишет израильская газета Jerusalem Post[i] [1].

Действия Вашингтона последовали за неоднократными предупреждениями Анкаре, как со стороны США, так и союзников по НАТО, что покупка российской системы наряду с самолетами, производимыми американской военно-промышленной корпорацией Lockheed Martin, поставит под угрозу безопасность F-35, т.к. появится возможность научиться их распознавать и отслеживать.

В настоящее время на вооружении Израиля, у которого также натянутые отношения с Турцией, 14 самолетов F-35 Adir. Ожидается, что к 2024 году Израиль получит в общей сложности 50 самолетов для создания двух полных эскадрилий. Как пишут израильские СМИ с традиционной ссылкой на «сообщения в зарубежных масс-медиа», Израиль без лишнего афиширования уже определил способы обхода передовой российской системы противовоздушной обороны. Израильские ВВС участвовали в нескольких совместных учениях с ВВС Греции в районе Крита, где развернуты ЗРК С-300. По сообщениям, учения позволили израильским военным самолетам собирать данные о том, как продвинутую систему можно «ослепить» или обмануть.

Высказываются опасения, что радар на ЗРК С-400, которые планирует закупить Турция, тесно сотрудничающая с Россией и Ираном, позволит выявить слабые места в самолете F-35 и сделать его менее способным уклоняться от российского оружия в будущем. Считается, что построенные Lockheed Martin самолеты имеют чрезвычайно низкую радиолокационную сигнатуру, позволяющую им действовать незамеченными глубоко внутри вражеской территории, а также обходить передовые системы противоракетной обороны, такие как С-300 и С-400.

В последние месяцы и без того хрупкие отношения между Израилем и Турцией все более обостряются, поскольку президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, активный критик политики Израиля в отношении палестинцев, ужесточил свою риторику.

Официальные лица Израиля выразили обеспокоенность по поводу покупки Турцией  самолетов F-35, причем один из высокопоставленных представителей Министерства обороны заявил, что Израиль хотел бы остаться единственной страной на Ближнем Востоке с F-35, чтобы сохранить свое качественное военное преимущество и исключить попадание в руки противников данных о возможностях самолета.

По словам эксперта из Центра ближневосточных и африканских исследований им. Моше Даяна в Тель-Авиве, «Москва определенно не торопится делиться своими военными «секретами» с третьей стороной. Но в случае крупного спора в регионе или потенциально расширенного альянса между Москвой и Тегераном, передача данных об американских системах вооружения в Тегеран может вполне стать темой для обсуждения». «Если бы Турция приобрела F-35 у США и С-400 у России, ситуация частично напоминала бы Грецию, система С-300 которой позволила НАТО и Израилю тщательно изучить это оружие». По мнению израильских экспертов, «в случае с Турцией, хотя она и останется членом НАТО, трудно оценить будущие масштабы ее отношений с Россией, и Москва вполне может оказать давление на Анкару, чтобы та позволила изучить самолет». Как они пишут, «учитывая, что Турция является и будет страной кризисов, следовательно, в основном подвержена давлению со стороны России, вероятность этого возрастает еще больше».

Израиль стал первой военно-воздушной силой за пределами США, которая объявила о начальном сроке поступления самолетов на вооружение в 2017 году. В прошлом году командующий ВВС Израиля генерал-майор Амикам Норкин объявил, что Израиль дважды наносил удары по целям на Ближнем Востоке с помощью самолета F-35 Adir, что делает еврейское государство первым в регионе, которое использовало истребитель-невидимку в бою.

Как отмечают израильские эксперты, в Турции, должно быть, серьезно думают, что за отменой соглашения по F-35 стоит Израиль, который стремится сохранить свое превосходство в воздухе. Как бы там ни было, для внутренней политики Анкаре нужен «обычный подозреваемый» в лице Израиля, поскольку не достаточно обвинить только США в срыве одного из крупнейших подписанных Турцией соглашений о поставке оружия.

Как партнер 3-го уровня в многонациональной программе F-35, Турция уже инвестировала в этот самолет более 1 млрд долларов, причем несколько местных компаний производили компоненты для самолетов – Alp Aviation, AYESAS, Kale Aviation, Kale Pratt & Whitney и Turkish Aerospace Industries.

Турецкие военно-промышленные компании также производят ракеты SOM-J в рамках программы Joint Strike Fighter (единый ударный истребитель), предусматривающей создание единой модели истребителя для ВМС, ВВС и морской пехоты стран НАТО и союзников альянса. Турция также является европейским центром технического обслуживания и ремонта истребителей F-35, изготовленных по этой программе.

Анкара приняла свой первый F-35 в июне этого года на церемонии в Техасе, и в ближайшие годы планировала закупить 100 самолетов-невидимок. Турецкие пилоты уже учатся летать на реактивных самолетах вместе с американскими пилотами на авиабазе Люк в Аризоне. Турки надеются получить в ноябре 2019 года еще два самолета. Обсуждается не только продолжение сделки с F-35, но и продолжение контрактных отношений по F-16 и вертолетам Chinook и Black Hawk, которые уже состоят на вооружении ВВС Турции. Кроме того, сотрудничество в области безопасности между странами, в частности на авиабазе Инджирлик, находится под угрозой, и существует возможность ограничения контактов с НАТО.

Тем не менее, настойчивое стремление Турции приобрести С-400, несмотря на американскую угрозу, скорее всего, приведет к санкциям и расколу в отношениях между Турцией, Соединенными Штатами и другими союзниками по НАТО. Так считают Эльдад Шавит и Галия Линденштраус, эксперты Института исследования национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета. Реакция на этот шаг Турции со стороны администрации США и американского Конгресса, вероятно, будет сильной. Помимо значения для отношений между двумя странами, турецкий шаг будет иметь геополитические последствия как в контексте баланса сил между Соединенными Штатами и Россией, так и для способности Вашингтона координировать действия и сотрудничать с Турцией по ситуации в Сирии и Ираке, и в политике в отношении Ирана[ii] [2].

Турция продолжает настаивать на реализации соглашения с Россией, даже после того, как администрация США предложила продать им альтернативный американский противоракетный комплекс «Пэтриот». Президент Турции заверил, что он не намерен отказываться от сделки с Москвой[iii] [3].

По мнению израильских экспертов из INSS, враждебность в отношении покупки российских систем представляет собой значительное обострение напряженных отношений между Соединенными Штатами и Турцией на протяжении последних лет, в основе которых отмечаются следующие причины.

Во-первых, сирийская гражданская война и недовольство Турции в связи с поддержкой США расширения курдского подполья в Сирии и усиления «Сил народной самообороны» (YPG), воевавших с «Исламским государством» (ИГ, запрещенно в России), в составе «Сил демократической Сирии», в которые также входят арабские элементы. В настоящее время обе страны не могут прийти к пониманию того, как они должны действовать после поражения ИГ и решения президента США Дональда Трампа вывести большую часть американских войск из Сирии. Центральный вопрос касается будущего курдских сил: хотя Вашингтон хочет обеспечить безопасность своих союзников, Турция продолжает рассматривать их как угрозу и хочет усилить свое влияние на севере Сирии.

Во-вторых, внутренние события в Турции, прежде всего шаги, предпринятые президентом Р.Эрдоганом для расширения и укрепления его политической власти в ущерб демократии в стране. После неудачной попытки переворота в июле 2016 года эти тенденции усилились, и экстрадиция проповедника Фетхуллаха Гюлена из США, человека, которого турки считают инициатором попытки переворота, включена в список требований Анкары к Вашингтону. Р.Т.Эрдоган и его сторонники часто используют агрессивную риторику в отношении администрации США и ее действий в регионе с целью демонстрации того, что источник проблем Турции находится вовне и связан с тем, что Турция за прошедшее десятилетие стала слишком сильной. В то же время Турция сталкивается с серьезными экономическими проблемами и значительным падением турецкой лиры по отношению к доллару. Во время напряженности, связанной с нахождением под стражей в Турции пастора Эндрю Брансона, президент Д.Трамп распорядился ввести высокие тарифы на импорт стали и алюминия из Турции. Однако в ноябре 2018 года Турции было позволено в течение полугода закупать нефть у Ирана. В целом, Эрдоган часто обвиняет Соединенные Штаты в невыполнении своих обязательств перед Турцией.

В-третьих, шаги, предпринятые администрацией Д.Трампа в отношении Израиля и, прежде всего, признание Иерусалима столицей Израиля и перевод посольства, а также признание суверенитета Израиля над Голанскими высотами. Турция резко критиковала эти шаги и была в числе первых мусульманских государств, выступивших против них. Американская поддержка оси Израиль-Греция-Кипр, выраженная участием госсекретаря США Майка Помпео во встрече лидеров этих стран в марте с.г., была воспринята как антитурецкий шаг.

Настойчивость Турции в реализации соглашения с Россией подтверждает оценки США и других союзников по НАТО, что шаги Эрдогана являются отражением намерения переориентировать Турцию с Запада на более тесные отношения с Россией или, по крайней мере, решения Турции пойти по независимому от Запада пути. В любом случае, пишут израильские эксперты, очевидно, что для России продажа современного оружия Турции станет ее успехом в способствовании разладу между Анкарой и Западом и еще одним достижением в деле усиления своего положения в регионе.

В Вашингтоне пытаются максимально избежать дальнейшего ухудшения отношений с Турцией. Для этого поддерживаются тесные контакты с турецкими высшими эшелонами власти, в том числе регулярные политические и военные встречи на нескольких уровнях, а также частые телефонные разговоры между президентами.

Для администрации США потеря Анкары в качестве союзника будет иметь чрезвычайно серьезные стратегические последствия, которые могут подорвать позиции США и НАТО в регионе. США размещают свои военные силы, включая истребители, на авиабазе Инджирлик и в других местах в Турции. Однако, по крайней мере, до сих пор попытки Вашингтона изменить направление турецкой политики не увенчались успехом. Вполне вероятно, что в условиях настойчивости Турции релизовать сделку с Россией, Белый дом и другие союзники по НАТО уже задумываются (хотя не ясно, продемонстрируют ли члены альянса единство по этому вопросу) о необходимости подготовки к худшему сценарию, по которому Турция продолжит выход из НАТО, одновременно улучшая свои отношения с Россией. Сам факт такой подготовки (даже если она не будет реализована полностью) будет иметь негативные последствия для характера отношений с Анкарой в сфере безопасности, поскольку уже разрабатываются соответствующие механизмы для обхода Турции.

С другой стороны, похоже, что в настоящее время Анкара пытается преуменьшить важность решения о закупке ЗРК С-400 и представить его как покупку в сфере безопасности, вытекающую из неотложных потребностей Турции, которые не были удовлетворены западными компаниями, но которые не имеют никакого значения для политической ориентации Анкары. Турки настаивают на том, что уже есть прецеденты наличия российских систем на вооружении членов НАТО. Речь идет о Греции, обладающей системой С-300 в результате компромисса, достигнутого после того, как Кипр закупил российские ЗРК, однако турки не позволили им разместить их на острове. В Словакии также есть система российского ПВО еще со времен Варшавского договора. Турки утверждают, что С-400 будет работать как независимая система без каких-либо связей с системами НАТО. Поэтому они настаивают на том, что эта сделка не должна быть связана с завершением контрактных обязательств по F-35. Поскольку в Турции в ближайшие четыре года не ожидается никаких выборов, и, несмотря на успех кандидатов от оппозиции в Стамбуле и Анкаре на местных выборах 31 марта, Р.Эрдоган имеет возможность изменить решение на национальном уровне, если он того пожелает.

Реализация соглашения по С-400 – при условии, что американская администрация сохраняет свою нынешнюю позицию – вероятно, приведет к разрыву в отношениях между США, другими союзниками по НАТО и Турцией. Несмотря на опасения, что это еще сильнее подтолкнет Турцию к России, вполне вероятно, что администрация США и американский Конгресс решительно отреагируют на турецкий шаг. Что касается Израиля, то на данном этапе действия Турции могут вызывать опасение только в связи с возможными геополитическими последствиями, связанными с изменением баланса сил между Соединенными Штатами и Россией в контексте противостояния Ирану и совместных действий с Турцией в Сирии и Ираке.

[i] [4]                      With Turkish loss of the F-35, Israel keeps its aerial superiority // Jerusalem Post. 03.04.2019 — https://www.jpost.com/Arab-Israeli-Conflict/With-Turkish-loss-of-the-F-35-Israel-keeps-its-aerial-superiority-585634

[ii] [5]                     At a Boiling Point? Growing Tensions over Ankara’s Determination to Acquire the S-400// INSS. 02.04.2019 — https://www.inss.org.il/publication/boiling-point-growing-tensions-ankaras-determination-acquire-s-400/?offset=1&posts=2161

[iii] [6]                   В Пентагоне предложили не продавать Турции F-35 из-за закупок С-400 // RT. 05.03.2019 — https://russian.rt.com/world/news/608140-turciya-samolyoty-ssha