- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новом дипломатическом кризисе в отношения между ЮАР и Израилем

Контролируемое с 1994 года в целом партией Африканский национальный конгресс (АНК) правительство ЮАР считается одним из самых враждебных еврейскому государству правительств в мире. В частности оно ведет постоянный диалог с ХАМАСом, полностью отрицающим право еврейского государства на существование. В 1997 году 12 министров и заместителей министров южноафриканского правительства даже провели 24-часовую голодовку в знак солидарности с арабскими террористами, находящимися за свои преступления в израильских тюрьмах. Шумные антиизраильские демонстрации и призывы бойкотировать Израиль имеют место в ЮАР постоянно. Отдельные лидеры АНК время от времени выступают с призывами выслать из ЮАР израильского посла. Несмотря на это, два государства продолжают сохранять установленные еще в период апартеида дипломатические отношения на уровне посольств.

Следует отметить, что ЮАР до сих пор пользуется заметным интересом среди израильских туристов. Имеет место и двусторонне сотрудничество в различных сферах. Годовой объем двусторонней торговли достаточно солиден, по данным за 2007 год, превышает 1 млрд долларов США. Нельзя не упомянуть и о том, что в отличие, от южноафриканского правительства, среди рядовых южноафриканских граждан, в том числе и среди черного большинства, довольно широко распространены произраильские настроения. В значительной степени это связано с влиянием протестантских церквей, к которым принадлежит большинство южноафриканцев.

Однако антисионистская идеология АНК постоянно дает знать о себе, периодически провоцируя возникновение дипломатических кризисов в двусторонних отношениях между ЮАР и Израилем. Очередной пример подобного кризиса можно наблюдать сейчас. Министр иностранных дел ЮАР Линдиве Нонсеба Сисулу выступила в пятницу с речью в Южно-Африканском институте международных отношений. В своем выступлении она в частности заявила, что правящая партия АНК, к которой она принадлежит, не поддерживает отношений с Израилем и что она, как министр иностранных дел, намерена добиться того, чтобы правительство ЮАР как можно быстрее приняла бы к действию принятое им на декларативном уровне еще в декабре 2017 года, сразу же за заявлением президента США Дональда Трампа об официальном признании его страной Иерусалима столицей Государства Израиль решение о снижения уровня дипломатических отношений с еврейским государством. На данном же этапе в качестве первого шага к этому она воздержалась от назначения нового посла ЮАР в Израиле после того, как предыдущий посол завершил свою каденцию и вернулся на родину в декабре 2018 года. Министр Линдиве Нонсеба Сисулу заявили также, что израильский посол в Претории Лиор Кейнан в перспективе также вернется на родину.

Если это действительно произойдет, дипломатические отношения между Израилем и ЮАР будут фактически снижены с уровня посольств до уровня «офисов по представлению интересов». Иными словами, южноафриканское представительство в Израиле не будет иметь ни политического, ни торгового мандата, а ограничится в своей деятельности практически исключительно консульскими услугами. Следует отметить, что в прошлом году уже имел место прецедент, когда израильский посол в ЮАР был возвращен на некоторое время для консультаций на родину. Тогда это произошло в связи с протестами властей ЮАР в связи с тем, что несколько десятков участников организованных контролирующим сектора Газа ХАМАСом массовых беспорядков у пограничного забора, отделяющего Сектор от суверенной территории Государства Израиля, были убиты противостоявшими попыткам прорыва пограничного забора военнослужащими ЦАХАЛа.

Уже в субботу утром пожелавшие остаться анонимными представители израильского правительства заявили в связи с сообщениями об упомянутом заявлении министра иностранных дел ЮАР, что «Южная Африка не вернула (в Израиль – В.Ч.) своего посла. Предыдущий посол завершил свою каденцию в декабре, и с тех пор ему не была прислана замена». По мнению израильских властей, правительство ЮАР «не имеет намерения назначить нового посла на нынешнем этапе. Через месяц в Южной Африке состоятся выборы, и, по нашим оценкам, слова министра иностранных дел (ЮАР – В.Ч.) имели своей целью убедить мусульманских избирателей проголосовать за партию власти (Африканский национальный конгресс – В.Ч.). Факт отсутствия действующего посла не превращает посольство (ЮАР в Израиле – В.Ч.) в нечто другое».

В этом заявлении однозначно слышится стремление израильских властей уменьшить значимость кризиса, отнеся его на счет сиюминутных электоральных интересов АНК, и ждать, когда этот кризис минует, как и предыдущие кризисы такого рода. Нельзя не сказать о том, что одной из основных причин, заставляющих Израиль воздерживаться от обострения кризиса в отношениях с ЮАР, несмотря на постоянные антиизраильские провокации со стороны ее правительства, является тот факт, что в Южной Африке проживает довольно крупная (75,5 тысяч человек, согласно последним оценка, из которых 65 тысяч официально зарегистрированы в качестве членов общины) и очень произраильская еврейская община. Более половины южноафриканских евреев проживает в Йоханнесбурге. Вторая по численности община существует в Кейптауне. До прихода к власти в ЮАР АНК, еврейское население страны насчитывало порядка 120 тысяч человек. С тех пор в связи с ухудшением положения белого меньшинства в целом оно стало стремительно сокращаться за счет эмиграции. 20 тысяч южноафриканских евреев репатриировались за прошедшие годы в Израиль, 15 тысяч эмигрировали в Австралию, а 10 тысяч – в Великобританию.

В настоящее время АНК сохраняет абсолютной        большинство в парламенте ЮАР. Эта партия имеет 249 мест из 400 в Национальной Ассамблее и 62 из 90 место в Национальном совете провинций (верхней палате южноафриканского парламента).  Однако на предыдущих выборах в парламент, состоявшихся в 2014 году, представительство АНК в парламенте сократилось по сравнению с предыдущими годами, когда правящей партии принадлежало более двух третей все парламентских мест. И, учитывая настроения граждан, у АНК есть основания опасаться, что тенденция к его ослаблению сохранится и на выборах этого года. Что же касается других южноафриканских партий, то отношение большинства из них к еврейскому государству гораздо дружелюбнее.

В этом смысле показательно, что летом 2017 года Южную Африку посетила делегация в составе 5 депутатов Кнессета. Несмотря на бойкот делегации со стороны правящей партии АНК, ее члены встретились с рядом южноафриканских министров (помимо АНК, в правящую коалицию ЮАР входит Коммунистическая партия Южной Африки,  Конгресс профсоюзов Южной Африки и Национальная Партия Свободы)  и депутатов Национальной Ассамблеи (нижней палаты южноафриканского парламента) ЮАР.

Что же касается не лишенного оснований утверждения анонимных представителей израильского МИДа о том, что антиизраильская декларация министра Линдиве Нонсебы Сисулу имела своей целью привлечение мусульманских избирателей, то представляется уместным упомянуть о  том, что в ЮАР существует небольшая исламистская партия «аль-Джамаа», которая не имеет представительства в парламент, однако получила 9 мест в различных муниципальных советах страны на последних местных выборах 2016 года. Согласно оценке 2015 года, ислам исповедуют только 1,5% южноафриканцев, общее число которых приближается к 60 млн. Изначально южноафриканскую мусульманскую общину составляли главным образом лица малайского и индийского происхождения. Однако следует учитывать, что в последние десятилетия численность мусульман в ЮАР возрастает стремительно (только с 1991 по 2004 год она выросла в 6 раз), прежде всего, за счет обращения христиан в ислам.