- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов ускорения процесса реализации программы создания ядерной энергетики в Королевстве Саудовская Аравия

По данным китайских источников, военно-политическое руководство Королевства Саудовская Аравия впервые обратило внимание на возможность создания объектов ядерной энергетики в 2011 г. после того, как национальная разведка получила достоверные данные о работах по ядерной тематике, проводимых в Исламской Республике Иран. По некоторым данным, полученная информация была распространена среди большинства государств-членов ССАГПЗ, которые также начали проработку возможностей создания ядерной энергетической инфраструктуры, для маскировки процесса разработки ядерного вооружения.

Как отмечают обозреватели китайских военно-политических изданий, по решению президента США Дональда Трампа и под надзором управления ядерной безопасности Министерства энергетики США начат процесс передачи в адрес Министерства энергетики Королевства Саудовская Аравия технологической документации, необходимой для создания атомных энергоблоков, состоящих из реакторов на легкой воде и предназначенных исключительно для выработки электроэнергии. По данным китайских источников, Министерство энергетики США уже выдало 7 пакетов разрешений на передачу 810 технологических разработок/узлов/агрегатов (также известны под условным обозначением «Часть 810»), которые позволяют создавать и эксплуатировать ядерные объекты мирного назначения. По данным китайских источников, упомянутое количество разрешительных документов распределено между шестью компаниями (достоверно известно об участи IP3).

Следует отметить, что некоторые американские законодатели (представители Демократической партии) чрезвычайно обеспокоены данным процессом и высказывают надежду, что администрация Белого дома не даст разрешения на трансфер военных ядерных технологий, а именно на схемы и конструкторскую документацию на каскады газовых центрифуг, которые применяются для обогащения урана и выработки оружейного плутония.   Как известно, ключевыми элементами военной ядерной программы являются реакторы на тяжелой воде, а также линии по производству ядерных боевых зарядов, которые в перспективе могут быть установлены в головных частях баллистических или крылатых ракет.

Китайские специалисты внимательно наблюдают за программой создания ядерных энергетических объектов на территории Королевства Саудовская Аравия, поскольку данное государство Аравийского полуострова ведет боевые действия с йеменскими хоуситами, которые обладают ракетным вооружением, способным поражать крупноразмерные объекты. Даже несовершенное ракетное вооружение хоуситов представляет вполне реальную угрозу для безопасного функционирования любой атомной электростанции в случае нарушения работы энергетических компонентов, которые лишены железобетонного укрытия. Как известно, сбои в электропитании систем безопасности реакторов привели к катастрофическим последствиям на АЭС «Фукусима-1».

По данным китайских источников, йеменские хоуситы все еще располагают модифицированными баллистическим ракетами (созданы на основе зенитных управляемых ракет «Красное знамя-2», пр-во КНР), которые разработаны при содействии иранских технических специалистов. Данные боеприпасы неоднократно преодолевали рубежи противовоздушной и противоракетной обороны ВС КСА в районе столицы и столичного аэропорта.

Китайские специалисты отмечают, что повышение эффективности ПВО/ПРО Саудовской Аравии напрямую зависит от успехов наземной группировки ВС стран-участниц аравийской коалиции, которая может сократить «жизненное пространство» хоуситов, однако в данном процессе особых успехов не достигнуто по различным причинам.  В перспективе по мере поставки на боевое дежурство системы ПРО THAAD уровень защищенности от ракетной угрозы вырастет, однако точных данных и расчетов эффективности данной СПРО обнаружить не представляется возможным.

Китайские специалисты полагают, что развитие мирной ядерной энергетики в КСА является главным поводом к началу гонки ядерных вооружений на Ближнем Востоке. Так, еще в 2015 г. наследный принц Мухаммед бен Сальман в своем выступлении отметил, что если Исламская Республика Иран создаст ядерные боевые части для баллистических ракет средней дальности и проведет их испытания, то официальный Эр-Рияд в кратчайшие сроки также получит в свое распоряжение средство ядерного сдерживания. В 2018 г. наследный принц в одном из своих заявлений не исключил возможность превентивного удара по территории Ирана в случае, если действия Тегерана будут представлять угрозу национальной безопасности королевства.

В настоящее время на территории научно-технического городка имени Короля Абдель Азиза, который расположен в юго-западной части Эр-Рияда ведется строительство первой атомной электростанции, которая будет оснащена маломощным реактором разработки аргентинской компании INVAPSE (высота реактора 10 м, диаметр 2.7 м, активная зона рассчитана на 25-30 стержней).  Завершение строительства ожидается через 9 – 12 месяцев. Данный реактор будет введен в эксплуатацию в 2020 г.

По оценкам китайских специалистов, только этот реактор позволит сократить расход нефти на тепловых электростанциях КСА на 12,5 млн баррелей в год, что благоприятно скажется на экологической ситуации в государстве, которое практически лишено собственных лесных массивов.

По данным китайских источников, до 2032 (по другим данным к 2040) г. на территории КСА будет построено 16 атомных энергоблоков суммарной мощностью 17,6 Гигаватт. Первоначально, официальный Эр-Рияд планировал инвестировать в программу ядерной энергетики около 80 млрд долл. США, однако в свете увеличения затрат на обеспечение безопасности ядерных объектов конечная стоимость проекта может достигнуть 100 млрд долл. США. Для сравнения отметим, что потенциал солнечных электростанций в КСА составляет 40 Гигаватт, т.е. в перспективной энергетической структуре страны все запланированные АЭС будут обеспечивать около 15% от общего объема вырабатываемой электрической энергии.

Китайские специалисты выделяют несколько аспектов в ускорении американо-саудовского сотрудничества в области ядерной энергетики.

Во-первых, президент США Дональд Трамп, понимая, что может проиграть выборы 2020 г. старается заключить с Эр-Риядом (через своего зятя Джареда Кушнера) максимальное количество контрактов и соглашений, с которых будет получать отчисления после ухода с поста руководителя государства.

Во-вторых, американские стратеги пытаются любыми средствами сохранить свое влияние на Эр-Рияда через сохранения технологической зависимости в такой технически сложной области, как ядерная энергетика. Отчасти, желание приобрести ядерные технологии является для Эр-Рияда вопросом национального престижа, поскольку  сопредельные Объединенные Арабские Эмираты уже располагают действующей АЭС, которая построена при содействии южнокорейских специалистов (компания КЕРСО).

В-третьих, американские корпорации и компании, ведущие разработки ядерных технологий, ощущают серьезное конкурентное давление со стороны южнокорейских, российских и китайских специалистов, которые планомерно разрабатывают новые реакторы и новые энергоблоки, которые не только конкурентоспособны по стоимости, но и обладают повышенным уровнем надежности. Как известно, китайские компании продвигают свои мирные ядерные энергетические разработки в Пакистане и предлагают их другим заинтересованным государствам. В свою очередь российские разработчики предлагают реакторы и оборудование, которое исключает развитие ситуации по «фукусимскому  сценарию».

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласиться с оценками некоторых китайских специалистов в том, что передача Эр-Рияду даже мирных ядерных технологий будет сопоставимо с «открытием ящика Пандоры», поскольку при содействии пакистанских ученых ядерщиков вполне возможна организация процесса обогащения ядерного топлива до оружейного уровня с последующим его использованием для изготовления боевых частей.