- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления о решении США внести иранский КСИР в список иностранных террористических организаций

Решение Соединенных Штатов внести в список иностранных террористических организаций Корпус стражей исламской революции (КСИР, элитные части ВС Ирана) развязывает американской армии руки для возможного вооруженного противостояния с иранскими силами в Сирии. Такое мнение в беседе с корр. ТАСС выразил старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.

«Представители КСИР ведут борьбу в Сирии вместе с вооруженными силами страны против исламистских группировок, и это заявление [президента США Дональда] Трампа фактически открывает для американцев возможности силового давления на КСИР, в том числе и военного, — сказал Долгов. — Если это террористическая организация, по мнению США, то с ней можно и нужно бороться в частности и военными методами. Это может привести к обострению ситуации в Сирии, если проследить вот такой сценарий». Сразу скажем, что такой сценарий маловероятен. По словам эксперта, решение США является продолжением политики Вашингтона по оказанию давления на Иран.

Б.Долгов обратил внимание на то, что американская администрация заявила, что все финансовые транзакции, связанные с поддержкой КСИР, будут рассматриваться как поддержка терроризма, а это может привести к введению американских санкций против правительственных и коммерческих структур, взаимодействующих с Ираном. «Это важный момент, который может отразиться на Иране и иранской экономике, и вот это уже глобальный аспект данного решения США», — подчеркнул эксперт.

Между тем, продолжил Долгов, решение США по КСИР не заставит руководство Исламской Республики изменить свою политику, в частности на сирийском направлении. Иранцы, по его словам, и прежде не поддавались давлению Вашингтона.

«Так что вряд ли вот это давление на Иран приведет к результатам, на которые рассчитывают США, то есть к ослаблению республики и соглашательской политике с ее стороны», — резюмировал Долгов. Из всего сказанного, с последним пунктом полностью согласимся.

8 апреля Д.Трамп заявил, что Соединенные Штаты приняли решение внести формирования КСИР в список иностранных террористических организаций. В ответ Высший совет национальной безопасности Ирана причислил к террористическим организациям Вооруженные силы США. Мы привели это мнение ровно с той целью, чтобы продемонстрировать некий общий вывод российских экспертов о перспективах развития ситуации после новых ограничительных шагов Вашингтона на иранском направлении. Рискнем категорически с такими оценками не согласиться.  Мы уже сообщали ранее и повторим, что никто воевать не собирается: ни США, ни тем более Иран. И собственно об этом очень четко уже заявил и Пентагон («схема применения оружия останется прежней»), и Госдеп («если вооруженные силы подвернутся нападению, то они будут защищаться»). Решение Соединенных Штатов внести Корпус стражей исламской революции  в список иностранных террористических организаций, а также ответный шаг Тегерана, объявившего о включении в свой аналогичный список сил Центрального командования (СЕНТКОМ) Вооруженных сил США, не меняют ситуации с безопасностью американских военных в регионе и условий, при которых они будут применять оружие. Об этом сообщила в понедельник 8 апреля корр. ТАСС официальный представитель Пентагона Ребекка Ребарих. Если грубо, то «вы нас не трогайте, и мы вас не тронем». И позиция Ирана ровно такая же. Разница только в «цветастости» формулировок в заявлениях сторон: у иранцев они эмоциональнее – Восток есть Восток. Теперь по сути и перспективах.

Как оценивают их американские аналитики? Их выводы фактически солидарны.   Признание КСИР иностранной террористической организацией осложнит любые будущие переговоры между Ираном и Соединенными Штатами. Оно также создает важный международный прецедент, который может привести к распространению практики присвоения иностранным военным подразделениям статуса террористических групп. Однако воздействие на сам КСИР может быть ограничено с учетом того, в какой степени существующие санкции США уже распространяются на Иран и КСИР. Реакция Ирана, скорее всего, останется пропорциональной и не перерастет в военные действия. Вот собственно и реальный результат: все остались при своих, но каждый со своим пропагандистским «выхлопом» и с очень серьезным международным прецедентом, который еще век назад можно было смело квалифицировать как «казус белли». И это на сегодня главный вывод всей этой истории, а совсем не возможные военные длействия американцев против КСИР в Сирии. Это фактически невозможно в силу ухода оттуда американских войск и попытки Вашингтона ротировать их на силы европейских союзников. Администрация США добивается того, чтобы в остаточном воинском контингенте Запада в Сирии было больше европейцев, а не американцев. Об этом во вторник 9 апреля заявил госсекретарь Майкл Помпео во время слушаний в подкомитете Сената Конгресса США по бюджету на 2020 финансовый год.

Сенатор Линдси Грэм задал Помпео вопрос, будет ли в остаточном воинском контингенте Запада в Сирии больше европейцев, чем американцев. «Мы обсуждаем именно это в данный момент, именно так», — подтвердил госсекретарь. Он также подтвердил позицию администрации США, что сохранение воинского контингента на северо-востоке Сирии необходимо, чтобы помешать распространению влияния Ирана. «Это важная часть нашей стратегии на Ближнем Востоке, включающей в себя меры по противостоянию Ирану», — подчеркнул он.

19 декабря 2018 года президент США Дональд Трамп объявил о решении начать вывод войск из Сирии. Предполагалось, что это произойдет в течение 100 дней. 10 февраля глава Центрального командования ВС США генерал Джозеф Вотел сообщил, что вывод может начаться в ближайшие недели, однако решающим фактором будет обстановка на месте. Впоследствии высшие чины Пентагона, согласно публикациям в печати, фактически уговорили американского лидера пересмотреть первоначальное решение и оставить в Сирии часть сил США. Это не совсем так, в Белом доме изначально было решено оставить 200 десантников на севере, и еще 200 в Эт-Танфе, Причем на севере эти силы остаются не по причине иранского сдерживания, а прежде всего рисков турецкой экспансии в курдские районы.  И попытка американцев сделать европейцев фактически «живым щитом» и гарантией безопасности курдских отрядов пока понимания у них не находит. Но главное, почему Пентагон не будет воевать против КСИР в Сирии, это автоматический сценарий резкого осложнения жизни для американских военных в Ираке и Афганистане. И Пентагон к этой теме относится очень серьезно.

Но вернемся к прецеденту. После двух лет дебатов администрация президента США Дональда Трампа решила 8 апреля квалифицировать  КСИР в качестве «иностранной террористической организации». Это первый случай, когда Госдепартамент США включил  иностранную военную организацию в список террористических организаций, создав важный международный прецедент. И собственно в этом был главный замысел Д.Трампа, который приоритет во внешней политике отдает двум вещам: бухгалтерии и пиару. «Этот беспрецедентный шаг Госдепартамента является не только признанием того, что Иран выступает государством — спонсором терроризма, но также и того, что КСИР активно участвует (в террористической деятельности — прим. ТАСС), финансирует и продвигает терроризм в качестве инструмента государственной политики. КСИР является главным средством правительства Ирана, с помощью которого оно направляет и осуществляет свою глобальную террористическую кампанию», — отметил президент.

«Этот шаг представляет собой первый случай, когда Соединенные Штаты вносят в список террористических организаций орган иностранного государства. Это лишь подчеркивает тот факт, что действия Ирана фундаментально отличаются от поведения других государств», — подчеркнул Трамп. По его словам, решение направлено на то, чтобы значительно расширить масштаб и силу давления на Тегеран. «Мы предельно ясно даем понять, какие будут риски ведения бизнеса с КСИР или предоставления ему помощи. Если вы ведете бизнес с КСИР, вы финансируете терроризм», — утверждал американский лидер.

«Мы продолжим усиливать финансовое давление и увеличивать издержки для иранского режима за его поддержку террористической деятельности до тех пор, пока он не прекратит свое губительную деятельность».   В тот же день Иран ответил тем же, назвав Соединенные Штаты сторонником терроризма, а Центральное командование США (CENTCOM) — террористической группой. Стратегия США загнать Иран в угол продолжается, и Вашингтон теперь называет иранский КСИР иностранной террористической организацией перед надвигающимся решением о расширении санкций на иранский экспорт нефти. Кстати, с этим мы бы поспорили: с учетом ситуации в Ливии и Венесуэле такие шаги американцам объективно невыгодны.   Назначение КСИР иностранной террористической организацией является провокационным новым компонентом осуществляемого под руководством США процесса расширения и ужесточения санкционной сети в отношении Ирана. Вашингтон надеется в конечном итоге заставить Тегеран вести переговоры о всеобъемлющем соглашении, ограничивающем его поддержку иранских союзников в регионе и его программу баллистических ракет. Однако новый шаг санкций осложнит любые будущие переговоры между Соединенными Штатами и Ираном, даже после того, как Трамп покинет свой пост. Иран теперь почти наверняка потребует снижения санкционного давления на КСИР в ходе переговоров о всеобъемлющей сделке с Соединенными Штатами. Но Соединенные Штаты будут более готовы предоставить послабления по другим видам санкций, таким как те, которые связаны с ядерной или баллистической ракетной деятельностью Ирана, учитывая политические трудности, с которыми любой  президент США столкнется при попытке исключить КСИР из списка в отсутствие существенных изменений в иранской региональной стратегии и политике в отношении Израиля, США и Запада. Соединенные Штаты располагают четырьмя различными видами «террористических списков» которые они могут использовать для борьбы с различными лицами, группами и странами. В 1984 году они объявила Иран государством-спонсором терроризма. В 2007 году они назвали силы КСИР, которые занимаются операциями КСИР за рубежом, специально назначенными глобальными террористами  в соответствии с Указом 13224. И в 2017 году они так назвали и сам КСИР  в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций. США». Обозначение иностранной террористической организации — единственный из четырех террористических списков, которые Соединенные Штаты резервируют для организаций, — в соответствии с законом об иммиграции и гражданстве ранее использовалось только против негосударственных субъектов, включая «Аль-Каиду» , «Хизбаллу» и Революционные вооруженные силы Колумбии. При этом внесение КСИР в этот список может не иметь большого дополнительного влияния на его способность финансировать себя и перемещать деньги по миру для поддержки своих союзников. Таким образом, обозначение КСИР от 8 апреля является первым случаем, когда Соединенные Штаты назвали целое подразделение иностранных военных  террористической организацией. Соединенные Штаты ранее избегали принятия таких мер, поскольку не хотели создавать прецедент, который мог бы быть использован против них. Сохраняя статус иностранной террористической организации непосредственно ориентированным на негосударственных субъектов, США тем самым страховались от острых дебатов на международных площадках  о том, какие действия такие государства могут предпринять в ответ. Теперь Соединенные Штаты нарушили табу в международных отношениях, и теперь другие страны вскоре могут принять аналогичные шаги в отношении своих региональных и мировых противников. Повторим, это главный итог такого решения, поскольку это еще один шаг к обрушению нынешней системы международных отношений.

При этом все американские аналитики подчеркивают, что нынешние шаги Трампа будут носить крайне ограниченный характер воздействия на  КСИР. КСИР и его подразделения, такие как «Басидж», «Аль-Кудс» и другие, уже подвержены многочисленным перекрывающимся санкциям США, поэтому новая квалификация  может не иметь большого дополнительного влияния на его способность  финансировать себя и перемещать деньги по всему миру для поддержки своих союзников. Более того, КСИР и сам Иран уже проявили творческий подход к обходу санкций США. В некотором смысле, обозначение иностранной террористической организации даже не так сильно по своим последствиям для объекта санкций, как три других типа обозначений США. Например, включение в список иностранных террористических организаций предоставляет более широкие полномочия для введения санкций в отношении иностранных физических и юридических лиц, поддерживающих группы, включенные в этот список. Тем не менее, это решение создаст некоторые новые проблемы для КСИР. Просто быть членом КСИР становится теперь запрещенным формально делом,  и должностные лица КСИР столкнутся с более широкими запретами на поездки. Будут ли нынешние или бывшие должностные лица КСИР теперь сокращать свои поездки в западные страны из-за страха перед экстрадицией в США, вопрос открытый. Рискнем предположить, что страны ЕС в данном случае будут держать нейтралитет. В любом случае, новые санкции не затрагивают реальность существующих санкций. Как и прежде, характер санкций в отношении КСИР означает, что иностранные компании должны проводить тщательные проверки при работе с иранскими компаниями, с тем чтобы последние не имели связей с КСИР, иначе иностранные компании попадут под финансовые санкции США.

Каков вероятный ответ Ирана? По оценке американских аналитиков он будет очень прагматичным. Немедленная реакция Ирана на новое решение США была пропорциональной и зеркальной. Разница в том, что рестрикции Ирана в отношении CENTCOM и Соединенных Штатов в значительной степени символичны. Однако, по крайней мере риторически, некоторые иранские официальные лица, включая командующего КСИР Мохаммада Али Джафари, намекали на более решительные действия против Соединенных Штатов, такие как нападения на Вооруженные силы США в регионе со стороны КСИР или обученных Ираном ополченцев, например, в Ираке. Не намекали, приведем точную цитату. Корпус стражей исламской революции увеличит свои оборонительные и наступательные возможности в предстоящем году. Об этом, как сообщило агентство Рейтер, заявил во вторник 9 апреля командующий КСИР генерал Мохаммад Али Джафари.

Заявление Джафари прозвучало после того, как в понедельник 8 апреля президент США Дональд Трамп объявил о решении внести КСИР в список иностранных террористических организаций.

«Этот шаг со стороны США был довольно смехотворным поскольку КСИР находится в сердцах людей <…> КСИР увеличит свои оборонительные и наступательные возможности в предстоящем году», — заявил Джафари. Увеличить свой потенциал на местах и атаковать американские цели – вещи не одинаковые. И американцы уверены, что у Тегерана  есть очень веские причины для того, чтобы не реагировать чисто военными инструментами в ответ на такие шаги Вашингтона. Это прежде всего перспектива значительного ответа США на такие нападения, в том числе и путем нанесения ударов по военным целям в Иране. Принцип «око за око» в данном случае  удерживает  напряженность между Ираном и США от перерастания в открытый военный конфликт. В нем повторим, не заинтересована ни одна из сторон.  Вместо этого Иран, скорее всего, продолжит более практику тонких ответов, такие как кибератаки против американских компаний и союзников в регионе,  а также усилит поддержку и стимулирование своих ближневосточных  союзников. И в данном случае Вашингтон ничего реального противопоставить этому не может, поскольку есть пиар, а есть практические резоны.