- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир: оценка социально-экономической устойчивости и политические риски

На фоне происходящих в Алжире в последние недели политических потрясений накануне важнейших для страны президентских выборов, назначенных на 4 июля 2019 год, оценка устойчивости экономической системы страны приобретает решающее значение.

Именно экономический фактор позволит правящей элите страны сохранить преемственность курса после отставки 2 апреля 82-летнего президента А.Бутефлика, и избежать таким образом коллапса власти и скатывания в хаос и общенациональный гуманитарный кризис. Занявший пост временно исполняющего обязанности президента глава сената А.Бенсалах рассчитывает за оставшиеся до выборов несколько месяцев укрепить доверие электората и найти понимание с оппозиционными лидерами, готовя почву для плавного транзита власти. В качестве первого шага он уже принял ряд популистских мер по демократизации политической власти. В частности, он распорядился разрешить регистрацию новых политических партий и неправительственных организаций. Но с учетом серьезных политических разногласий с оппозицией, которая усматривает в Бенсалахе преемника прежнего президента, а также для обеспечения устойчивости его правления на переходном этапе и минимизации политических рисков, важным будет сохранение социально-экономической стабильности и устойчивости в стране.

Между тем, опубликованные Всемирным банком последние оценки и прогнозы в отношении алжирской экономики не вселяют большого оптимизма. Несмотря на существенный прирост налоговых поступлений по итогам 2018 года и относительно стабильные цены на углеводородные ресурсы (выше прогнозов алжирского правительства), экономический рост в стране составляет лишь 1.5%, хотя еще в октябре 2018 года он прогнозировался на уровне минимум 2.5%.

Основная проблема заключается в замедлении внутреннего производства в сфере нефтегазовой промышленности (только в течение 2018 года оно сократилось на 4.2%). Это падение, к сожалению, не было компенсировано другими позитивными факторами, в частности приростом производства в т.н. не нефтяных отраслях, среди которых особенно выделялись сельское хозяйство (прирост производства в 2018 году составил 6.9% и рост в 2019 году продолжается), а также строительство (прирост производства по итогам 2018 года составил 4.6%.

Другим тревожным фактором, способствующим ослаблению экономической устойчивости Алжира в первой половине 2019 года многие международные экономисты называют существенный рост государственных расходов. Только в течение 2018 года объем государственных расходов в совокупности вырос на 11.2%, тогда как в течение 2017 года наблюдалось относительное снижение этого показателя. Причиной роста государственных расходов эксперты называют усиление государственных мер социальной поддержки для сдерживания протестных настроений в обществе.

На фоне вышеназванных неблагоприятных тенденций в алжирской экономике продолжился отток капиталов и сокращение международных резервов страны, что в свою очередь привело к росту общего долга страны до уровня 42% от ВВП.

Тем не менее, правительству в целом удается пока контролировать ситуацию в социально-экономической сфере. В частности, меры по сдерживанию инфляции и дальнейшего роста безработицы в целом можно считать успешными. Так, инфляция по итогам 2018 года снизилась до отметки 4.3% (по сравнению с 5.6% в 2017 году), что позволило сохранить стабильными потребительские цены. В частности, адресные усилия правительства были направлены на поддержку основных субсидируемых товаров, чтобы избежать их роста.  Уровень безработицы пока также довольно стабилен и находится уже второй год подряд на отметке 11.7%, причем в этой категории преимущественно молодежь (29% безработных – в возрасте от 16 до 24 лет), а также женщины (19%).

Более запутанная ситуация с другим важнейшим социально-экономическим показателем – уровнем бедности в стране. Самые последние официальные данные по этому показателю датируются 2010-2011 гг., согласно которым число бедных в стране не превышает 5.5%. Тем не менее, отсутствие обновленных статистических данных не позволяет анализировать этот фактор и степень его влияния на социально-экономическую устойчивость в стране. Что известно достоверно – существенные различия в уровне бедности между регионами Алжира. Например, в регионе Сахары уровень бедности выше общенационального показателя в два раза и превышает 10%.

Тем не менее, с учетом того, что начавшиеся гражданские протесты и манифестации с требованием отставки президента Бутефлика и теперь уже его преемника носят сугубо политический характер. Каких-либо серьезных социально-экономических требований оппозиция пока не выдвигает, фокусируя протестную повестку на теме демократических свобод, сменяемости власти и равного допуска оппозиционных партий до политической борьбы. Пока социально-экономическая ситуация в стране носит довольно стабильный характер, несмотря на сокращение производства нефтегазовой промышленности, которая обеспечивает 95% экспорта Алжира в стоимостном выражении. Это обстоятельство позволяет сдерживать политические риски и рассчитывать на эволюционную трансформацию власти в стране по итогам президентских выборов летом 2019 года.