- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О причинах отказа Египта участвовать в формировании Ближневосточного стратегического альянса

Египет уведомил американские власти об отказе участвовать в формировании Ближневосточного стратегического альянса (MESA, также известного как «арабская НАТО»). Об этом сообщило в среду агентство Рейтер.  По его данным, египетская сторона уведомила об этом решении США и других участников предполагаемого ближневосточного альянса, сообщает агентство со ссылкой на источник. Власти Египта якобы обеспокоены, что заключение такого союза вызовет напряженность в отношениях с Ираном.

Также одной из причин такого решения египетской стороны, по данным агентства Рейтер, стала неопределенность с переизбранием президента США Дональда Трампа на второй срок в 2020 году. Власти страны якобы опасаются, что в случае прихода к власти в США другого человека, существование такого ближневосточного союза стоит под угрозой.

В Белом доме пока не ответили на просьбу корр. ТАСС подтвердить информацию агентства.

По замыслу США, в состав «арабской НАТО» планируется включить шесть стран Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовскую Аравию), а также Египет и Иорданию. В середине января госсекретарь США Майкл Помпео провел турне по этим странам, где провел серию переговоров с их лидерами. Одной из главных задач поездки было сближение позиций восьми стран для создания MESА. Цель коалиции — противодействие угрозам в регионе и активизация экономического и энергетического взаимодействия. Таким образом, если учесть, что ранее эту идею США фактически похоронил Катар, то ее смело можно отправлять в утиль. Собственно, такой итог этой инициативы был ясен заранее, в том числе и в связи с продолжающимся противостоянием между Катаром и «арабской четверкой» (КСА, ОАЭ, АРЕ и Бахрейн), который Вашингтону, несмотря на все усилия купировать до сих пор не удается.

Но это решение Каира имеет помимо всего и еще одно значение: таким образом Вашингтону был направлен сигнал о недовольстве египетского руководства попыткой       увязать свою военную помощь Египту с уровнем ВТС с другими странами, и прежде всего – с Россией.  США получили от Египта заверения, что Каир учитывает угрозу санкций за покупку у РФ самолетов  Су-35. Об этом заявил во вторник 9 апреля госсекретарь Майкл Помпео на слушаниях в одном из подкомитетов комитета по ассигнованиям Сената Конгресса США по бюджету на 2020 год. «Мы дали ясно понять, что в случае покупки этих систем будут введены санкции в рамках CAATSA (закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» — прим. ТАСС). Мы получили заверения от них, что они понимают [возможные последствия]. Надеюсь, что они решат не совершать эту покупку», — заявил он на вопрос о возможности приобретения Египтом истребителей Су-35 у России. Закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» был подписан президентом США Дональдом Трампом 2 августа 2017 года, он предусматривает ужесточение санкций в отношении России, Ирана и КНДР. Во время этих же слушаний по бюджету в Сенатеа  Майк Помпео объявил, что Соединенные Штаты накажут Египет по закону о санкциях (CAATSA), если Египет купит российские истребители Су-35. Двухпартийная группа американских сенаторов направила письмо Помпео до слушаний, призывая его оказать давление на Египет, чтобы избежать сделки с Су-35, пока президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси был в Вашингтоне. Интересно, что  своем письме американские сенаторы также призвали Помпео надавить на А.Ф.ас-Сиси в связи с положением в области прав человека в Египте и задержанием американских граждан. Но Помпео отклонил эти опасения на слушаниях в Сенате, заявив, что не хочет характеризовать египетского лидера как «тирана». Это уже серьезная трансформация позиции Вашингтона, который ранее усиленно этот вопрос использовал в рамках своей мотивировки по отказу от прямой военной помощи Каиру.   В этой связи заявление Помпео надо расценивать, прежде всего, как ответ на озабоченность сенаторов, и пока не более того. Почему это важно? Первоначально CAATSA был принят как закон о введении санкций в отношении Ирана, Северной Кореи и России в целях борьбы с глобальным влиянием этих стран. Первые санкции, связанные с CAATSA, были применены для наказания Китая за импорт российского оружия в сентябре 2018 года. В настоящее время этот закон используется против Турции, поскольку она пытается завершить сделку с Россией по закупке ракетного комплекса С-400. За последние два года другие союзники США неоднократно получали отказы, защищающие их от попадания под санкции, связанные с CAATSA. До сих пор Соединенные Штаты не решались применять санкции, связанные с СААТСА против дружественных стран, опасаясь раздражать своих союзников. В результате есть признаки того, что страны проигнорировали закон 2017 года, о чем свидетельствует нынешняя сделка Турции с Россией по С-400. Но теперь Вашингтон пытается использовать CAATSA, чтобы угрожать одному из своих самых сильных союзников на Ближнем Востоке. При этом Соединенные Штаты, вероятно, хотят повысить доверие к CAATSA, используя Египет в качестве примера, чтобы предупредить других своих партнеров по ВТС. В этой связи американские эксперты высказывают мнение о том, что эта угроза Соединенных Штатов ввести санкции в отношении Египта, связанные с СААТСА, может стать началом более решительного продвижения США по борьбе с глобальным влиянием России. Это также первый раз, когда Соединенные Штаты попытались заблокировать сделку по оружию между Россией и Египтом в последние годы, и это может означать начало более сильного американского воздействия, чтобы остановить глобальное влияние Москвы. В этом случае Вашингтон может начать наступление на других партнеров, которые стремятся приобрести оружие у России, таких как Саудовская Аравия, Индия, Сербия и Алжир. Этот шаг также сигнализирует о том, что Соединенные Штаты считают, что их отношения с Египтом достаточно сильны и устойчивы. В реальности Вашингтон пытается добиться двух целей.

  1. Это подавить в зародыше созданный Анкарой прецедент, что нам представляется сильно запоздалой попыткой.
  2. Добиться создания благоприятного климата среди своих арабских партнеров (и Каир в данном случае первоочередной в этом списке) в рамках предстоящей в скором времени презентации своей редакции соглашения по ближневосточному урегулированию, которую большинство арабских стран категорически отвергают. И шантаж санкциями в данном случае кстати. Но вот только Каир, судя по всему, пока на него не поддается.