- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов действий ВВС Израиля в Сирийской Арабской Республике

Как сообщают китайские источники, 27 марта и 1 апреля 2019 г. ВВС Израиля предприняли попытки нанесения авиационных ударов по иранским военным объектам в районе промышленного парка города Алеппо. В качестве целей были выбраны цех по сборке реактивных боеприпасов, склад хранения вооружения и цех по сборке элементов питания для некоторых типов боеприпасов и беспилотных летательных аппаратов.

По данным китайских обозревателей, специалисты ВВС Израиля рассчитывают в ближайшее время нанести удар по авиационной базе Т-4 с тем, чтобы уничтожить самолет(ы) военно-транспортной или гражданской авиации  Исламской Республики Иран (наибольшую ценность представляют тяжелые лайнеры Boeing-747 авиакомпания Mahan Air), которые на нерегулярной основе доставляют вооружение, технику, боеприпасы и медикаменты для иранских добровольцев.

Китайские специалисты отмечают, что израильские военные в очередной раз применили малозаметные истребителя пятого поколения F-35I Adir (на вооружении всего 9 ед.), которые  после взлета следуют через воздушное пространство Иордании и при необходимости удаляются в воздушное пространство сопредельного Ирака (для выхода из зоны действия РЛС системы ПВО САР и подразделений ПВО ВС РФ) и уже затем (под прикрытием радиоэлектронных помех) проникают в воздушное пространство Сирийской Арабской Республики.

Указанный «северо-западный» маршрут полетов боевых машин оперативно-тактической авиации ВВС Израиля является одним из классических, поскольку позволяет избежать заблаговременного обнаружения наземными радиолокационными станциями подразделений ПВО ВС РФ и САР.  По расчетам китайских специалистов в области тактики противоздушного боя малая эффективная площадь рассеивания F-35I позволяет данным самолетам оставаться незамеченными для большинства современных РЛС на дальности до 100 км, тогда как для принятия такого самолета на сопровождение необходимо, чтобы он приблизился на дальность до 60 км от позиции станции зенитно-ракетного комплекса. На таком расстоянии F-35I способен уверенно классифицировать наземную цель и применить собственное авиационное средство поражения по схеме «пустил и забыл».

После уничтожения последней действующей станции тревожного режима JY-27 (пр-во КНР) сирийские защитники неба практически не способны своевременно и самостоятельно обнаруживать малозаметные воздушные цели типа истребитель F-35I. Данные боевые самолеты способны применять различные высокоточные средства авиационного поражения (управляемые ракеты, оперенные корректируемые бомбы), а также выступать в качестве «сложной приманки» для зенитных батарей и дивизионов, которые в последствии станут целями для противорадиолокационных HARM и крылатых ракет воздушного базирования Delailah, запускаемых с более тяжелых истребителей-бомбардировщиков F-15I или маневренных истребителей F-16I.

Китайские специалисты всерьез полагают, что отдельные, эпизодические налеты F-35I на иранские военные объекты в Сирии имеют своей целью не столько доказать возможность безнаказанного преодоления линии государственной границы САР, сколько отработать различные тактические приемы на случай обнаружения силами ПВО. Кроме того, одна из задач подобных налетов – отработка взаимодействия с упомянутыми боевыми самолетами четвертого поколения, которые в настоящее время действуют без входа в воздушное пространство Сирии, поскольку вполне могут быть поражены огнем зенитных средств даже с учетом постановки активных помех.

В рамках воздушных ударов от 27 марта и 1 апреля 2019 г. израильские летчики применили малокалиберные авиационные оперенные высокоточные бомбы  под обозначением GBU-39/B (пр-во корпорации Boeing, США), которые при длине 179,8 см, и диаметре корпуса 19,05 см имеет массу 129 кг, из которых масса взрывчатого вещества составляет 22 кг. Боевая часть повышенного могущества позволяет пробивать железобетонное перекрытие толщиной 90 см.

Комплексная система наведения, состоящая из инерциального блока и приемника сигнала спутников глобального позиционирования GPS, обеспечивает возможность навигации на дальности до 96 км и поражение с высокой точностью. Коэффициент вероятного отклонения составляет менее 3 м. Основной особенностью GBU-39/B является возможность применения только по стационарным объектам, поскольку боеприпас не оснащают лазерными и телевизионными элементами, позволяющими распознавать и сопровождать подвижную цель. Для выполнения такой задачи американские оружейники разработали такую бомбу как GBU-53/B.

По данным китайских источников, сирийские военные собрали большую часть остатков (в основном элементы корпуса и отдельные электронные платы) GBU-39/B, что позволило достоверно определить тип боеприпаса. Вероятно, рассматриваемые авиабомбы были перехвачены ЗРПК «Панцирь-С1» и ЗРК С-300ПМ2.

В ходе анализа фотоматериалов с мест падения, перехваченных АСП, стала известная следующая информация:

– номер контракта FA8681-10-D-0071

– производственный номер (1Р)70З098100-1003

– производственный номер партии (N) 1325-01-526-8728

– серийный номер (S) 917414

– номер разрешения МО США на экспорт (4R) EC53

– номер партии (1Т) MDS15K708-004

В дополнение, отметим, что ВВС Израиля задействовали только по два истребителя F-35I в ударах от 27 марта и 1 апреля. Как сообщают китайские СМИ с опорой на сирийские источники, подразделения ПВО перехватили в обоих случаях по шесть оперенных малокалиберных бомб GU-39/B, поскольку специальные крепления GBU-61/A позволяют размещать по  четыре  боеприпаса на каждой точке крепления даже во внутреннем ракетно-бомбовом отсеке F-35I.

По данным  из открытых источников, стоимость одной GBU-39/B составляет 31570 долл. США, что позволило американским военным разместить заказов на несколько тысяч подобных боеприпасов, которые могут быть запущены со стратегических бомбардировщиков B-1B Lancer, B-2A Spirit, истребителей-бомбардировщиков F-15E Strike Eagle, истребителей F-16 Fighting Falcon и F-22A Raptor.

Обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» самым пристальным образом наблюдают за применением F-35I ВВС Израиля в операциях по борьбе с иранским военным присутствием в Сирии, которое представляет определенную угрозу для безопасности еврейского государства.

Китайские специалисты отмечают, что ВВС Израиля продолжают применять F-35I даже после того, как российские военные в оперативном порядке доставили и разместили несколько батарей зенитно-ракетного комплекса С-300ПМ2 (из состава 531-ого полка, г.Мурманск) на территории Сирии в качестве ответного хода на провокацию, повлекшую гибель экипажа самолета радиотехнической разведки Ил-20М1 ВКС РФ над Средиземным морем.

Обозреватели указанного издания отмечают, что батареи С-300ПМ2  оснащены эффективными РЛС 30Н6, но при всей автоматизации процессов боевого дежурства рассматриваемый ЗРК не способен в полной мере реализовать свои возможности по перехвату малозаметных F-35I на дальностях, которые позволяют достичь зенитные управляемые ракеты 48Н6Д (составляет 200 км). Конечно, ЗРС С-300ПМ2 обладает большими возможностями в борьбе с воздушной угрозой в сравнении с устаревшими С-200 ПВО САР, хотя последние все еще представляют определенную угрозу для боевых самолетов четвертого поколения.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что китайские обозреватели и военные специалисты крайне скептически относятся к сообщениям сирийских источников об успешных перехватах боевых самолетов ВВС Израиля, поскольку, как правило, они не подкреплены вещественными доказательствами – частями сбитых самолетов и т.д.  Китайские специалисты отмечают, что  израильские военные не намерены прекращать авиационные налеты, отработку тактики уклонения от обнаружения и повышение эффективности бомбовых ударов по стационарным объектам, а сдерживающими факторами могут служить: развертывание более современных ЗРС ПВО ВС РФ, постоянное боевое дежурство самолетов ДРДиН, истребителей пятого поколения Су-57, а также мероприятия подразделений РЭБ.