- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Эксперты Арабского валютного фонда о ближайших экономических перспективах арабских стран

Арабский валютный фонд ожидает, что общий рост экономики в арабских странах составит 3,1% в 2019 году, и 3,4% в 2020 году, что отражает ожидания того, что темпы экономического роста арабских стран-ведущих экспортеров нефти продолжат расти до, примерно 2,8 и 3,1% в 2019, и 2020 годах, соответственно.

Об этом говорится в «Обзоре арабской экономики», опубликованном Фондом за апрель месяц. В нем содержится обновленная информация о прогнозах экономических показателей арабских стран на нескольких уровнях, включая экономический рост, тенденции развития внутренних цен, валютные и финансовые условия и ожидания в отношении внешнего сектора в арабских странах на период 2019 и 2020 гг.

В документе отмечается, что среди наиболее важных политических приоритетов для арабских стран является создание новых рабочих мест для решения проблемы безработицы в контексте высокого уровня безработицы в арабских странах, который почти вдвое увеличивает уровень безработицы в мире. Проблема безработицы в арабских странах сконцентрирована в молодежном секторе, особенно среди женщин, где уровень безработных среди молодых возрастов составляет, согласно данным Всемирного банка, до 26%, что также вдвое превышает средний мировой показатель. Уровень безработицы среди молодых женщин вообще находится на самом высоком значении: в глобальном масштабе, это 40%, по сравнению с 15% от общего показателя безработицы по миру к численности населения. Именно безработная молодежь стала питательной средой и, впоследствии, «пушечным мясом» и расходным материалом всех арабских, т.н. «революций». По злой иронии судьбы, ливийская молодежь, к слову, имевшая все условия для образования и профессиональной подготовки, стала могильщиком Джамахирии, прельстившись миражом западной культуры потребления и социальной безответственности. То же, с большой долей справедливости относится и к сирийской молодежи. Кризисные явления подобного рода присущи Саудовской Аравии, Египту, Ираку, Алжиру, где тысячи молодых людей, даже получив неплохое образование, не могут трудоустроится и, зачастую, являются предметом различных экстремистских движений и доктрин.

Потенциальные последствия четвертой промышленной революции и последующего технического развития увеличивают масштаб проблем, стоящих перед арабскими странами в будущем, — считают авторы обзора. Это и понятно: развитие средств производства, автоматизации и информатизации экономики, закономерно предполагает сокращение числа занятого населения.

Решение проблемы безработицы требует, чтобы арабские страны приняли комплексный подход, основанный на комплексном преобразовании структур арабских экономик, усилении динамики рынка труда, облегчении доступа к финансам, проведении институциональных реформ для повышения гибкости рынков труда и продуктов. А также, невозможно обойтись без создания образовательных обсерваторий для изучения потребностей рынков труда, арабских стран, обеспечения их большей интеграции в мировую экономику, заключения соглашений о либерализации торговли и перемещении труда и капитала.

Что касается тенденций в развитии внутренних цен, то темпы инфляции в арабских странах, как ожидается, снизятся до 9,3% и 8,1% в 2019 и 2020 годах, соответственно, в результате низкого уровня инфляции в арабских странах- ведущих экспортерах нефти до 6,1% и 5,9% в 2019 и в 2020 гг.

Прогнозируется, что на уровне подгрупп, инфляция в странах ССАГПЗ сократится примерно до 1,3% в 2019 году, в то время как к 2020 году, она ожидается на уровне около 1,6%. В других нефтедобывающих странах уровень инфляции в 2019 году составит около 6,3%. Хотя, в 2020 году, как предполагается, она достигнет около 6,5%.

Авторы отчета также предположили, что в группе арабских стран-импортеров нефти инфляция снизится примерно до 11,8% в 2019 году и до 9,9% в 2020 году.

Что касается денежно-кредитных условий, ожидается, что в течение 2019 и 2020 годов на денежные условия в арабских странах будут влиять экономические тенденции, уровни внешнего спроса и позиции денежно-кредитной политики в Соединенных Штатах и ​​Европейском союзе. В этом контексте делается предположение, что возвращение традиционной денежно-кредитной политики в Соединенных Штатах и ​​зоне евро будет иметь последствия для валютных условий в странах, которые принимают режимы фиксированного обменного курса, что повлияет на стоимость внутреннего и внешнего финансирования и потоки капитала. Это в полной мере относится к большинству стран-членов ССАГПЗ.

В странах, которые применяют более гибкие обменные курсы, улучшенные денежно-кредитные условия в некоторых странах будут по-прежнему связаны с повышением уровня внешнего спроса, что будет поддерживать чистые иностранные активы, поможет обеспечить внутренний кредит и снизить процентные ставки, а также, несколько снизить давление на валютном рынке.

Что касается финансовой ситуации, то совокупный дефицит бюджета арабских стран в процентном отношении к ВВП, как ожидается, сократится до 5,5% в 2019 году, что отражает перспективное влияние бюджетных реформ, принятых в течение прогнозируемого горизонта.

Что касается внешнего сектора, то ожидается, что профицит счета текущих операций в 2019 и 2020 годах стабилизируется на уровне около 1,6% от ВВП.

Секрет такого, достаточно оптимистичного прогноза прост. И не связан с нефтью, как таковой, как могло бы показаться, на первый взгляд. Он состоит в диверсификации экономик, лидером чего выступают ОАЭ и Саудовская Аравия. Приведем весьма показательный пример.

Махмуд аль-Далайми, генеральный секретарь Совета производителей алюминия, оценил инвестиции стран Персидского залива в алюминиевый сектор примерно в  58 млрд долларов. По его оценке, эти инвестиции в ближайшей перспективе еще более увеличатся, поскольку страны Персидского залива будут привлекать крупные международные компании.

М.аль-Далайми заявил в интервью порталу «Аль-Иктисадыйя», что привлечение к инвестированию в производство алюминия, путем партнерства с компаниями Персидского залива международных компаний из азиатских стран, таких как Индия и Китай, будет стимулировать развитие отрасли в ближайшие годы.

Он добавил, что, в настоящее время, сложно определить объем инвестиций, которые, как ожидается, поступят в страны Персидского залива для инвестиций в алюминиевую промышленность, тем более что это зависит от данных о размере инвестиций и количестве планируемого увеличения производства, а также от, его намеченного качества, которое не только определяет стоимость этих инвестиций, но и увеличит общий объем инвестиций до уровней, намного выше того, что сейчас имеет место быть.

Стоимость строительство алюминиевых заводов отличается от стоимости инвестиций в, например, обрабатывающую промышленность, а затраты на расширение существующих заводов составляют от 3 до 4 млрд долларов, в то время как стоимость строительства нового завода с различными спецификациями и технологическими требованиями, необходимыми для производства 500 тысяч тонн алюминия в год, составляет до 10 млрд долларов.

М.аль-Далайми отметил, что международные компании будут использовать «высокие производственные мощности производителей алюминия в Персидском заливе» в своей обрабатывающей промышленности, включая производство оборудования и запасных частей в автомобильной промышленности, силовых кабелях и других отраслях, «что повышает добавленную стоимость экономики Персидского залива».

При этом, международным компаниям придется экспортировать значительную часть своей продукции на зарубежные рынки, поскольку объем спроса на алюминий в Персидском заливе невелик, и это может стать конкурентным обстоятельством для производителей Персидского залива, которые полагаются на такое положение вещей, при котором они экспортируют 60 процентов своей продукции ежегодно.  По его оценке, производство в этом году достигнет 5,7 млн тонн и 6 миллионов алюминия — к 2020 году.

Генеральный секретарь Совета производителей алюминия объяснил желание международных компаний войти в Персидский залив несколькими факторами: присутствием крупного производства алюминия предприятиями Персидского залива, которые экспортируются в виде твердых материалов на внешние рынки. Таким образом, международные компании смогут покупать алюминий в выплавленном состоянии, в виде деформируемого и литейного алюминия и использовать его в ряде отраслей промышленности в Персидском заливе. Такой алюминий должен обходиться меньшим потреблением электроэнергии для производства из него последующей алюминиевой продукции, потребляемой в Персидском заливе, или предназначенной для экспорта на зарубежные рынки: материалов, применяемых в корабле- и самолетостроении, на строительных площадках в качестве сплава для сварки, или для производства фасонных изделий. Что же касается присутствия международных компаний вблизи предприятий по производству алюминия в Персидском заливе, то это способствует более быстрым процессам хранения и производства и уменьшит затраты на транспортировку и экспорт алюминия.

По оценке М.аль-Далайми, еще одним обнадеживающим фактором для сферы производства алюминия являются недавние открытия газа в таких странах, как Саудовская Аравия и Бахрейн, что побудит компании и производителей в Персидском заливе приступить к расширению собственной алюминиевой промышленности. Как известно, производители в Персидском заливе имеют работающие на газе электростанции и их металлургические заводы, кроме тех, что в Саудовской Аравии, напрямую зависят от наличия электричества. Покупка газа и его преобразование в электроэнергию, используемую на алюминиевых заводах, будет дополнительно стимулировать международные компании инвестировать в Персидский залив.