- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Египте: март 2019 г.

4 марта на свободу вышел фотожурналист Махмуд Абу Зейд по кличке «Шавкан», находившийся в заключении с 2013 г. за освещение событий, связанных с подавлением массовых выступлений сторонников «Братьев-мусульман». В течение пяти лет ему предстоит жить под строгим полицейским контролем, и в частности, ежедневно отмечаться в полицейском участке. Подобная мера была осуждена правозащитными организациями, которые долгое время боролись за его освобождение.

В сентябре 2018 г. суд приговорил Шавкана к 5 годам тюрьмы, что практически совпало с тем временем, которое он к тому моменту провел в тюрьме. Тем не менее он еще несколько месяцев оставался в заключении.

Лауреат Всемирной премии свободы прессы ЮНЕСКО, Шавкан обвинялся в «убийстве, покушении на убийство и принадлежности к террористической группе». Такие обвинения грозили ему смертной казнью.

В сентябре 2018 г. египетские суды вынесли приговоры более чем 700  подсудимым. 75 из них, в том числе руководителям «Братьев-мусульман», были вынесены смертные приговоры. Большинство из осужденных обвинялось в убийствах полицейских и в погромах государственных учреждений в августе 2013 г. в Каире.

Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет осудила приговор, вынесенный Шавкану, при этом она утверждала, что права обвиняемого «были проигнорированы очевидным образом». В ответ МИД Египта обвинил ее «в отсутствии объективности».

29 марта из тюрьмы вышел видный активист «революции» 2011 г. Алаа Абдель Фаттах, проведший за решеткой 5 лет по обвинению в участии в незаконной манифестации. Теперь вместо тюрьмы он будет находиться под наблюдением полиции. Первоначально его осудили на 15 лет тюрьмы, однако суд второй инстанции сократил срок до 5 лет, а кассационный суд в ноябре 2017г. подтвердил второй вердикт.

6 марта «Международная амнистия» (МА) сообщила, что десятки египетских правозащитников были целями «волны кибератак» с начала 2019 г. При этом нанятые МА технические специалисты не уточнили, от кого исходили эти атаки. Один из них – Рами Рауф, которого процитировала МА, утверждал, что «как представляется, эти атаки стали частью кампании, направленной на устрашение (правозащитников), и на то, чтобы заставить замолчать критиков египетских властей».

Ряд ангажированных неправительственных организаций регулярно осуждает нарушения прав человека, якобы совершаемые режимом президента Абдель Фаттаха ас-Сиси. Со своей стороны Каир отвергает эти обвинения, указывая на то, что он ведет борьбу с терроризмом.

7 марта МВД Египта сообщило о двух стычках с джихадистами в предместьях Каира. В них были уничтожены 7 боевиков. Один полицейский получил ранения. Одно из боестолкновений имел место на окружной автодороге к югу от столицы. Там были убиты 3 джихадиста. По данным полиции, эти боевики намеревались совершить теракт в Гизе. В момент боя они находились в пикапе, замаскированном рекламой одной из электротехнических компаний. При попытке полицейских остановить машину они открыли огонь, и были уничтожены ответными действиями стражей порядка. В машине были обнаружены взрывчатка и электронные взрыватели.

Еще 4 джихадиста были убиты при штурме квартиры в городе «6 Октября» к востоку от мегаполиса. Там было изъято оружие и взрывчатка.

Все семеро убитых джихадистов, по данным полиции, состояли в группировке «Хасм», которую египетские власти называют вооруженным крылом «Братьев-мусульман».

Группировка «Хасм» с 2016 г. взяла на себя ответственность за несколько нападений на полицейских, чиновников и судей в Каире.

11 марта египетские военные объявили, что в ходе операций против формирований «Провинции Синай Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) за предыдущие дни на севере и в центральной части Синайского полуострова были уничтожены 46 «террористических элементов». В боях с ними погибли 3 военнослужащих.

В 2014 г. джихадистская группировка «Ансар Бейт аль-Макдис», первоначально связанная с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ), принесла присягу на верность ИГ и стала называть себя «Провинция Синай ИГ». По оценкам экспертов, в ее составе сейчас может быть до одной тысячи боевиков. Они же полагают, что применяемая египетской армией тактика и воздушные удары не отвечают в должной мере потребностям борьба против террористов в труднодоступной горной местности на Синайском полуострове.

В ноябре 2017 г. президент А.Ф.ас-Сиси отвел своим военным три месяца на восстановление безопасности на севере Синая после того, как в результате атаки неизвестных на одну из мечетей погибли свыше 300 человек. Очевидно, что они пока не выполнили это поручение. 9 февраля 2018 г. египетские силовики начали антитеррористическую операцию «Синай – 2018». Последнее упоминание о ней в официальных коммюнике относится к декабрю 2018 г. С тех пор египетские военные не говорили о ней, хотя очевидно, что она продолжается. Очевидно также, что зона ее проведения с северной части Синая расширилась и на центральную часть полуострова. Его северная часть закрыта для журналистов, поэтому получить независимую информацию о том, что там происходит, не представляется возможным.

По неофициальным данным, несмотря на принятые меры, число джихадистских атак на Синайском полуострове неуклонно растет. Если в первом полугодии 2018 г. их было 15, то во втором – 21. По официальным данным, за время проведения операции «Синай – 2018» уничтожены около 600 джихадистов, погибли до 40 солдат.

3 марта египетская Фемида приговорила к пожизненному заключению 18 человек, обвиненных в причастности к деятельности ИГ и планировании нападения на одну из коптских церквей. По данным следствия, некоторые из осужденных прошли военную подготовку в рядах ИГ в Сирии и Ливии. Еще 12 человек, проходивших по этому делу, получили от 10 до 15 лет тюрьмы.

10 марта президент Египта А.Ф.ас-Сиси предупредил о рисках, связанных с массовыми выступлениями населения, проходившими в Алжире и Судане. «В настоящее время в странах нашего региона люди говорят об экономической ситуации и условиях жизни. Таким образом они создают хаос в своих странах, ведя их к все новым и новым проблемам», — сказал он в телевизионном выступлении, не называя эти страны конкретно. «Все это имеет свою цену, — предупредил он. – Народ, молодые люди и будущие поколения заплатят эту цену, имя которой – отсутствие стабильности».

А.Ф.ас-Сиси осудил лживые – на его взгляд – сообщения, распространяемые в СМИ и в социальных сетях относительно действий сил безопасности и   египетской армии, в частности, в 2011 году. Оппозиция и неправительственные организации регулярно обвиняют их в применении насилия против участников манифестаций. Осуждая эту критику, А.Ф.ас-Сиси обратился к его гражданскому и военному окружению: «Смотрите, изучайте, как заставили пасть государства, как их разрушили».

А.Ф.ас-Сиси регулярно критикует массовые манифестации, и в частности, выступления египтян в 2011 г., приведшие к падению режима Х.Мубарака во время «арабской весны».

«Революция» 2011 г. официально отмечается каждый год в Египте. Но ее имидж сильно деградировал усилиями властей и близких к ним СМИ, которые утверждают, что она повлекла за собой отсутствие безопасности и стабильности, в тот время как приоритетом действующих властей является именно стабильность.

Многие активисты «революции» 2011 года в настоящее время находятся либо в тюрьмах, либо в изгнании.

20 марта международная «Кризисная группа» распространила в Каире доклад своих экспертов, согласно которым отсутствие соглашения по Нилу между Египтом, Суданом и Эфиопией в условиях, когда последняя с 2012 года возводит гигантскую плотину «Возрождение» на Голубом Ниле, может привести к конфликту с «самыми серьезными гуманитарными последствиями». Чтобы избежать этого, она предложила трем странам провести переговоры относительно заключения некоего долгосрочного соглашения по Нилу.

20 марта Судан назвал «незаконным» предложение одной из египетских компаний к зарубежным партнерам принять участие в разработке оффшорного месторождения нефти и газа в Красном море, принадлежность которого оспаривают две страны. Ранее, 10 марта египетский холдинг South Valley Egyptian Petroleum предложил к разработке 10 блоков этого месторождения. Этот морской участок примыкает к зоне Халаиб, управляемой Египтом, но оспариваемой Суданом. Хартум пригрозил начать судебное преследование тех компаний, которые решатся на разработку указанных блоков.

26 марта исполнилось 40 лет с момента, когда Египет и Израиль – два союзника США на Ближнем Востоке — подписали мирное соглашение, первое в своем роде между арабской страной и еврейским государством. Оно до сих пор работает, несмотря на всевозможные региональные перипетии. Даже в период краткого нахождения у власти в Египте президента – исламиста М.Мурси, отстраненного от власти военными в 2013 г., двусторонние отношения не претерпели существенных изменений. Египет остается главным посредником между Израилем и исламистским палестинским движением ХАМАС, контролирующим сектор Газа.

За это мирное соглашение Египет получил начиная с 1980 года американскую военную помощь в объеме 40 млрд долларов и экономическую помощь в 30 млрд долларов. Новым явлением стало сотрудничество Египта и Израиля в деле обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом на севере Синайского полуострова. Так, еще в начале 2018 г. американская «Нью-Йорк таймс» сообщила о «десятках» израильских авиаударов по целям ИГ на Синайском полуострове, которые наносились с согласия Египта.

29 марта в Вашингтоне было объявлено, что президент Дональд Трамп примет 9 апреля президента А.Ф.ас-Сиси, с которым обсудит двустороннее сотрудничество в военной, экономической и антитеррористической сферах. Ранее Трамп неоднократно заявлял о полной поддержке египетского президента, в то время как его предшественник неоднократно критиковал Египет по части соблюдения прав человека. В этой связи не приходится сомневаться, что оби стороны найдут общий язык.