- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов некоторых аспектов заявления президента АРЕ о выходе из «Аравийского НАТО» в ходе официального визита в США. Часть 1

Как известно, в начале апреля состоялся официальный визит президента Арабской Республики Египет Абделя Фаттаха ас-Сиси в Соединенные Штаты Америки, в рамках которого он провел переговоры с президентом США Дональдом Трампом. В ходе беседы руководители двух государств обсудили вопрос участия Египта в региональном военно-политическом альянсе под условным обозначением «Аравийское НАТО».

По оценкам китайских аналитиков, инициатором создания данного военного союза является президент США Дональд Трамп, а если точнее, то его помощник по вопросам национальной безопасности Джон Роберт Болтон II. Китайские специалисты тщательно собирают и анализируют любую информацию о деятельности офиса Д.Р.Болтона, содержание его визитов в иностранные государства и другую связанную информацию, поскольку полагают, что именно этот высокопоставленный сотрудник действующей администрации Белого Дома оказывает значительное влияние на политику США в области национальной и глобальной безопасности.

Китайские аналитики и эксперты по Ближнему Востоку однозначно определили способности и влияние Д.Р.Болтона и присвоили ему негласное прозвище «архитектор иранских санкций».

В отношении «Аравийского НАТО» китайским специалистам достоверно известно, что американские военные и дипломаты рассчитывают скопировать правовую и организационную структуру Североатлантического альянса  и перенести ее на Ближневосточный регион с некоторой адаптацией под реалии. Известно, что единственное государство, которое благосклонно отнеслось к внесению изменений в архитектуру безопасности региона это Королевство Саудовская Аравия, поскольку его военно-политическое руководство рассчитывает, что за счет выделяемых, другим государствам-участникам альянса, средств они вправе требовать от них активного участия в вопросах обеспечения коллективной обороны от внешних угроз.

Очевидно, что единственной внешней угрозой для стран Аравийского полуострова может выступить Исламская Республика Иран, поскольку ее национальные интересы по большинству вопросов не совпадают с замыслами аравийских монархий.

Вполне очевидно, что создание «Аравийского НАТО» отвечает национальным интересам США, поскольку после создания такого военно-политического альянса официальный Вашингтон сможет в определенной мере в перспективе сократить затраты на военное присутствие в регионе и перенаправить средства на другие задачи, но при этом аравийские военные будут зависимы от поставок вооружения, военной техники и боеприпасов из США.

Кроме того, только ВС США будут выступать источниками актуальной разведывательной информации, т.к. обладают лучшими средствами радиотехнической, космической и электронной разведки в мире.

В целом формирование «Аравийского НАТО» соответствует  ориентирам США согласно которым следует затрачивать минимум средств и достигать максимального результата, по возможности переложить тяжесть военных расходов на региональных партнеров, но при этом сохранить свое влияние и продолжать оказывать давление на официальные Москву, Тегеран Дамаск и опосредованно создавать проблемы для Пекина. По данным китайских источников, официальный Вашингтон согласовал концепцию «Аравийского НАТО» с Израилем, который является ключевым военно-политическим партнером США на Ближнем Востоке.

Как отмечают китайские специалисты, в ходе переговоров президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси неожиданно для принимающей стороны заявил о выходе из процесса создания «Аравийского НАТО», поскольку он не видит реального прогресса в формировании альянса и не понимает перспектив функционирования подобного военно-политического союза.  Следует отметить, что по замыслу американских стратегов в состав Альянса должны были входить Королевство Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Иордания, Кувейт, Оман, Катар и Арабская Республика Египет.

Однако, вследствие затяжного политико-экономического кризиса в отношениях между Дохой и Эр-Риядом об участии Катара речи не идет, даже в условиях того, что на территории последнего расположена крупнейшая авиационная база ВВС США на Ближнем Востоке и другие органы военной разведки и военного управления.

Некоторые китайские специалисты полагают, что Абдель Фаттах ас-Сиси пытается «тянуть время», поскольку рассчитывает на проигрыш Д.Трампа на очередных выборах президента США в 2020 г. После поражения и прихода на пост руководителя Белого Дома нового человека тематика «Аравийского НАТО» вполне может быть пересмотрена и формирование Альянса остановится само собой.

По данным китайских источников, А.Ф.ас-Сиси принял решение о выходе из военно-политического альянса, поскольку просто не доверяет Д.Трампу, который крайне легко отказывается от долголетнего сотрудничества и подставляет давних партнеров США в разных регионах мира.

Действующий руководитель египетского государства всячески уклоняется от вступления в «Аравийское НАТО» потому что руководящую роль в организации будет играть именно КСА, а с этим государством у АРЕ давний спор за превосходство и главенство среди мусульманских стран. Следует отметить, что события «арабской весны» серьезно подорвали экономику Египта и для решения вопрос военного финансирования А.Ф.ас-Сиси был вынужден обращаться в Эр-Рияд за кредитами.

Подобное вынужденное положение «просящего» раздражает президента АРЕ, поскольку он вынужден выслушивать упреки и указания из Эр-Рияда в свете пассивного участия ВС АРЕ в операции против хоуситов в Йемене, а также по причине низкой активности в вопросах поддержки Халифы Хафтара в Ливии.  По минимальным оценкам китайских экономистов, официальный Каир должен Эр-Рияду около 12 млрд долл. США.

Именно благодаря саудовскому финансированию стало возможным приобретение двух универсальных десантных кораблей-доков типа «Мистраль» и партии истребителей «Рафаль» во Франции, а также палубных вертолетов Ка-52 и истребителей  МиГ-29М2 в России.  В современной обстановке президент АРЕ не готов жертвовать своими военнослужащими и техникой в угоду интересов аравийских монархий, который придерживаются принципа разделенной ответственности, т.е. одни участники обеспечивают финансирование «Аравийского НАТО», а другие выполняют «грязную работу» и воюют за чужие интересы.

Кроме финансового аспекта Каир расходится с Эр-Риядом и в понимании угроз национальной безопасности, поскольку основной региональный оппонент КСА это Исламская Республика Иран, которая не имеет претензий и не высказывает предупреждений и угроз к Египту. Также египетские политологи и аналитики пристально наблюдают за ростом напряженности в акватории Красного моря, где растет конкуренция между Турцией, Саудовской Аравией и Ираном.

Президент Египта в свою очередь пытается искать точки соприкосновения и области сотрудничества с Ираном и в этой вязи примечательна реакция пресс-секретаря Министерства иностранных дел ИРИ Бахрама Касеми, который  от лица высшего руководства выразил одобрение решению А.Ф.ас-Сиси о выходе из «Аравийского НАТО».

В дополнение к вышесказанному отметим, что за два дня до визита президента АРЕ в США в столице КСА проходила очередная встреча государств-участников организационного процесса, но официальный Каир не направил свою делегацию. В результате сотрудники Государственного департамента США даже не успели отреагировать на данное событие и не подготовили соответствующие материалы для переговоров в Вашингтоне.