- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления об усилении иранско-саудовского соперничества в сфере внешней торговли с Ираком

Министерство торговли Ирака привело некоторые подробности плана будущей работы между Ираком и Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, который был согласован в ходе встречи, прошедшей в конце прошлой недели, в столице Саудовской Аравии, Эр-Рияде.

Заместитель министра торговли Хайсам аль-Хишали пояснил в заявлении для прессы, что «план сотрудничества включает инвестиционный, торговый и экономический сегменты, для изучения и использования огромных возможностей, имеющихся в Ираке, со стороны стран ССАГПЗ, и содействия перемещению товаров между Ираком и странами ССАГПЗ путем подписания меморандумов о взаимопонимании для содействия движению товаров, соответствующих принятым стандартам и нормам».

Министр добавил, что «план включает в себя сотрудничество в области образования, посредством обмена опытом и предоставления стипендий, а также сотрудничества и координации позиций и установления побратимства среди университетов», отметив при этом, что «сотрудничество также включает сектора здравоохранения и окружающей среды, посредством принятия программ в области охраны здоровья и обмена обучением и опытом в области медицины и здравоохранения».

Далее Х.аль-Хишали сказал: «Страны ССАГПЗ стремятся к достижению консенсуса и соглашения с Ираком в отношении окружающей среды и охраны здоровья, как жизненно важной области, тем более что Ирак является важной частью территории региона. При поддержке других стран в деле разработки стратегии по защите окружающей среды, Ирак готов ее подписать и осуществлять. Все это сейчас согласовывается».

Обе стороны договорились сформировать совместный комитет для контроля и продолжения координации и консультаций между двумя сторонами.

Официальное коммюнике на это счет гласит: «Обе стороны обсудили пути укрепления существующих отношений между Ираком и странами ССАГПЗ в экономической, политической, безопасности, культурной, медийной, образовательной, медицинской и спортивной сферах в свете плана совместной работы на период 2019–2024 годов, согласованного обеими сторонами. Стороны договорились укреплять стратегическую политическую координацию и продвигать экономические планы в сферах торговли, промышленности, инвестиций, нефти, энергетики, сельского хозяйства и частного сектора».

Помимо рамок ССАГПЗ, Ирак и Саудовская Аравия обсудили  13 апреля, готовность меморандума о взаимопонимании между министерствами промышленности, энергетики и минеральных ресурсов Ирака и КСА, который будет подписан в ходе предстоящего визита премьер-министра Аделя Абдель Махди в Саудовскую Аравию.

«Посол Ирака в Эр-Рияде, Кахтан Таха Халаф встретился с заместителем министра энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Абдулом Азизом аль-Абдель Кяримом в его офисе, в министерстве», — говорится в заявлении саудовского министерства иностранных дел.

В ходе встречи стороны обсудили возможности сотрудничества в промышленной сфере и инвестиционные возможности для промышленных проектов в Ираке, которые будут реализовываться через крупные саудовские компании, а также в ходе визита был обсужден меморандум о взаимопонимании между министерством промышленности Ирака и министерством энергетики и минеральных ресурсов Саудовской Аравии. Пакет соответствующих соглашений уже разработан и ожидает приезда иракского премьера, который состоится до конца месяца.

Крайне интересным, на наш взгляд, является особо не афишируемый, но активно развивающийся проект, возможно, являющийся еще одним сегментом будущей единой Трансаравийской транспортной системы, которая сформируется вокруг сети железных дорог. Министерство транспорта Ирака заявило, что ведет переговоры о создании железнодорожного сообщения между Ираном, Ираком и Сирией, подчеркивая при этом необходимость укрепления экономических связей между Ираком и Сирией, в самом широком понимании это термина.

В заявлении, опубликованном 14 апреля, в кулуарах заседания совместного комитета между Ираком и Сирией в Дамаске, Генеральный директор Иракской железнодорожной компании, Талиб аль-Хуссейни заявил, что «в свете указаний министра транспорта Абдуллы аль-Аюйби в области транспорта, и, с учетом важности железнодорожных связей между двумя странами, иракская сторона, а также иранцы и сирийцы координируют проведение трехсторонней встречи для обсуждения возможности осуществления железнодорожных связей между тремя странами в дополнение к договоренности, достигнутой в ходе двусторонней встречи, состоявшейся пятого июля 2014 года».

В заявлении подчеркивается, что министерство продвигается вперед «для укрепления двусторонних отношений и повышения уровня результатов по экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству во всех секторах».

Т.аль-Хуссейни добавил: «Путь к совместному сотрудничеству в экономической сфере достигнут, и все препятствия, или ограничения, которые мешают продвижению объема торгового обмена и товарообмена между двумя странами, в части товаров местного происхождения, или предназначенных на экспорт — устранены, а обсуждение сотрудничества в области энергетики, электричества, земли, моря – в целом, завершены».

Следует отметить, что Дамаск уже направил Багдаду проект соглашения о сотрудничестве сирийской  и иракской железной дорог, для изучения и предоставления сирийской стороне ответа в течение трех месяцев с момента подписания протокола девятого соглашения о  создании совместного комитета и о проведении технической встречи между заинтересованными сирийской и иракской железной дорогами «для поиска решений и других договоренностей между двумя сторонами, а также для их активизации».

Таким образом, реанимация Багдадской железной дороги,  некогда, главного отрезка частично построенной железнодорожной магистрали Берлин [1] — Вена [2] — Стамбул [3] — Багдад [4] — Басра [5] — Кувейт [6], не только обретает осязаемые черты, но и может получить новые свойства в виде ответвлений на Дамаск, и на Иран. Некогда, Багдадская железная дорога, имевшая протяженность около 2400 км, и соединившая  Босфор [7] с Персидским заливом [8],  стала важным фактором международной политики начала XX века [9] и головной болью для Британской Империи. И, пусть, и опосредованно, одним из поводов для Первой мировой войны. Сейчас ее движущей силой является не германский имперский капитал и амбиции, а то, что принято называть воплощением проекта «шиитской дуги». Отметим лишь, что встречно направленный вектор такого же транспортного проекта, в рамках Израиля – Саудовской Аравии – Иордании уже осуществляется и, как знать, если политикам свойственно затевать войны, железным дорогам, как одному из основных способов перемещения товаров и грузов, свойственно соединяться. Особенно, с учетом перманентной напряженности, существующей в «чек-пойнтах», проливных узостях, вокруг Аравийского полуострова – Баб эль-Мандебе, Ормузе и плотного морского движения в Суэце.

Глава администрации президента Ирана, не желающего уступать пальму первенства в сотрудничестве с Ираком, саудовцам, или тому же ССАГПЗ, объявил о намерении своей страны построить пять промышленных городов с Ираком «в соответствии с подписанным между двумя странами меморандумом о взаимопонимании», подчеркнув при этом, что Ирак является хорошей возможностью для нивелирования последствий введения санкций США против его страны.

«Иран является первым партнером Ирака, которому предназначен самый большой импорт иранских товаров», — сказал Махмуд Ваези на встрече по инвестициям и развитию в иранской провинции Курдистан.

Он отметил, что «Ирак, включая Иракский Курдистан, является хорошей возможностью для развития нашего экспорта и минимизации введенного США эмбарго».

«Один из пяти промышленных городов, которые будут построены, будет построен с иракским участием в Курдистане, на западе Ирана», — сказал он.

Со своей стороны, помощник по планированию Организации малых отраслей промышленности и промышленных городов в Иране, Мохаммад Али Азиз Мохаммади, заявил о важности совместной работы, для того «чтобы «обеспечить условия, необходимые для создания совместных промышленных городов на границе соседних стран, направленных на расширение экспорта».

На прошлой неделе министр промышленности, горнодобывающей промышленности и торговли, Ирана Реза Рахмани вновь подчеркнул необходимость реализации торговых соглашений между Ираном и Ираком для достижения объема торговли в 20 млрд долларов в год.

Он добавил: «Во время визита в Багдад был подписан ряд меморандумов о взаимопонимании по совместному сотрудничеству между Министерством промышленности, горнодобывающей промышленности и торговли Ирана и Министерством торговли Ирака в области инфраструктуры, торговли, наземного транспорта, консульских вопросов, спецификаций и транзита, а также в области железных дорог в части строительства линии Шаламче — Басра».

Р.Рахмани пояснил, что «среди соглашений помимо увеличения объема товарооборота между двумя странами до 2021 года, до 20 млрд долларов, есть и другие темы, которые обсуждались, — это тарифы преференциальной торговли между двумя странами и необходимость их реализации».

Министр промышленности Ирана подчеркнул, что «президенты двух стран во время их недавней встречи в Багдаде согласились с необходимостью создания границы между промышленными городами, объединяющей две страны».

Министр торговли Мухаммед аль-Ани, со своей стороны, заявил, что «визит высокопоставленной иракской делегации в Иран свидетельствует о стремлении двух стран развивать свои отношения во всех областях».

«Отношения между Ираном и Ираком являются историческими, — сказал М.аль-Ани. — Самая длинная граница Ирака, как известно, имеется со своим соседом — с Исламской Республикой Иран».

Он добавил, что «между двумя странами были подписаны важные соглашения, в том числе, о нулевых визовых сборах для граждан двух стран, что улучшит торговый обмен между Ираном и Ираком».

Таким образом, внешнеэкономическое сотрудничество с Ираком, все более отчетливо становится еще одной площадкой для регионального соперничества между ССАГПЗ и Саудовской Аравией, с одной стороны, и Ираном, с другой. Особняком в этом противоборстве, пока что стоит Турция, но это только пока. Анкара еще скажет свое веское слово, как только, более-менее, разберется с своими проблемами в Северной Сирии. В конце концов, Багдадская железная дорога далее проходила по территории Турции.  Собственно, говоря, вся эта территория была в то время Турцией.