- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

ЦИК Турции подвел итоги муниципальных выборов в Стамбуле

Новый мэр Стамбула Экрем Имамоглу пообещал в среду 17 апреля служить всем 16 миллионам жителей крупнейшего города Турции, а не какой-либо отдельной группе лиц. Об этом градоначальник заявил у здания мэрии в районе Фатих. «Мы знаем, в чем нуждается наш город и наши люди. Мы проведем большой митинг либо в субботу, либо в воскресенье. Но сейчас позвольте мне объявить о конце эпохи, когда власти служили определенной группе людей, политической партии или отдельному человеку. Пришло время служить всем 16 миллионам жителей Стамбула», — сказал он. Ранее в среду стамбульское отделение Высшей избирательной комиссии (ЦИК) Турции выдала Экрему Имамоглу сертификат о признании его мэром Стамбула. Он принимал участие в муниципальных выборах 31 марта от оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП). Согласно последним данным, он опередил оппонента Бинали Йылдырыма, выдвинутого возглавляемой президентом Тайипом Эрдоганом Партии справедливости и развития (ПСР), всего на 13 729 голосов и набрал 4,171 млн голосов избирателей из более чем 8 миллионов от общего числа проголосовавших. На рассмотрении ЦИК в настоящее время также находится обращение ПСР с требованием отменить результаты выборов мэра в Стамбуле и провести повторное голосование. Если Высшая избирательная комиссия согласится с доказательствами партии Р.Т.Эрдогана о том, что в ходе выборов были различного рода нарушения, то новые выборы могут пройти 2 июня. Подтверждение победы Имамоглу пришло более чем через две недели после выборов 31 марта. В этой связи отметим, что решение ЦИК в отношении предоставления Имамоглу практически закончило цикл получения мандатов мэров кандидатам от оппозиции. Мэры Анкары и Измира Мансур Яваш и Тунч Сойер получили документы об официальном вступлении в должности градоначальников. Об этом в понедельник 8 апреля сообщает телеканал «Хабер тюрк». Таким образом Высшая избирательная комиссия утвердила результаты выборов после рассмотрения апелляций. Яваш, выдвинутый оппозиционной Народно-республиканской партией (НРП), заявил, что намерен «сразу же приступить к работе» и «сделать Анкару городом, который будет конкурировать со столицами других государств». Яваш выиграл у соперника от президентской Партии справедливости и развития (ПСР) Мехмета Озхасеки около 130 тыс. голосов. ПСР подала апелляции, требуя пересчета голосов в 25 уездах Анкары, но ЦИК провел пересчет только в половине, и это не изменило результатов выборов. Сойер также выдвигался от НРП и обошел своего конкурента от ПСР экс-министра экономики Нихата Зейбекчи на полмиллиона голосов.
В этой связи видимо есть смысл подвести уже окончательные итоги муниципальных выборов, поскольку многие эксперты очень сомневаются в том, что ЦИК удовлетворит иск ПСР и назначат перевыборы. И на это есть прежде всего экономические, а не политические причины. В конце прошлого месяца Турция пошла на выборы во второй раз за девять месяцев. Несмотря на то, что выборы были всего лишь выборами мэров, они в реальности рассматривались всеми политическими партиями страны, как неофициальный референдумом о правлении президента Реджепа Тайипа Эрдогана, а также о том, как правящая Партия справедливости и Развития (ПСР) справляется в настоящий момент с экономическими проблемами страны. ПСР выиграла всеобщие выборы, но потерпела крупное поражение в крупнейших городах страны Анкаре и Стамбуле. На первый взгляд, официальное признание победы Э.Имамоглу, похоже, положило конец бесконечной серии возражений со стороны правящей Партии справедливости и Развития (ПСР) по итогам прошедшего голосования в Стамбуле. Повторим, что большинство экспертов на сегодня не ожидают никаких резких решений о пересмотре итогов, поскольку сам Р.Т.Эрдоган решил больше не ломать копья, а постараться решить этот вопрос в перспективе и более глобально. Речь идет о внесении в парламент в самом скором времени законопроекта о проведении избирательной реформы, которая должна прежде всего дать преимущества в рамках уже предстоящих голосований именно ПСР. На фоне этого американские эксперты наоборот полагают, что ПСР продолжит использовать все юридические уловки для того, чтобы сорвать контроль НРП над самым важным городом Турции. И это понятно. Хотя Стамбул и не является столицей Турции, он является историческим, торговым и культурным сердцем страны, а также ее крупнейшим по населению городом. До получения Имамоглу мандата 17 апреля ПСР или ее прямые предшественники управляли городом в течение 25 лет. За это время партия широко использовала теневой и административный контроль над экономикой этого города, в том числе и по причине того, что Стамбул превратился за это время в основной источник средств для поддержания партийного аппарата ПСР практически по всей стране. С формальной победой НРП, соответственно, ПСР потеряла «свою принципиально важную дойную корову», а ее оппоненты  теоретически приобрели. Вот этим моментом, по оценке американцев, и объясняется такой накал страстей и неумеренное желание руководства ПСР любой ценой добиться пересмотра итогов голосования. Слишком много руководителей ПСР кормились прежде из этой кормушки. По ряду оценок, Стамбул давал от 40 до 60 процентов поступлений в партийную казну правящей партии. К этому же надо добавить и личностный момент: Р.Т.Эрдоган начинал свою политическую карьеру в качестве мэра Стамбула в середине 1990-х годов, в то время как Анкара долгое время была бастионом поддержки ПСР.
Но может ли ПСР все же отменить результаты голосования в этом ключевом для себе городе? Позволив Имамоглу стать мэром Стамбула ЦИК страны продемонстрировал неожиданную степень независимости от ПСР. Тем более это удивительно, что ее члены приходят на эту работу из судебной системы страны, которую правящая партия в последние годы наполнила проправительственными сторонниками и фактически сделала своим карманным судом. Недавние изменения, поддержанные ПСР в избирательном законодательстве в 2017 и 2018 годах, дали правящей партии больше полномочий оспаривать решения ЦИК, что усиливается тем фактом, что на сегодня исполнительная власть на сегодня обладает большей властью над местными комитетами ЦИК. В целом, ПСР обладает достаточной институциональной силой для того, чтобы затянуть правовую борьбу против ЦИК, НРП и одновременно продвигать в ускоренном темпе дальнейшую избирательную реформу через парламент, которая в итоге ликвидирует даже ту небольшую независимость, которая еще остаться у высшего избирательного органа страны. Но даже если ПСР не сможет отменить результат голосования в Стамбуле, у нее достаточно оружия, чтобы помешать администрации Имамоглу. Всего за несколько дней до выборов президент Реджеп Тайип Эрдоган, заявил, что даже если оппозиция выиграет Стамбул, «она никогда не сможет управлять им». Он имел ввиду конечно недавние правовые изменения, которые фактически ставят запрос муниципалитета на получение бюджетных средств в зависимость от решений профильных министерств и ведомств. Учитывая, что ПСР ранее лишила управляемые оппозицией города значительной части средств, необходимых для реализации проектов развития и функционирования социально-экономической инфраструктуры, можно обоснованно предположить, что эта тактика «пассивного удушения» будет использован властями и в случае Стамбула. Именно так, а не наглое аннулирование без оглядки на международную реакцию. И в корне выбора именно такого алгоритма действий властей лежат прежде всего опасения в сфере экономики.
Если брать итоги прошедшего голосования формально, то ПСР по-прежнему получила наибольшее количество голосов по всей стране, в том числе и в городском Совете в Стамбуле, однако ее общая доля голосов снизилась по сравнению с предыдущими местными выборами в 2014 году. При этом, учитывая стратегическую важность проигранных ПСР Стамбула, Измира и Анкары, которые вместе являются домом более чем для примерно четверти населения Турции, эти потери безусловно ослабит ее политическую привлекательность и может даже стать предвестником отката электоральной популярности партии на национальном уровне. Особенно, если учесть демографический фон нынешних выборов. Это первые местные выборы за пять лет, и население Турции сейчас самое «молодое», чем когда-либо. Нынешние выборы таким образом четко продемонстрировал факт того, что городская молодежь в своей массе поддержала оппонентов Р.Т.Эрдогана. Тем более это опасно для ПСР, что нынешние итоги голосования надо четко увязывать прежде всего с продолжающимся экономическим кризисом. Главный итого голосования — после более чем 16 лет у власти ПСР потеряла большую популярность — и в значительной степени это произошло в результате ослабления экономики Турции. Согласно последним статистическим данным, страна переживает худший за десятилетие период безработицы (14,7%), в то время как безработица среди молодежи является самой высокой за последние 30 лет. Цены на продовольствие растут, в то время как общее уровень потребления критически низок. В этой связи эксперты отмечают, что главной предпосылкой фактического поражения ПСР (а в центре борьбы на этих выборах были именно крупные города, а не провинция) на этих индикаторных выборах стал устойчивый экономический стресс населения. Проигрыш в крупных городах Турции подчеркивает жесткое балансирующее положение ПСР: она должен заручиться поддержкой населения в то время, когда хрупкая экономика страны требует проведение очень непопулярных структурных реформ. Сдвиг в настроениях электората в основных городских центрах Турции, первый за четверть века, практически целиком и полностью обусловлен глубоким экономическим напряжением, которое испытывают многие турецкие граждане и ответственность за которое возлагается населением именно на правительство. На следующий день после выборов Р.Т.Эрдоган пообещал принять новый экономический курс, в то время как его зять и министр финансов Берат Албайрак пообещал удвоить программу экономического восстановления правительства, которая предусматривает сокращение бюджетных расходов на государственные программы. Но нынешнее поражение в крупных городах Турции подчеркивает очень очевидный вывод: правительству не удалось как в прежние времена, заручиться поддержкой населения через прежде всего экономические стимулы на фоне растущего кризиса в экономике.
Учитывая опасное экономическое положение Турции и ее уязвимость перед внешними потрясениями, правительство, возглавляемое ПСР, явно стремится не тревожить лишний раз рынки и инвесторов, насильственно аннулируя результаты стамбульских выборов. Действительно, лира немного поднялась против доллара США после того, как Имамоглу получил мандат на Стамбул. Вот собственно именно этот чисто экономический аспект ситуации, а совсем не раскол в ПСР или в близком окружении Р.Т.Эрдогана, надо полагать основной причиной более чем парадоксального решения ЦИК и смягчения риторики президента, который, похоже, решил избежать резких шагов и использовать тактику «постепенного удушения» оппозиционного мэра. Прежде всего, путем бюрократических задержек и волокиты в рамках своевременного финансирования важнейших программ и объектов социальной инфраструктуры. Естественно, такая тактика также в состоянии спровоцировать гнев среди многих внутренних недоброжелателей правительства, что еще больше углубило бы поляризацию страны, но контроль ПСР над медиа-сетями Турции с большей долей вероятности поможет ей сохранить контроль над общим тоном публикаций в благоприятно для себе ключе. Более того, ПСР будет продолжать практику навязывания через парламентские решения и исполнительные указы таких решений, которые бы позволили бы Эрдогану получить практически монополию в рамках контроля над муниципальными органами власти. Таким образом, на данный момент оппозиция Турции одержала крупную победу, что совершенно не гарантирует «затягивания гаек» со стороны власти в самой краткосрочной перспективе.