- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов обеспечения боевых действий Ливийской национальной армии

Как сообщают китайские источники, на протяжении последних трех лет Ливийская национальная армия (ЛНА) под командованием Халифы Хафтара ведет ожесточенную борьбу с оппозицией и исламистами за контроль над всеми нефтеносными районами Ливии и прибрежными городами, которые располагают необходимой транспортной инфраструктурой для отгрузки углеводородного сырья иностранным поставщикам. Планомерное продвижение подразделений ЛНА было бы невозможно без систематической авиационной поддержки, которую обеспечивают, в том числе,  подразделения Военно-воздушных сил Объединенных Арабских Эмиратов.

По данным китайских и западных источников, на территории Ливии, а именно на авиационной базе «Аль-Хадим», расположенной в районе города Мардж (в 100 км восточнее Триполи) дислоцирована неполная эскадрилья легких турбовинтовых штурмовиков АТ-802U, два военно-транспортных вертолета UH-60M и разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты типа «Птеродактиль-1». Достоверно известно, что указанные летательные аппараты приняты на вооружение 18-й авиационной группы Командования сил специальных операций ВС ОАЭ (дислоцирована в непосредственной близости от границы с Оманом), состоящей из пяти эскадрилий, укомплектованных  следующими образцами военной техники:

– тяжелые транспортные вертолеты СН-47 Chinook (25-я эскадрилья);

– средние военно-транспортные вертолеты UH-60M Battle Hawk (26-я эскадрилья);

– легкие разведывательные вертолеты AS550 Fenneс (23-я эскадрилья).

– легкие турбовинтовые штурмовики АТ-802U «Воздушный трактор» (22-я эскадрилья).

В отношении последнего образца авиационной техники известно, что аравийские военные приобрели для нужд своих подразделений специального назначения 24 легких штурмовика (три партии Block 1, Block 2, Block 3) производства американской компании Air Tractor, которые модернизированы специалистами IOMAX.

Последняя компания установила на самой нижней точке под фюзеляжем самолета (для снижения влияния отпятилопастного аллюминиевого тягового винта) модернизированную контейнерную оптико-электронную систему разведки и наведения (ОЭСРН), в состав которой входят видеокамеры высокого разрешения, лазерные дальномеры и целеуказатели, приборы ночного видения, позволяющие обнаруживать стационарные и подвижные цели в любое время суток и применять высокоточные авиационные бомбы с полуактивными лазерными головными частями. ОЭСРН американского производства оснащена новейшей поворотным оптическим модулем MX-15Di от компании L3 Wescam (основной поставщик для ВС США).

Анализ публикаций в открытых источниках позволяет сформировать понимание того, что аравийские военные приобрели действительно недорогие штурмовики американского производства (стоимость16 млн долл. США за единицу), которые при своих скромных размерах и небольшой массе имеют следующие ТТХ

– длина: 10,95 м;

– размах крыла: 18 м;

– площадь крыла: 37, 25 кв.м;

– масса пустого: 3703 кг;

– масса полезной нагрузки: 3629 кг;

– максимальная взлетная масса: 7258 кг;

– максимальная продолжительность полета: 10 часов;

– продолжительность боевого патрулирования: 8 часов;

– мощность двигателя 1600 л.с.;

– скорость взлета: 169 км/ч;

– скорость крейсерская: 333 км/ч;

– максимальная горизонтальная скорость: 394 км/ч;

– дальность полета (с подвесными топливными баками) 2414 км;

– пробег при взлете 207 м;

– пробег при посадке: 366 м;

– стоимость летного часа: 400 долл. США

– суммарная продолжительность полетов между сервисным обслуживанием: 450 часов.

При таких тактико-технических характеристиках (ТТХ) АТ-802U вполне адекватная боевая машина с бронированной кабиной для двух членов экипажа. Данный самолет позволяет вести разведку, наблюдение  за противником поскольку оснащен ОЭСРН с развитыми возможностями, радиолокационной станцией с синтезированной апертурой.

Передачу данных (потоковое видео и данные наведения в системе GPS) на командные пункты, передовым подразделениям и другим самолетам оперативно-тактической авиации обеспечивает многоканальная система связи FM/AM/UHF диапазонов от компании Wulfsberg Flexcomm. Управление самолетом обеспечивает боевая информационная-управляющая система Arch Angel.

Нанесение ударов по противнику обеспечивают следующие образцы авиационного вооружения (размещение на шести внешних точках подвески):

– трехствольная автоматическая пушка калибра 12,7 мм GAU-19/B;

– неуправляемые авиационные ракеты типа Hydra (пр-во США);

– неуправляемые авиационные ракеты Cirit (пр-во компании Roketsan, Турция)

– противотанковые управляемые ракеты Hellfire (пр-во США);

– корректируемые авиационные бомбы GBU-12 и GBU-58 типа Paveway II с полуактивными головными частями наведения;

– неуправляемые авиационные бомбы массой не более 250 кг.

Указанный набор вооружения позволяет наносить удары по укрепленным объектам линии обороны противника, бронетехнике на марше, а также оказывать огневую поддержку передовым  подразделениям при бое в городе.

Конечно, небольшой размер самолета и соответственно малый запас авиационного топлива (всего 1438 литров) не позволяют экипажам АТ-802U находится продолжительное время в районах боевых действий и в этой связи командование ЛНА вынуждено применять такие самолеты, как МиГ-21 (уже сбито 2 самолета), МиГ-23 (переданы из РФ), а также обращаться за помощью к ВВС ОАЭ и АРЕ, которые периодически направляют на боевые задачи истребители «Мираж-2000» и F-16.

Как уже было отмечено выше, аравийские военные также дислоцируют на АвБ «Аль-Хадим» военно-транспортные вертолеты UH-60M Battle Hawk, которые прошли модернизацию в рамках контракта (стоимостью 270 млн долл. США) на повышение боевых возможностей 23 винтокрылых машин. Американские специалисты установили в носовых частях вертолетов новую ОЭСРН под обозначением AN/AAG-22 «BRITE STAR-II», которая позволяет применять НАР калибра 70 мм Hydra. Кроме того, вертолеты укомплектованы дополнительными топливными баками емкостью 200 литров.

В отношении ливийской авиационной базы (общая площадь 10 кв. км) отметим, что именно благодаря финансовой поддержке из ОАЭ и КСА и содействию египетских военных инженеров и строителей стала возможной ее серьезная модернизация. Необходимо учитывать, что взлетно-посадочная полоса позволяет действовать практически большинству современных истребителей, БПЛА, а также тяжелых военно-транспортных самолетов, в том числе Ил-76,  и С-17 «Глоубмастер».

Некоторые из этих самолетов стоят на вооружении ВВС ОАЭ и КСА, тогда как тяжелые транспортники Ил-76ТД арендованы у белорусских и других авиатранспортных компаний, для перевозки значительного количества вооружения и боеприпасов для ЛНА. Кроме того, западные разведывательные службы периодически фиксируют полеты винтового транспортного самолета Ил-18, который доставляет наемные военизированные формирования из сопредельного Египта.

Достоверно известно, что за последние три года ливийские и египетские строители провели следующие работы:

– увеличена площадь стоянки с бетонным покрытием;

–собраны металлические ангары, предназначенные для размещения транспортных вертолетов,  легких штурмовиков и разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов;

– построена новая стоянка с крупноразмерными ангарами для ремонта и обслуживания;

– возведены железобетонная башня управления воздушным движением и дозорная башня;

– возведены жилые и казарменные помещения для гарнизона и иностранных военных специалистов, а также штабные здания и ремонтные мастерские, гаражи для автомобильной техники.

В настоящее время проводится работа по укреплению периметра и создаются новые контрольно-пропускные пункты. Каждый новый сектор авиабазы получает собственное ограждение, а также осуществляется подготовка позиций зенитно-ракетных систем малой дальности для охраны авиационной базы от налетов противника.

В дополнение к вышесказанному отметим, что военно-политическое руководство ОАЭ спонсирует перелеты Халифа Хафтара на пассажирском лайнере Falcon-900 частной авиатранспортной компании Sonning International Group (дочернее подразделение оффшорной Golden Eagle), который позволяет командующему ЛНА совершать официальные визиты в большинство государств Африки и Ближнего Востока, а также в Российскую Федерацию.