- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в зоне Сахеля: март 2019 г.

В Мали месяц начался с подрыва на мине в центральной части страны в  районе Мопти близ границы с Буркина-Фасо армейского грузовика. В результате теракта, по данным малийских военных, погибли 9 солдат из состава малийского контингента смешанных сил «Г5 Сахель».

В составе созданного в 2014 году антитеррористического контингента «Г5 Сахель» армейские подразделения от Буркина-Фасо, Мали, Мавритании,  Нигера и Чада. В настоящее время его численность доведена до 4 тысяч человек из запланированных 5 тысяч.

1 марта французские и малийские военные сообщили, что изучают идентичность видеозаписи, на которой вновь объявился радикальный проповедник из народности пель и видный полевой командир джихадистов Амаду Куфа. На этой записи он лично опроверг данные о том, что якобы был убит в ходе операции французского контингента «Бархан» в центральной части Мали 23 ноября прошлого года.

Как сообщило мавританское информационное агентство «Аль-Ахбар», оно получило эту видеозапись от информационного подразделения джихадистской «Группы поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ) — основного альянса джихадистских группировок, действующих в Сахеле. ГПИМ считается близкой к «Аль-Каиде» (запрещена в РФ). В состав ГПИМ входит, в частности, группа А.Куфы, укомплектованная главным образом выходцами из народности пель.

23 ноября 2018 года французская армия сообщила о проведении операции в центральной части Мали, в ходе которой были нейтрализованы до 30 террористов. При этом утверждалось, что среди убитых джихадистов был А.Куфа. Эту информацию подтвердили малийские военные.

Тем не менее эту информацию опроверг 11 декабря главарь «Аль-Каиды в странах (исламского) Магриба» Абдельмалек Друкдель.

11 марта Генштаб французской армии сообщил о «возможности» того, что Амаду Куфа остался живым. По оценке французских военных, «есть вероятность того», что на появившейся 1 марта видеозаписи действительно показан А.Куфа. Это дает основания полагать, что он остался в живых.

5 марта в докладе генсека ООН Антониу Гутерриша был отмечен «прогресс» в вопросах реализации положений мирного соглашения 2015 года в Мали. «Несмотря на многочисленные вызовы, с которыми сталкивается Мали, в том числе те из них, которые еще не учтены, я отмечаю прогресс, достигнутый правительством и вооруженными группами — подписантами (мирных соглашений) со времени прихода к власти президента Ибрагима Бубакара Кейты 4 сентября 2018 года», — отметил генсек.

До этого такого относительно позитива в подобных документах не отмечалось. В середине января члены Совбеза в единогласно принятой декларации заявили, что они «все более и более нетерпеливы» в отношении участников мирного соглашения в связи с задержками в его реализации.

11 марта французский Генштаб сообщил, что нападению подвергся полевой лагерь французских военнослужащих в центральной части Мали близ границы с Нигером. При отражении нападения тяжелые ранения получили 2 французов, которые тут же были эвакуированы в один из госпиталей под Парижем.

Французское подразделение подверглось «комплексной» атаке в районе Акабар. Сначала к лагерю попыталась прорваться заминированная машина, которой управлял смертник. Ее удалось остановить, и она взорвалась в 30 метрах от охраняемого периметра. Затем лагерь атаковали до 15 боевиков, перемещавшихся на мопедах. Их также встретили плотным огнем, после чего они ретировались. Впечатлила оперативность действий авиации контингента «Бархан». Два истребителя «Мираж-2000» были над местом боя через 10 минут после начала атаки.

Считается, что в указанном районе действует группа «Исламское государство (ИГ) в Большой Сахаре» (ИГ запрещено в РФ).

12 марта командование малийской армии сообщило, что в двух раздельных инцидентах, связанных с подрывами патрульных машин на самодельных взрывных устройствах в центральной части страны в регионе Мопти погибли 7 солдат.

17 марта джихадисты неизвестной групповой принадлежности атаковали полевой лагерь малийских военных в районе Диура в центральной части страны на полдороге между Мопти и границей с Мавританией. При отражении атаки, по первоначальным данным, погибли по меньшей мере 20 малийских военных, показавших в очередной раз свою недееспособность. Нападавшие в момент атаки передвигались на мопедах и пикапах.

День спустя командование малийской армии сообщило, что, по его данным, ту атаку совершили террористические группы под командованием Ба аг Мусы, бывшего полковника малийской армии, в 2006 году дезертировавшего из нее и в итоге перешедшего на сторону Айяда аг Гали, главаря альянса ГПИМ.

18 марта Министерство обороны Мали признало гибель 23 военнослужащих. 21 марта их стало 26. Как следствие – малийские власти объявили 3-дневный траур. Президент страны Ибрагим Бубакар Кейта предупредил военных, что отныне «никакая небрежность с их стороны не будет терпима».

Ответственность за атаку в Диуре взяло на себя ГПИМ. По его данным, в результате атаки погибли до 30 малийских военных. В коммюнике говорилось, что эта атака была ответом на «очевидные преступления, совершенные силами Бамако и вооруженными милициями против наших братьев из народности пель». При этом утверждалось, что атакой руководил А.Куфа.

Как следствие атаки в Диуре – вооруженные проправительственные группы – участники мирных соглашений 2015 года – призвали других подписантов этого документа – правительство и бывших повстанцев из числа туарегских группировок – «отодвинуть в сторону существующие между ними противоречия и объединить усилия с тем, чтобы ускорить развертывание батальонов специального назначения».

Ранее, 15 марта, основное повстанческое движение «Координация движений Азавада» в письме в адрес правительства Мали осудило «недавние односторонние решения», среди которых – формирование подобных батальонов под эгидой минобороны Мали.

22 марта в Менаке с «героической» поездкой побывали начальники генштабов Великобритании и Франции. «Мы останемся воюющими нациями», — заявил британец генерал Николас Картер. Интересно, что сделали британцы в Мали? При том, что к французам никаких вопросов нет, они сделали все, что могли.

23 марта стало известно, что свыше 160 человек из числа гражданского населения погибли при нападении традиционных охотников их племени догонов на деревню Огоссагу, где проживали пель. Деревня находится близ границы с Буркина-Фасо.

Традиционно считалось, что Бамако негласно поддерживало догонов, в то время как выходцев из народности пель подозревали в том, что они поставляли кадры в джихадистские группировки.

24 марта малийские власти объявили о роспуске формирования догонов «Дан нан амбассагу» и об отставке ряда должностных лиц в армии. В отставку были отправлены, в частности, начальник Генштаба армейский генерал Мбемба Муса Кейта, а также командующие Сухопутными войсками и ВВС.

25 марта на месте трагедии побывал президент Мали.

Уже 26 марта стало известно, что в центральной части Мали начали отстреливать догонов. В тот день были убиты по меньшей мере 6 из них.

1 марта в Буркина-Фасо завершились 2-хнедельные международные антитеррористические учения «Флинтлок-2019», призванные увеличить возможности африканских стран по борьбе с терроризмом. В них приняли участие военнослужащие из 33 стран Африки, Европы и Америки, всего — свыше 2 тысяч человек,  в том числе 300 — от Буркина-Фасо. Эта страна приняла штаб учений. Практические действия отрабатывались на трех полигонах в Буркина-Фасо и одном — в Мавритании. Впервые в учениях типа «Флинтлок» приняли участие военные из  Чада, Нигера и Марокко.

21 марта эксперты предупредили, что деградация ситуации в плане безопасности в Буркина-Фасо приведет к ухудшению обстановки в странах Гвинейского залива, где пока не была отмечена активность джихадистских групп.

Последние три года Буркина-Фасо неоднократно становилось объектов атак со стороны групп, связанных как с «Аль-Каидой», так и с «Исламским государством» (обе запрещены в РФ).

Судя по всему, речь идет в первую очередь о Того и Бенине.

28 марта стало известно об атаке неизвестных на пост жандармерии в Барани на границе с Мали, в результате которой погибли 4 военных.

В столице Нигера Ниамее 16 марта около одной тысячи человек вышли на манифестацию протеста против закона о бюджете на 2019 финансовый год,  признанный ими как «антисоциальный», и против присутствия в стране «иностранных сил». Одним из лозунгов шествия, организованного по призыву коалиции организаций гражданского общества, было «Долой иностранные силы!».

Как заявил один из организаторов манифестации Муса Чангари, «в Нигере открыли двери для присутствия всевозможных иностранных сил – французских, американских, итальянских, германских, которые обустроились здесь под предлогом борьбы против терроризма и незаконной иммиграции, тем не менее ситуация в плане безопасности деградирует в стране».

В Ниамее в международном аэропорте находится французская авиабаза, где базируются истребители и неударные беспилотники. Передовая французская база находится в Мадаме на севере страны близ южной границы с Ливией.

В Агадезе на севере Нигера находится база американских ударных беспилотников.

В районе Ниамея находится логистическая база германских формирований, действующих в Мали.

Примечательно, что 29 марта в Совете Безопасности ООН Москва и Париж впервые за последнее время совместно отметили «позитивную динамику» в Мали в части реализации мирного соглашения 2015  года, в то время как США пригрозили пересмотреть конфигурацию миротворческих сил в этой стране.

В любом случае очевидно, что в Мали ситуация имеет тенденцию к осложнению. В этой связи, и с учетом многолетних тесных отношений между Мали и СССР представляется, что можно было бы наладить какое-то взаимодействие с Францией в части, касающейся Мали, чтобы таким образом прорвать определенную международную блокаду, созданную усилиями США вокруг России за последнее время.