- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Закрытие страниц ряда иранских политиков в Инстаграме

Две недели назад американско-иранское противостояние вступило в новую фазу. 8 апреля США в лице президента Дональда Трампа включили Корпус стражей исламской революции (КСИР) в число «иностранных террористических организаций». В этом списке в подобном статусе уже находится созданная Ираном в начале 1980-х гг. и до сих пор всячески опекаемая исламским режимом ливанская шиитская военно-политическая организация «Хизбалла». По словам американского президента, принятое решение, по сути, признает уже существующую реальность, состоящую в том, что Иран является «государством-спонсором терроризма» и КСИР является «активным участником» этой политики иранского режима. В качестве ответного шага в тот же день Высший совет национальной безопасности (ВСНБ) ИРИ, следуя рекомендация иранского определил в качестве террористической организации Центральное командование Вооружённых сил США (CENTCOM). Глава иранского МИДа Мохаммад-Джавад Зариф немедленно связал такой шаг США с интересами Израиля на Ближнем Востоке, прогнозируя «втягивание США в болото».  Как логическое продолжение начатого процесса, с 16 апреля начался процесс закрытия аккаунтов социальных сетей ряда иранских политиков. Аналитики видят здесь очевидную прямую связь с объявлением КСИР террористической организацией.

В тот же день, всего через несколько часов после блокирования страниц ряда высокопоставленных военных КСИР в социальной сети Инстаграм, была закрыта англоязычная страница в этом месседжере, принадлежавшая духовному лидеру ИРИ аятолле Али Хаменеи.  Пока непонятно, закрытие этой страницы связано с ее содержанием, или находится в русле решения американской администрации о внесении КСИР  в список террористических организаций. Как сообщило израильское фарсиязычное радио «Пейаме Эсраиль», страница на персидском языке еще действует. Вслед за внесением КСИР в список террористических организаций  Госдепартамента США, о чем официально объявлено 15 апреля с.г., эта социальная сеть блокировала аккаунты, связанные с именем одного из самых влиятельных функционеров КСИР —  генерала Касема Сулеймани, являющегося командующим подразделением зарубежных  военных операций КСИР – «Сепахе Кодс». Подобное же случилось и с аккаунтами ряда других бывших и действующих командиров  КСИР. Если быть более точным, подобное коснулось, кроме К.Сулеймани,  аккаунтов главнокомандующего силами КСИР генерала Мохаммада-Али  Джафари, генерала Мохаммада Багери – начальника Генштаба Вооруженных сил ИРИ, генерала Мусы Камали – начальника Департамента по работе с кадрами Генштаба Вооруженных сил ИРИ. Отключен также аккаунт в Инстаграме, принадлежавший бывшему видному военачальнику КСИР генералу Мохаммаду-Бакеру Галибафу, много лет работавшему на посту градоначальника иранской столица и дважды выставлявшему свою кандидатуру на президентских выборах в стране.  Как отмечают СМИ, прежде Инстаграм не раз закрывал аккаунт генерала Сулеймани, мотивируя это тем, что на нем публиковалась информация, входящая в противоречие с правилами функционирования этой социальной сети. Можно констатировать, что закрытие аккаунта руководителя службы зарубежных  военных операций КСИР – «Сепахе Кодс»  — показывает отношение к нему американской администрации, позиционирующей генерала в одном ряду с Абу-Бакром  аль-Багдади – главой «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России. Об этом не раз заявлял нынешний глава Госдепа США Майк Помпео. Однако сама социальная сеть Инстаграм, закрыв ряд аккаунтов иранских политиков после объявления КСИР террористической организацией, не объяснила причины этого шага. Отметим, что трое владельцев закрытых аккаунтов являются действующими членами могущественной государственной структуры     — Совета по определения целесообразности принимаемых решений. Вслед за этим появилось сообщение о том, что Инстаграм решил закрыть и страницу в этой социальной сети, принадлежащую Эбрахиму Раиси – руководителю Судебной ветви власти Исламской Республики Иран. Иранские СМИ не опровергают и не подтверждают факты блокирования страниц иранских политиков. Вместе с тем, СМИ предполагают, что эта практика в ближайшие дни может быть продолжена, вобрав в свою орбиту других представителей иранской военно-политической элиты.

Мировые и региональные СМИ находят разное объяснение внесению КСИР в список террористических организаций. Так, израильская газета The Jerusalem Post уточняет: во-первых, это подтверждение  того, что ИРИ на самом деле занимается террористической практикой, и с констатацией этого факта более не сможет скрывать свои террористические акции за спиной таких своих сателлитов как, например. ливанская «Хизбалла». Отныне всякий, имеющий отношение к КСИР или аффилированных с ним организаций, может подвергнуться со стороны американской администрации лишению свободы на срок до 20 лет. Вдобавок к этому, США имеют теперь  право препятствовать проникновению на свою территорию всех лиц, так или иначе связанных с КСИР.

Отметим в связи с закрытием аккаунтов ряда иранских политиков в социальных сетях один важный факт. Иранские власти, как широко известно, уже много десятилетий заявляют, что страны под названием Израиль не существует, давая территории еврейского государства названия типа «страна-захватчик Святого города», «раковая опухоль»,  и др. Естественно, никаких прямых контактов между гражданами или ведомствами двух стран не существует. Более того, в Иране такое преследуется законом, причем весьма жестко. Но, как сообщается на сайте процитированной выше израильской фарсиязычной радиостанции «Пейаме Эсраиль», это информационно-пропагандистское табу на днях впервые нарушено министром иранского кабинета. Этот министр, а им оказался один из самых молодых членов иранского правительственного кабинета президента Хасана Роухани – глава ведомства науки и современных технологий Мохаммад-Джавад Азери-Джахроми, публично отреагировал на сообщение в Twitter, опубликованное израильским МИДом и получил ответ это этого министерства. Упомянутая переписка как раз и была связана с закрытием аккаунта генерала Касема Сулеймани, получившим широкий отклик в мировых СМИ и социальных сетях.

МИД Израиля тоже сообщил об этом на своей странице в Twitter, функционирующей на нескольких языках, в том числе на фарси, отметив, что случилось то, что случилось, и в этом некого винить.  Сообщение было опубликовано под хэштэгом, определяющим КСИР как террористическую организацию. В ответ на это министр науки и связи ИРИ Мохаммад-Джавад Азери-Джахроми через несколько часов после публикации этого сообщения в Twitter, написал в этой же социальной сети, что если кому-то закрывают рот, это совсем не доказывает, что он лжец.  «Напротив, тем самым заявляют на весь мир, что боятся того, что он может произнести». В кругах, близких к израильскому МИДу, заявили, что в ведомстве озадачены такой реакцией, поступившей от иранского министра в силу самой беспрецедентности такого акта.  Но заявлению иранского министра был дан ответ, состоящий в том, что в Иране цензурируют сообщения Facebook  и Twitter, закрывая тем самым рты миллионам граждан, что говорит о том, что в стране боятся того, что они могут сказать. Такая словесная перепалка между израильским и израильским правительственными ведомствами вызвала реакцию и в социальных сетях. Многие пользователи социальных сетей подвергли острой критике министра Азери-Джахроми как высокопоставленного представителя страны, где реально не осуществляется свобода выражения взглядов, противоречащих официальной идеологии ИРИ.