- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О коалиционных переговорах в Израиле

Согласно израильскому закону, политику, получившему от президента мандат на формирование правящей коалиции, отводится на этой 28 дней. С того момента, как президент Реувен (Руби) Ривлин официально поручил формирование новой правящей коалиции лидеру Ликуда, действующему премьер-министру Биньямину Нетаньяху, прошла уже неделя. Поскольку на это время частично пришлись все еще не закончившиеся пасхальные каникулы (еврейский праздник Песах начался в минувшую пятницу вечером и продлится до вечера ближайшей пятницы включительно), коалиционные переговоры Ликуда с его потенциальными религиозными партнерами фактически не велись (согласно еврейской религиозной традиции, желательно не работать, в том числе не вести серьезных деловых переговоров, в течение пасхальной недели). Поэтому сейчас можно говорить лишь о промежуточной картине переговоров, главным образом о требованиях, выдвинутых Ликуду партнерами по переговорам.

Потенциальная право-религиозная правящая коалиция должна опираться на поддержку 65 депутатов Кнессета из 120. 35 из них – депутаты от Ликуда. Вторыми по величине фракциями коалиции должны стать ультраортодоксальные религиозные — сефардская партия ШАС во главе с министром внутренних дел Арье Дери и ашкеназский парламентский блок «Еврейство Торы» во главе с заместителем министра здравоохранения Яаковом Лицманом. Обе они получили по 8 мандатов. Далее следуют: Блок правых партий (БПП, реально речь идет о религиозно-сионистских партиях) во главе с депутатом Кнессета Бецалелем Смотричем и раввином Рафи (Рафаэлем) Перецом (5 мандатов), «Наш дом – Израиль» (НДИ) во главе с депутатом Кнессета Авигдором Либерманом (5 мандатов) и правоцентристская «Кулану» во главе с министром финансов Моше Кахлоном (4 мандата).

Теоретически Биньямин Нетаньяху мог бы создать узкую коалицию, опирающуюся на 61 депутата, без участия последней. Однако он не будет этого делать. Более того, ходят разговоры о возможности объединения партии «Кулану» с Ликудом, чего нельзя исключить, учитывая, что Моше Кахлон в прошлом был членом Ликуда. Все остальные потенциальные партнеры незаменимы. Без их участия право-религиозной коалиции просто не будет. Альтернативой могут стать либо новые выборы (в чем никто из потенциальных партнеров не заинтересован), либо создания правительства национального единства на основе Ликуда и левоцентристского блока «Бело-голубые», возглавляемого генерал-полковником запаса Бени (Биньямином) Ганцем и депутатом Кнессета Яиром Лапидом. Вместе они имеют 70 мандатов и в дополнительных партнерах, по сути, вообще не нуждаются. В таком варианте мелкие правые и религиозные партии заинтересованы еще меньше. Поэтому можно ожидать, что в итоге переговоры с Ликудом завершатся созданием новой правящей коалиции, на основе тех или иных компромиссов, на которые придется пойти его партнерам.

Председатель партии ШАС министр Арье Дери принял решение не делать никаких публичных заявлений по поводу коалиционных переговоров прежде, чем они начнутся. Более того, даже после их начала он явно предпочитает сосредоточиться на переговорах в закрытом режиме. На прошлой неделе, состоялась встреча Арье Дери с Биньямином Нетаньяху, однако встречи между переговорными группами двух партий начнутся лишь после окончания пасхальных каникул. Насколько известно, ШАС выдвигает следующие требования:

  1. Сохранение за Арье Дери портфеля министра внутренних дел с добавлением к нему полномочий министра по делами Негева и Галилеи.
  2. Портфель министра жилищного строительства.
  3. Портфель министра по делам религий.
  4. Пост заместителя министра финансов.
  5. Пост председателя одной из парламентских комиссий.
  6. Возможно, пост заместителя министра алии и интеграции, ответственного за репатриацию из Франции и Эфиопии.
  7. Решение проблемы Закона о призыве на армейскую службу в желательном для ультраортодоксов ключе (то есть, продолжение фактического освобождения от воинской обязанности большинства учащихся ультраортодоксальных иешив).
  8. Сохранения статуса-кво в отношениях религии и государства.

Блок «Еврейство Торы» сосредотачивается главным образом на требовании сохранить за его представителями все посты в правительстве и в Кнессете, которые его представители занимали в предыдущей каденции:

  1. Сохранение поста заместителя министра (с министерскими полномочиями, ашкеназские ультраортодоксы предпочитают пост заместителя министра, а не министра, чтобы не произносить присягу на верность сионистскому государству) здравоохранения за Яаковом Лицманом.
  2. Сохранение поста председателя финансовой комиссии Кнессета за депутатом Кнессета Моше Гафни.
  3. В дополнение к этому «Еврейство Торы» намерено потребовать для себя пост заместителя министра (с министерскими полномочиями) труда и благосостояния или жилищного строительства.
  4. Пост заместителя министра просвещения или, взамен этого, пост председателя одной из парламентских комиссий.
  5. Целый ряд требований финансового характера, как то: финансирование иешив, выплата пособий их учащимся и решение жилищных проблем ультраортодоксального сектора населения.
  6. И, естественно, «Еврейство Торы», как и ШАС, будет требовать сохранения статуса-кво в отношениях религии и государства и решения проблемы закона о призыве на армейскую службу в желательном для ультраортодоксов ключе

Блок БПП договорился с Ликудом, что встречи между переговорными группами БПП и Ликуда начнутся после окончания пасхальных каникул, то есть не ранее будущего воскресенья. Однако министр туризма Ярив Левин, возглавляющий переговорную группу Ликуда, уже получил список требований БПП. Требования следующие:

  1. Портфель министра юстиции председателю входящей в этот блок партии «Ихуд леуми» депутату Кнессета Бецалелю Смотричу.
  2. Портфель министра просвещения председателю партии «Еврейский дом» раввину Рафи (Рафаэлю) Перецу.
  3. В случае, если портфель министра юстиции будет передан Яриву Левину (разговоры об этом идут), БПП потребует в качестве компенсации портфель министра внутренней безопасности, включая полномочия назначения нового начальника полиции. «Если Смотрич не получит портфель министра юстиции, именно он назначит следующего начальника полиции, — заявили в этой связи журналистам представители БПП.
  4. В качестве другой возможной компенсации за портфель министра юстиции, который в прошлой каденции, как и портфель министра просвещения, находился в руках партии «Еврейский дом», БПП назвал портфель министра жилищного строительства, включая полномочия, касающиеся поселенческого отдела Еврейского Агентства, занимающегося строительством в поселениях Иудеи и Самарии.
  5. В дополнение к двум министерским портфелям БПП требует пост заместителя министра, желательно заместителя министра обороны с полномочиями, касающимися Гражданской администрации (структурное подразделение ЦАХАЛа, управляющее гражданской жизнью в подконтрольной Израилю части Иудеи и Самарии, так называемых «зонах С»).
  6. Пост председателя одной из парламентских комиссий.
  7. Принятие Кнессетом закона, позволяющего преодолеть блокирование до сих пор контролируемым левыми Верховным судом справедливости (БАГАЦ) принятых Кнессетом законов. Относительно этого пункта имеется согласия большинства потенциальных партнеров по правящей коалиции.
  8. Принятие закона, возвращающего парламентскую неприкосновенность депутатов Кнессета в исходное состояние. По словам депутата Бецалеля Смотрича, «надо вернуть закон о парламентской неприкосновенности к тому, каким он был на протяжении десятков лет, так, чтобы у народных избранников была неприкосновенность в случае, если против них ходят выдвинуть судебное обвинение. Надо убедить Кнессет в том, что есть серьезная причина для того, чтобы снять неприкосновенность и тем попрать демократически принятое решение. Народ сказал свое слово. Должно быть разделение ветвей власти».
  9. Принятие так называемого «Норвежского закона» в расширенной версии. Это необходимо БПП для того, чтобы депутатом Кнессета мог стать Итамар Бен-Гвир, представитель третьей составляющей блок партии – радикально-правой «Оцма егудит».
  10. Место в комиссии по назначению судей. На это место претендует тот же Итамар Бен-Гвир.

 

Возглавляемая депутатом Кнессета Авигдором Либерманом партия НДИ — единственный из потенциальных партнеров по коалиции, представители которого уже начали официальные переговоры с Ликудом. Считается, что НДИ может создать для Ликуда больше всего проблем при формировании коалиции. Главной причиной этого является жесткое требование Авигдора Либермана провести в Кнессете Закон о призыве на армейскую службу в том виде, в котором он был подготовлен в его бытность министром обороны, безо всяких, даже небольших изменений. То есть, в полном противоречии с требованиями ультраортодоксальных религиозных партий. В дополнение к этому НДИ требует:

  1. Возвращения портфеля министра обороны Авигдору Либерману. При этом лидер НДИ настаивает на то, чтобы ему была предоставлена возможность военного разгрома контролирующего сектора Газа ХАМАСа вместо достижения урегулирования конфликта с ним на основе договоренностей.
  2. Пост министра абсорбции, который ранее находился в руках НДИ.
  3. Решение «гражданских проблем, связанных с отношениями религии и государства». То есть, определенное изменение статуса-кво в отношениях религии и государства.

Следует отметить, что Авигдор Либерман заранее заявил, что он не подпишет коалиционного соглашения с Ликудом, пока не увидит к каким договоренностям Ликуд пришел по интересующим НДИ проблемам с религиозными ультраортодоксами.

На четверг на этой неделе назначена встреча Биньямина Нетаньяху с лидером партии «Кулану» министром финансов Моше Кахлоном. Последний желает сохранить за собой именно этот портфель. Сразу же после выборов представителями Ликуда высказывалось предложение, чтобы Моше Кахлон был назначен министром иностранных дел, однако лидер партии «Кулану», судя по всему, отверг его.

В дополнение к сохранению за собой портфеля министра финансов, «Кулану» выдвигает следующие требования:

  1. Портфель министра экономики или министра жилищного строительства.
  2. Пост председателя парламентской комиссии по внутренним делам.
  3. Включение в коалиционные соглашения ряда программ, которые Моше Кахлон намерен провести в министерстве финансов, как то: субсидирование детских яслей, помощь мелкому бизнесу, повышение пособий по старости, увеличение числа мест в больницах и удаление вредных производств из района Хайфского залива.

В заключение следует подчеркнуть, что коалиционные переговоры вступят в интенсивную фазу, начиная с ближайшего воскресенья. При этом можно ожидать, что торг продолжится две недели, не меньше, вплоть до окончания срока, отведенного законом на формирования коалиции. Теоретически нельзя исключить и того, что одного срока окажется недостаточно, и Биньямину Нетаньяху придется просить президента о продлении этого срока на дополнительные 24 дня. Такая возможность предусмотрена законом.