- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Марокко: март 2019 г.

6 марта несколько сотен журналистов, правозащитников и активистов профобъединений пришли к зданию суда в Рабате с тем, чтобы выразить протест против суда над 4 журналистами, обвиненными в публикации информации, признанной конфиденциальной. Ранее прокуратура потребовала осудить их к срокам тюремного заключения от 1 до 5 лет. Защита требовала оправдать подсудимых.

В 2018 году подсудимые опубликовали выдержки из дебатов внутри парламентской комиссии по расследованию дефицитности Марокканской  пенсионной кассы. Иск на них в суд направил спикер Палаты представителей (нижняя палата марокканского парламента).

Перед судом вместе с журналистами предстал и источник их информации – депутат парламента, активист профобъединения Демократическая конфедерация труда.

Новый Кодекс прессы, который вошел в силу в августе 2016 года, не предусматривает для журналистов наказаний в виде тюремного заключения, однако в Марокко журналистов продолжают преследовать по статьям Уголовного кодекса. Международные правозащитные организации неоднократно осуждали марокканские власти за это.

7 марта датская полиция объявила об уголовном преследовании 14 лиц, подозреваемых в распространении через социальные сети видеозаписи недавней расправы над туристкам из Дании и Норвегии в Марокко. Двое из подозреваемых также обвиняются в апологетике терроризма. Туристки были зверски убиты в декабре 2018 года в горах Высокого Атласа на юге Марокко.

Марокканские власти арестовали до 20 человек, подозреваемых в причастности к расправе над туристками. Установлено, что 4 из них состояли в группе, находившейся под влиянием идеологии «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Однако ее участники не поддерживали связь с их единомышленниками в Сирии или Ираке. Главарь этой «террористической ячейки» 25-летний торговец вразнос Абдессамад Эджджуд ранее уже отсидел в тюрьме по обвинению в стремлении попасть на территории, которые контролировало ИГ в Сирии и Ираке. Он досрочно оказался на свободе по амнистии.

В Дании подозреваемым в распространении видео убийства туристок в социальных сетях грозит до трех лет тюрьмы.

10 марта в Рабате было объявлено о репатриации из Сирии 8 подданных королевства. В Марокко в отношении этих лиц начато следствие относительно «их возможной причастности к деятельности, связанной с терроризмом», сообщило МВД страны. Эти марокканцы были задержаны формированиями «Сил демократической Сирии» (СДС), которые 9 февраля начали наступление на последний оплот ИГ в районе населенного пункта Багуз на востоке провинции Дейр Эз-Зор.

По данным представителя СДС, репатриированные марокканцы до их выдачи находились в одном из концлагерей в провинции Хасеке на северо-востоке Сирии.

В 2015 году число марокканцев, воевавших в рядах формирований ИГ в Ираке и Сирии оценивалось в более чем 1600 человек. Многие из них по возвращении в Марокко были арестованы и получили сроки заключения от 10 до 15 лет.

8 марта в Касабланке прошла сидячая забастовка учителей государственного сектора образования, принятых на работу по контрактам ограниченного срока действия. Главным требованием педагогов было их зачисление на государственную службу с приравниванием к статусу чиновников Министерства национального образования. Аналогичные акции прошли в других городах королевства. В ряде мест полиция применила силу к их участникам.

Протестное движение учителей, работающих по контрактам ограниченного срока действия, к тому времени продолжалось уже несколько недель. Численность этой категории преподавателей — 55 тысяч человек.

Контракты ограниченного срока действия были введены в системе национального образования Марокко в 2016 году.

Как заявил на пресс-конференции министр национального образования Саид Амзази, «учителя по своей воле подписывали эти контракты, в которых предусмотрено, что они не позволяют их обладателям находиться на государственной службе».

Работа по контрактам ограниченного срока действия лишает учителей, в частности, права на соответствующее пенсионное обеспечение.

Ранее основные профобъединения Марокко призвали своих активистов выйти на «национальный марш» 12 марта в Рабате в поддержку требований учителей, работающих по контрактам ограниченного срока действия.

В ночь с 23 на 24 марта полиция рассеяла многотысячную манифестацию учителей — контрактников в центре Рабата, которую они попытались провести перед зданием парламента. Применению водометов предшествовали переговоры, которые продолжались два часа, в ходе которых представители власти пытались убедить участников акции покинуть центр столицы, однако те отказались сделать это.

8 марта Генеральная дирекция национальной безопасности (DGSN) сообщила, что марокканская полиция несколькими днями ранее по информации Генеральной дирекции по наблюдению за территорией (DGST, контрразведка) арестовали 10 человек, подозреваемых в причастности к преступной сети, занимавшейся фальсификацией официальных документов с конечной целью получения их клиентами марокканского подданства и национальных удостоверений личности. Среди арестованных значатся, в частности, марокканец европейского происхождения, три сотрудника полиции, два чиновника. За оформление марокканского паспорта они брали от 5 до 7 тысяч долларов.

13 марта в столкновения с полицией вылилась очередная манифестация жителей некогда шахтерского города Джерада на северо-востоке королевства. По официальным данным, 9 участников акции протеста были арестованы, среди полицейских имелись раненые, были сожжены 5 полицейских машин. Понятно, что были раненые и среди протестовавших, но по существующей практике они старались не обращаться в медучреждения из-за опасений быть  арестованными. Как отмечалось в коммюнике МВД страны, «элементы в капюшонах провоцировали силы правопорядка, забрасывая их камнями, после чего эти силы были вынуждены вмешаться с тем, чтобы рассеять эту манифестацию».

30 марта в Марокко по приглашению короля Мухаммеда VI прибыл с 2-дневным визитом римский папа Франциск. Как сообщили марокканские власти, этот визит проходил под знаком «развития диалога между религиями». Монарх встретил понтифика у трапа самолета. Затем они отправились на эспланаду у мавзолея Мухаммеда V и Хасана II, где их выступления ожидали примерно 25 тысяч человек.

В своем выступлении понтифик ратовал за «свободу вероисповедания» и «религиозную свободу», которые «должны помочь каждому жить согласно его собственным религиозным убеждениям, что неразрывно связано с человеческим достоинством». Он также указал на необходимость «противостоять фанатизму и фундаментализму».

В Марокко католическая община численностью примерно 30  тысяч человек представлена главным образом выходцами из африканских стран. В момент получения Марокко независимости в 1956 году христиан там было в 10 раз больше. Тогда в стране насчитывалось около 200 христианских церквей, сейчас — 44.

До этого римский папа только однажды посещал Марокко. Это сделал Иоанн-Павел II в 1985г.

После личной встречи понтифика и короля они выступили с совместным заявлением  по Иерусалиму, призвав «сохранить и развивать его специфический мультирелигиозный характер и его особую культурную идентичность». «Мы думаем важным сохранить святой город Иерусалим/Аль-Кудс Ашариф как общее наследие человечества и как святой город для верующих трех монотеистических религий, как место встреч и символ мирного сосуществования, где культивируются взаимное уважение и диалог», — отмечалось, в частности, в заявлении.

В ходе второго дня визита римский папа встретился в Рабате с представителями католической общины в Марокко. Выступая перед ними, он предостерег их от каких-либо попыток прозелитизма с тем, чтобы увеличить их ряды в мусульманской стране, где переход из ислама в другую веру наказуем законом.

В марте американские власти одобрили продажу Марокко 25 истребителей F-16 V, а также ряда вооружений к ним на сумму 3,8 млрд долларов. После поставки этих самолетов королевские ВВС будут располагать 48 самолетами F-16 различных модификаций. Очевидно, что эта закупка отражает стремление Рабата не отстать в региональной гонке вооружений с Алжиром, активно закупающим, в частности, российские самолеты и средства ПВО.