- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов военно-технического сотрудничества Пакистана и Арабской Республики Египет в области оперативно-тактической авиации

По данным СМИ КНР, в конце марта 2019 г. после передачи первой партии истребителей «Рафаль» французского производства для ВВС Катара в некоторых ближневосточных и азиатских источниках появилась информация о том, что катарские военные в режиме секретности пригласили пакистанских летчиков оперативно-тактической авиации  для ознакомления с этими боевыми машинами как на земле, так и в ходе совместных полетов эскадрильи «Аль-Адият» ВВС Катара.

Вполне вероятно, что инициаторами информационной кампании стали специальные службы Индии, которые внимательно наблюдают за военно-политическими контактами официального Исламабада с любыми исламскими государствами, ВВС которых располагают боевыми самолетами французского производства. Следует отметить, что китайские специалисты не исключают вероятность того, что официальный Катар в качестве жеста доброй воли, а также и с целью вбить клин между Исламабадом и Эр-Риядом пригласил офицеров ВВС Пакистана для ознакомления с истребителями «Рафаль», которые в ближайшие несколько лет поступят на вооружении ВВС Индии.

Конечно, индийские военные всерьез обеспокоены вероятностью знакомства пакистанских военных с истребителями «Рафаль» еще до их поступления на вооружение ВВС Индии.  Следует отметить, что кроме самих самолетов катарские военные вполне могут передать информацию об авиационных средствах поражения, которые входят в номенклатуру данного боевого самолета – управляемые ракеты класса «воздух-воздух» под обозначением MICA-ER, IM и METEOR, крылатые ракеты воздушного базирования SCALP-ER и корректируемые  авиационные бомбы модели AASM

Следует отметить, что за скандальной ситуацией с ВВС Катара, которые якобы нарушили соглашение с французскими производителями о секретности и неразглашении тактико-технических данных наблюдают в Объединенных Арабских Эмиратах, поскольку официальный Абу-Даби рассматривал возможность продажи в ВВС Пакистана 32 истребителей «Мираж-2000-5» за 800 млн долл. США, что вполне позволительно для официального Исламабада, который располагает крайне ограниченным военным бюджетом.

Военно-политическое руководство ОАЭ рассчитывало поставить 32 истребителя «Мираж-2000-5» в кредит или в обмен на определенные услуги ВС Пакистана в рамках операции ВС аравийской коалиции в Йемене или же на помощь пакистанских ученых ядерщиков или же конструкторов баллистических ракет в целях укрепления обороноспособности страны в условиях минимального расстояния до Исламской Республики Иран и присутствия на территории ОАЭ значительного количества военных объектов ВС США, которые могут стать целью для иранских ракет.

Как уже было сказано выше, в условиях разразившегося скандала вокруг военных контактов между Катаром и Пакистаном из-за ознакомления с истребителями «Рафаль» военно-политическое руководство ОАЭ приняло решение отменить поставку 32 истребителей «Мираж-2000-5». Кроме того, в Абу-Даби рассчитывают, что отмена передачи такого количества вполне современных и технически исправных самолетов, находящихся на хранении, положительно повлияет на отношениям с Индией, что особенно важно в условиях перспективной блокады Ирана и прекращения поставок иранской нефти в Индию. При таком развитии событий аравийские поставщики углеводородного топлива достаточно быстро займут освободившуюся нишу.

В условиях пристального внимания индийской разведки к контактам Пакистана с Катаром и ОАЭ пакистанским военным и дипломатам пришлось активизировать работу с другим давним партнером – Арабской Республикой Египет. Как известно, в авиационных подразделениях ВВС этого североафриканского мусульманского государства  на протяжении нескольких десятков лет на вооружении находились истребители китайского производства «Цзянь 6 и 7».

В настоящее время на территории АРЕ располагается производственная линия по выпуску учебно-тренировочных самолетов профессионального этапа обучения под обозначением К-8 «Каракорум», который был разработан китайским специалистами в интересах ВВС Пакистана. Именно КНР как общий поставщик некоторых боевых самолетов для Пакистана и Египта способствует продолжению трехстороннего военно-технического сотрудничества, поскольку ВВС АРЕ неоднократно высказывали интерес в приобретении легкого одномоторного истребителя китайско-пакистанской разработки JF-17 «Гром», одна из производственных линий которого расположена на АвБ «Камра-Минас» в Пакистане.

Разведывательные органы дружественных США стран, сотрудники которых работают в Пакистане, также внимательно наблюдают за контактами высокопоставленных представителей ВС и МИД Пакистана и Египта в рамках обсуждения возможностей поставки JF-17 в АРЕ.  К настоящему моменту пакистанским военным и самолетостроителям не удалось склонить египетских партнеров к покупке партии JF-17, однако следует обратить внимание, что официальный Каир в очередной раз намерен оказать  содействие Исламабаду в вопросе поддержания боеспособности подразделений оперативно-тактической авиации ВВС.

Как сообщают китайские обозреватели, военно-политическое руководство АРЕ всерьез рассматривает возможность поставки в Пакистан партии истребителей «Мираж-5» в количестве 32 единиц, которые в настоящее время находятся в законсервированном состоянии (были приняты на вооружение 20 лет назад). Также китайские источники сообщают, что количество самолетов, которое может быть передано ВВС Пакистана подлежит пересмотру в сторону увеличения до 60 ед.

Это может быть обусловлено тем, что официальный Каир, с одной стороны, намерен поддержать Исламабад и передать ему некоторое количество самолетов, которые полностью годны к полетам. С другой стороны, египетские военные, фактически, избавляются от техники и сокращают расходы на ее хранение.

Пакистанские военные будут вполне благодарны за передачу большего количества самолетов, поскольку часть из них станет источниками сменно-запасных частей для истребителей с лучшим техническим состоянием.  Китайские специалисты и аналитики отмечают, что все «Мираж-5» ВВС АРЕ прошли модернизацию и среднее сервисное обслуживание и благодаря этому вполне могут продолжать совершать полеты в течение последующих 10-15 лет. В свою очередь, технические специалисты ВВС Пакистана накопили большой опыт в обслуживании данных машин и как показывает практика достаточно эффективно выполняют задачи по поддержанию самолетов в исправном техническом состоянии.

По данным китайских источников, возможность передачи «Мираж-5» из Египта в Пакистан еще в декабре 2017 г. обсуждал посол АРЕ в Исламабаде в рамках встречи с высокопоставленными пакистанскими военными. Вполне вероятно, что военно-политическое руководство Египта не будет завышать стоимость самолетов бывших в эксплуатации (около 2,3 млн долл. США за самолет), поскольку крайне заинтересовано в развитии и расширении военно-политических и военно-технических контактов с Пакистаном.

По некоторым данным, ВВС Пакистана уже направили группу летчиков и технических специалистов в Египет для осмотра самолетов и выполнения контрольных полетов. Кроме  истребителей ВВС Пакистана получат комплект авиационных средств поражения – управляемые ракеты воздух-воздух и авиационные бомбы.

Следует отметить, что истребители «Мираж-5» это самолеты второго поколения, но они оснащены более эффективными радиолокационными станциями RC-400 (упрощенная версия РЛС RDY от «Мираж-2000-5»), а также располагают внешними точками подвески (под фюзеляжем), позволяющими размещать контейнерные оптико-электронные системы разведки и наведения, что необходимо для нанесения эффективных ударов по наземным целям. Пилоты «Мираж-5» могут использовать новые летные шлемы с электронными прицелами и системами ночного видения.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских аналитиков, которые полагают, что благодаря «Мираж-5» ВВС Пакистана сформируют эскадрилью «вероятного противника», предназначенную для  имитации действий ВВС Индии в ходе учений.