- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О стратегическом значении двух новых объездных шоссе в Иудее и Самарии

В среду Высший совет по планированию строительства Гражданской администрации (структурное подразделение ЦАХАЛа, отвечающее за управление гражданской жизнью на контролируемых Государством Израиль территориях, не являющихся частью его суверенной территории) выдал разрешение на прокладку двух стратегически важных объездных дорог в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией) – шоссе в объезд арабского городка Хаварра (его население составляет примерно 7 тысяч человек), расположенного к югу от находящегося под полным контролем Палестинской национальной администрации (ПНА) крупного города Шхем (Наблус, его население оценивается примерно в 150 тысяч человек) и шоссе в объезд лагеря палестинских беженцев Эль-Аруб, расположенного на дороге Иерусалим – Хеврон – Беер-Шева.  Необходимо иметь в виду, что в отличие о суверенной территории Государства Израиль, разрешения на строительство вообще и на прокладку дорог в частности на контролируемых Израилем территориях Иудеи и Самарии (так называемые «зоны С») должны выдаваться военным властями. При это такие разрешения могут выдавать или не выдаваться военными властями по соображениям не только инженерного и финансового, но и политического характера.

В этой связи следует особо отметить, что упомянутое разрешение на прокладку новых дорог было дано по прямому указанию премьер-министра Биньямина Нетаньяху, являющегося в настоящее время одновременно с этим и министром обороны. Обязательство разрешить прокладку этих объездных дорог он взял на себя еще в конце 2017 года. Причем принятию премьер-министром этого обязательства предшествовала борьба. В ноябре того года перед зданием канцелярии премьер-министра в Иерусалиме был установлен «шатер протеста» (следует отметить, что Израиле это довольно распространенная практика), в котором проводили голодовку семьи, потерявшие своих близких в результате террористических атак и транспортных аварий на дорогах Иудеи и Самарии и присоединившиеся к ним лидеры Совета поселений («Моэцет ЕША») – глава регионального совета Самарии Йоси Даган, тогдашний глава местного совета Кирьят-Арба — Хеврон Малахи Левингер и тогдашний глава местного совета Бейт-Арье – Офарим Ави Наим. Они требовали от правительства качественное улучшение дорожной сети в Иудее и Самарии с тем, чтобы привести ее в соответствие с общеизраильскими нормами. Особо в их требованиях упоминалось строительство объездных дорог в ряде мест, кто еврейский транспорт вынужден двигаться через палестинские арабские населенные пункты, что не только замедляет движение, но усиливает угрозу террористических атак.

В итоге этого протеста премьер-министр распорядился выделить 800 млн шекелей (около 230 млн долларов США) на прокладку объездных дорог и на освещение дорог в Иудее и Самарии. Тогда же Биньямин Нетаньяху принял на себя обязательство дать разрешение на прокладку двух упомянутых выше объездных шоссе. Однако по внешнеполитическим соображениям, разрешение было дано им лишь сейчас, почти через полтора года после того, как он принял на себя упомянутое обязательство перед поселенцами.

Глава регионального совета Самарии Йоси Даган (представляется уместным упомянуть о том, что является членом ЦК крупнейшей правой израильской партии Ликуд, возглавляемой премьер-министром) выступил перед журналистами и поблагодарил Биньямина Нетаньяху в связи с принятием данного решения. «Премьер-министр доказал свои качества лидера, проявил ответственность и честность. Нетаньяху выполняет свои обещания, и я благодарю его за выполнение соглашения, — заявил в частности Йоси Даган, — Шоссе в объезд Хаварры и шоссе в объезд Эль-Аруба – это стратегические дороги, которые, с Божьей помощью, изменят карту Государства Израиль в целом и карту Иудеи и Самарии в частности. (…) Эти дороги имеют первостепенное значение для обеспечения безопасности как евреев, так и арабов (имеется в виду снижение опасности дорожных аварий – В.Ч.). (…) В дополнение к этому шоссе в объезд Хаварры и шоссе в объезд Эль-Аруба обеспечат удобный, быстрый и безопасный – как в смысле безопасности транспортного движения, так и в смысле террористической угрозы – доступ в еврейские поселения. Это исторический день. Сегодня  мы сделали стратегически важный шаг на пути к миллиону евреев в Иудее и Самарии (сейчас еврейское население Иудеи и Самарии составляет около полумиллиона человек. Если цель расселения в этих районах миллиона евреев, которую ставит перед собой поселенческой движение, будет достигнута, соотношение между еврейским и арабским населением в Иудее и Самарии составит примерно 40 к 60, что будет иметь далеко идущие политические последствия в смысле включения этих районов в состав суверенной территории Государства Израиль – В.Ч.)».

Поскольку автору часто и на протяжении многих лет приходилось и приходится ездить как через Хаварру, так и мимо лагеря беженцев Эль-Аруб, он может оценить значения открытия запланированных объездных шоссе как в сугубо локальном, так и в стратегическом плане:

  1. Прежде в расположенные в окрестностях Шхема еврейские поселениях Элон-Морэ, Итамар, Ицхар и Браха, а также в самаритянскую деревню Кирьят-Луза, жители которой тоже являются израильскими гражданами, не было иного проезда, как через Хаварру. Потора десятилетия назад вступило в строй шоссе, огибающее Шхем с запада. Оно соединило упомянутые поселения с расположенным у шоссе Калькилия – Шхем еврейским поселением Кдумим и далее – с Кфар-Сабой. Однако на юг, в сторону Ариэля и Иерусалима дорога из Элон-Морэ, Итамара, Ицхара и Брахи ведет через ту же Хаварру. Помимо реально существующей определенной террористической угрозы, проезд по улицам палестинского арабского городка, растянувшегося вдоль дороги километра на 3, пугает непривычных к этому людей. Если шоссе будет проходить по незастроенной местности к востоку от Хаварры, дорога в упомянутые 4 поселения с юга будет занимать намного меньше времени, однако еще существенней то, что отсутствие необходимости проезжать через Хаварру повысит привлекательность упомянутых поселений как среди туристов, так и среди потенциальных новых жителей.
  2. Лагерь беженцев Эль-Аруб, население которого превышает 10 тысяч человек, является источником постоянной террористической угрозы (обычно находящей свое выражение в камнеметании, но не только) по проезжающему мимо по шоссе Иерусалим – Хеврон еврейскому транспорту. В дополнение к этому старое шоссе рядом с Эль-Аруб почти постоянно забито пробками. Предполагается, что объездное шоссе пройдет западнее существующего и превратит поселение Кармей-Цур (в нем проживает более 1 тысячи человек), самое южное и одно из самых изолированных поселений регионального совета Гуш-Эцион, в поселение весьма привлекательное даже для жителей, которые не слишком идеологичны. В дополнение это объездное шоссе существенно ускорит дорогу в Иерусалим для жителей расположенного южное крупного поселения Кирьят-Арба (7,5 тысяч жителей) и жителей расположенных еще южнее небольших поселений Хевронских гор.
  3. Еще большее значение в стратегическом плане имеет тот факт, что шоссе в объезд Эль-Аруба сделает гораздо более оживленным еврейское транспортное движение из Беер-Шевы в Иерусалим и обратно через Хевронские горы и Гуш-Эцион. Это сделает Негев гораздо ближе к столице (сейчас большинство транспорта из Беер-Шевы в Иерусалим идет через Кирьят-Гат и Бейт-Шемеш, что существенно дальше. Одновременно с этим таким образом усилится еврейское присутствие в районе Хеврона, причем даже без увеличения числа поселенцев, лишь за счет увеличения транспортного еврейского потока, который будет неизбежно способствовать интеграции района Хеврона в Государство Израиль. А в свою очередь наличие хорошего транспортного сообщения как с Иерусалимом, так и с Беер-Шевой приведет к повышению привлекательности еврейских поселений данного района среди местных жителей.
  4. Что же касается стратегического значения шоссе в объезд Хаварры, то в определенном смысле оно несколько ниже. Это вызвано в первую очередь тем, что севернее Элон-Море сейчас нет не только других еврейских, но и каких-либо дорог, по которым двигался бы еврейский транспорт, кроме армейского. Это своего рода «тупик». Однако в принципе существует возможность строительства новой дороги на восток от Элон-Морэ или Итамара, которая соединит поселения этой группы (а через них – Ариэль и расположенные к югу и к западу от него еврейские поселения) с севером Иорданской долины и далее – с Бейт-Шеаном, Галилеей и Голанскими высотами. Таким образом, в отдаленной перспективе шоссе в объезд Хаварры тоже имеет стратегическое значение, сопоставимое со стратегическим значением шоссе в объезд Эль-Аруба.

Ожидает, что прокладка шоссе в объезд Хаварры и шоссе в объезд Эль-Аруба практически начнется примерно через год, после того, как определятся условия тендеров на прокладку этих дорог и их победители.