- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Возобновление дискуссий о военном сотрудничестве ФРГ и Саудовской Аравии

В конце марта 2019 г. федеральное правительство сделало компромиссный шаг в отношении экспорта вооружений в Саудовскую Аравию, сохранив на 6 месяцев общий мораторий на отправку оружия и боеприпасов, при этом разрешив передачу комплектующих, необходимых для многосторонних проектов. Такая ситуация стала в значительной степени следствием давления Франции и Великобритании, которые стали угрожать ФРГ исками за срыв контактов. Наибольшее недовольство в связи с развитием событий выражал Париж, критерии которого относительно опасности поставок вооружений для КСА, даже принимая во внимание войну в Йемене, значительно отличаются от тех, которых придерживается Берлин. В частности, с точки зрения Пятой республики, риск несет только то вооружение, которое может быть направлено против мирного населения, соответственно, ракет типа «земля-воздух» это не касается.

Однако заметное начало трансформации позиции в отношении Эр-Рияда вновь становится поводом для внутриполитических дебатов. Пытаясь если не избежать, что, как минимум смягчить возражения оппозиции, по итогам последнего заседания Федерального совета безопасности, одобрившего в общей сложности 9 экспортных лицензий для Саудовской Аравии, Катара, Сингапура, Индонезии и ОАЭ, особенно интересен пример ульмской компании Kamag, которая получила разрешение поставлять в КСА «технологию производства полуприцепов». Под этим, как отмечают немецкие СМИ, скрывается то, что комплектующие будут сначала отправляться во Францию, а оттуда в Саудовскую Аравию, делом которой становится их сборка. Такая схема интересным образом напоминает военно-техническое сотрудничество между ФРГ и Израилем на начальном этапе.

И это далеко не все, чем федеральное правительство решило «порадовать» оппозицию. На основании договоренностей, достигнутых еще в 2016 г. министром обороны ФРГ У. фон дер Ляйен с наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом, а также подписанного год спустя соглашения, военнослужащие из КСА малыми группами должны отправляться на обучение в Германии. По данным Zeit, со ссылкой на источники в Министерстве обороны в настоящий момент 7 саудовских офицеров проходят курс немецкого языка с тем, чтобы затем начать подготовку, организованную Бундесвером. Еще 7 человек приступят к языковым курсам в середине текущего года, а отправятся в ФРГ в 2020 г. Судя по имеющимся в СМИ данным, проект распространяется на сухопутные войска и ВВС.

Данные обстоятельства всерьез задевают немецких политиков, выступающих за ужесточение контроля над экспортом вооружений в третьи страны, т.е. те, что не входят в ЕС и НАТО. Представительница Левой партии С.Дагделен, комментируя обучение саудовских военных, отметила, что «Германия готовит мясников для исламской диктатуры», а внешнеполитический представитель «зеленых» О.Нурипур призвал к скорейшей приостановке всех контактов в сфере безопасности с саудитами, не только из-за войны в Йемене, но и по причине общей ситуации с соблюдением прав человека.

Несмотря на имеющиеся в правительственной коалиции трудности, в том, что касается программ обучения военнослужащих, ХДС/ХСС и СДПГ пытаются придерживаться единой линии. Так, генеральный секретарь ХДС П.Зиемяк отмечает необходимость оставаться с Эр-Риядом в контакте, что обеспечивает «передачу демократических ценностей». При этом подчеркивается, что речь в данном случае не идет об особом партнерстве с Саудовской Аравией, а об общем курсе ФРГ на то, чтобы иметь взаимодействие с широким спектром партнеров. Бундесвер же в данном случае отвечает за то, чтобы показать пример армии, построенной на основе уважения гуманитарных ценностей и норм международного права. Представитель СДПГ Т.Хитчлер считает необходимым прекратить подготовку саудовских офицеров в связи с войной в Йемене, однако видит целесообразным организовать для них курсы по международному праву.

Таким образом, т.н. «младший партнер» в коалиции, которого могут заменить, вновь пытается вести свою игру, сильно не споря с союзниками. Так, в марте партия записала на свой счет успех, связанны с сохранением моратория на экспорт вооружения в КСА, хотя не помешала решению главной проблемы – поддержанию связей с европейскими партнерами, которым необходимы немецкие комплектующие. Аналогичная ситуация уже имела место при оценке последствий аренды израильских дронов Heron TP, когда СДПГ после коалиционных переговоров предложила странную формулу, согласно которой партия согласна на БПЛА, которые могут быть вооружены, но не те, что уже вооружены.

В целом, запрет на экспорт вооружений в КСА уже привел к серьезным негативными последствиям для ФРГ, которые лежат далеко за пределами двустороннего германо-саудовского трека. С одной стороны, Берлину придется, судя по всему, субсидировать предприятия, для которых контракты с КСА были главным, а то и единственным источником доходов, как это, к примеру, было со строительством патрульных катеров в Вольгасте, где верфь – фактически градообразующее предприятие, что выливается в рост недовольства населения и конфликт с властями федеральных земель. С другой стороны, значительно пострадала репутация Германии как производителя комплектующих  в рамках европейских проектов. Так, Франция уже считает политику ФРГ непредсказуемой и настаивает на больших гарантиях исполнения обязательств в случае старта новых инициатив. В связи с этим можно ожидать дальнейшего смягчения условий по экспорту вооружений в КСА, однако это обострит отношения с оппозицией. Последнюю заботит, разумеется, не столько происходящее в Йемене или права человека в КСА, а внутриполитические вопросы, включая распределение полномочий в том, что касается лицензий на поставки вооружения в третьи страны. В результате, какой бы ни была политика федерального правительства, повод для его критики будет всегда, и заключаться он может в неисполнении обязательств перед собственным населением, как это уже звучало применительно к Вольгасту, или в поддержке войны за рубежом путем отправки оружия. При таком раскладе у СДПГ, демонстрирующей сдержанное недовольство, есть неплохие шансы остаться в коалиции, а не уступить свое место, к примеру, «зеленым».