- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о решении Египта о неучастии в создании Ближневосточного стратегического альянса ( MESA)

Как известно, 9 апреля президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси во второй раз посетил США и встретился там со своим американским коллегой Дональдом Трампом. Буквально на следующий день агентство Reuters сообщило о том, что правительство Египта решило не участвовать в Ближневосточном стратегическом альянсе (Middle East Strategic Alliance, MESA), военно-политическом блоке под эгидой США, главным членом которого должна стать Саудовская Аравия. Осведомленный источник сообщил Reuters, что А.Ф.ас-Сиси сообщил о своем решении Соединенным Штатам и другим заинтересованным сторонам в преддверии встречи по MESA в Эр-Рияде 7 апреля с. г. (египетская делегация не приняла участия во встрече делегаций предполагаемого блока).  Помимо США в альянс Должны войти Египет, Иордания и шесть государств Персидского залива: Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Катар, Бахрейн и Кувейт[i] [1]. Последние говорят о том, что Ближневосточный стратегический альянс направлен на поддержание региональной стабильности, безопасности и процветания посредством расширения многостороннего сотрудничества на политическом, энергетическом и экономическом уровнях. Разумеется, хорошо известно и то, что одной из главных целей MESA также является противодействие иранскому влиянию в регионе. Заметим, что де-факто сотрудничество между США и рядом государств Персидского залива для сдерживания Ирана уже существует. Но назвать это полноценной коалицией можно с трудом, так как отсутствует какая-либо общая стратегия действий[ii] [2].

Согласно египетским источникам, Каир принял данное решение в связи некоторыми  проблемами, стоящими перед MESA. Первая проблема заключается в том, что альянс по существу связан с Д.Трампом, и нет никакой гарантии, что он не рухнет или не будет распущен, если тот не будет переизбран в 2020 году[iii] [3]. Поэтому будущее MESA абсолютно не гарантировано. Вторая проблема заключается в отсутствии консенсуса относительно целей Ближневосточного стратегического альянса и характера тех вызовов и угроз, с которыми сталкиваются его потенциальные члены. Среди таких вопросов борьба с терроризмом и экстремизмом, противодействие агрессивной политике Ирана на Ближнем Востоке и снижение роста влияния России и Китая в регионе. Третья проблема связана с многочисленными вопросами, окружающими институциональный аспект данного альянса и роль самих США в нем.

 

Али аль-Ахмед, саудовский ученый и эксперт по саудовским политическим вопросам из вашингтонского отделения Института по делам Залива (Тhe Institute for Gulf Affairs), сказал, что «решение о неучастии  Египта в MESA является огромным ударом по арабской идее НАТО».  Саудовский эксперт также считает, что «другие страны также могут решить не принимать участие  в создании арабского НАТО, и тогда идея его постепенно сойдет на нет в недалеком будущем». Али аль-Ахмед добавил, что «этот шаг также можно рассматривать как удар по саудовскому правительству, которое хотело возглавить MESA… Тот, кто остается здесь в проигрыше — это Саудовская Аравия и ее политический вес (в регионе —  авт.)»[iv] [4].

Мохаммад Аббас, эксперт по иранским вопросам в Центре политических и стратегических исследований Аль-Ахрам (Тhe Al-Ahram Center for Political and Strategic Studies), сказал в интервью аналитическому сайту «Аль-Монитор», что «существует расхождение в стратегическом видении между Египтом и США в отношении ядра конфликта на Ближнем Востоке. По мнению Каира, несмотря на то, что терроризм и экстремизм представляют прямую угрозу его национальной безопасности, иранская политика в регионе этого не делает. Вашингтон воспринимает дестабилизирующую роль Тегерана в регионе как стратегический вызов, а Египет, напротив, не хочет эскалации конфликта с Тегераном, присоединившись к данному альянсу». М.Аббас добавил, что «решение Египта не участвовать в создании арабского НАТО будет препятствовать его эффективности, потому что Каир служит опорой в любом альянсе, к которому он присоединится, и его выход создаст вакуум, который трудно заполнить другим региональным державам»[v] [5].

Мохаммад Кашкуш, военный аналитик и стратег и приглашенный профессор национальной безопасности в Высшей Военной академии Насера (Тhe Nasser Higher Military Academy), также указал «Аль-Монитору», что Египет до сих пор не сделал официальное заявление относительно своего неучастия в создании арабского НАТО. Однако  М.Кашкуш уверен что «данное решение Египта не поддерживать эскалацию конфликта между США и Ираном поможет  поддержанию безопасности и стабильности в Персидском заливе».

Что касается реакции Тегерана на информацию о возможном решении Каира о неучастии в MESA, то, как сообщает иранское государственное информационное агентство IRNA,  «Министерство иностранных дел Ирана приветствует решение Египта отказаться от возглавляемой США инициативы «арабского НАТО»»[vi] [6].

В целом можно сказать, что Египет очень адекватно и без иллюзий подошел к оценке того, насколько его участие в создании MESA сыграет ему на руку.  Президент А.Ф.ас-Сиси не следует слепо  указке Вашингтона, но выбирает то, что реально принесет пользу Египту и не стремится ухудшать отношения с Ираном или Израилем.

[i] [7]                       https://news.myseldon.com/en/news/index/207689159 [8]

[ii] [9]                      http://parstoday.com/en/radio/world-i103563-why_washington’s_arab_nato_doomed_to_failure_from_the_start [10]

[iii] [11]                     https://www.newsweek.com/trump-iran-arab-coalition-egypt-1393808 [12]

[iv] [13]                     https://www.newsweek.com/trump-iran-arab-coalition-egypt-1393808 [12]

[v] [14]                      https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/04/egypt-nato-arab-us-trump-sisi-withdrawal-official-reuters.html [15]

[vi] [16]                     https://www.aljazeera.com/news/2019/04/iran-welcomes-egypt-reported-withdrawal-arab-nato-plan-190411181116040.html [17]