- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации на Голанских высотах (из интервью командира израильской дивизии «Ха-Башан» Амита Фишера)

Сирийская армия президента Башара Асада восстановила контроль над всей южной частью страны, включая сирийские Голанские высоты, однако ряд враждебных Израилю подразделений все еще продолжает действовать в этом районе. В то время как гражданские лица вернулись к заботам повседневной жизни, поступают сообщения о том, что Иран и проиранская ливанская шиитская организация «Хизбалла» вовлечены в открытую и секретную деятельность на Голанах в рамках усилий по созданию дополнительного фронта против Израиля.

Командир территориальной дивизии на Голанских высотах («Ха-Башан»), 44-летний бригадный генерал Амит Фишер говорит, что после того, как президент США Дональд Трамп признал суверенитет Израиля над Голанскими высотами, местное население стало намного оптимистичнее смотреть в будущее, чем когда-либо.

«Ха-Башан» была создана в качестве регионального подразделения в начале сирийской войны. До этого за охрану границы отвечала 36-я дивизия Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа). Фундаментальные изменения в регионе, особенно после того, как тысячи сирийцев из Мадждал-Шамса вошли в Израиль в мае 2011 года, заставили израильское руководство принять ряд решений. Во-первых, был возведен новый пограничный забор, подобный тому, который был построен на египетской границе, взамен старому ограждению, которое отделяло Израиль от Сирии с 1974 года. Во-вторых, в этом районе были развернуты различные технологические и разведывательные средства. В-третьих, резервисты были заменены на регулярные армейские силы, включая элитные подразделения и разведывательный персонал. В-четвертых, началась деятельность на всей территории, подконтрольной Израилю, включая выходы за пределы этой территории в промежутке между границей и пограничным забором. В-пятых, было создано региональное подразделение на основе ранее сформированного подразделения резервистов.

А.Фишер принял командование дивизией в начале 2018 года. Чувство безопасности на Голанах, по его словам, глубоко укоренилось в сознании людей и военных. Особенно это чувство сильно по сравнению с израильскими общинами вдоль границы с сектором Газа, а также с жителями Галилеи, которые могут наблюдать бойцов «Хизбаллы» и живут в постоянном страхе, что боевики в любой момент могут прорыть тоннель под границей или обстрелять их дома[i] [1].

В интервью проправительственной газете Israel Hayom А.Фишер отмечает, что спокойствие на Голанских высотах вскоре также может быть нарушено. Генеральный секретарь «Хизбаллы» шейх Хасан Насралла заявил, что путь к освобождению района «ферм Шебаа» (спорной территории между Израилем, Сирией и Ливаном, до 1967 года принадлежавшей Сирии) и оккупированных Голанских высот лежит через сопротивление. Об этом же заявляет сирийский министр обороны. Добавим так же, что министр иностранных дел Сирии Валид аль-Муаллем говорил, что его страна будет стремиться освободить оккупированные Голанские высоты всеми имеющимися в ее распоряжении средствами, и что «все варианты на столе»[ii] [2].

По мнению израильского генерала, происходит оправдание террористических действий против Израиля на Голанских высотах. В этих условиях задача ЦАХАЛа заключается в «удержании сирийских Голан от превращения в Южный Ливан 2.0». Проиранские силы сначала собирают разведданные. У них есть десятки форпостов, которые наблюдают за Израилем. Затем они попытаются нарастить в этом районе оперативные возможности. «Только недавно мы раскрыли секретную «Голанскую колонну» [подразделение «Хизбаллы»], которое занималось именно этим», – говорит А.Фишер.

Бригадный генерал объясняет, что деятельность «Хизбаллы» на Голанах имеет два аспекта. Одним из них является южное командование организации под командованием Хаджа Хашема, который консультирует сирийскую армию, а также собирает информацию об Израиле. Х.Насралла назначил его главным на линии от Дамаска до Голанских высот за организацию сирийского фронта «Хизбаллы» против Израиля[iii] [3]. Второй – подразделение «Голанская колонна» (Golan file), преследующее цель создать оперативную инфраструктуру, которая позволила бы им нападать на израильских гражданских лиц или солдат. Однако это не простая задача. «Хизбалла» избегает поспешных шагов. «У них есть время, и они хотят спокойно нарастить свои возможности, задействовать ячейки, созданные среди местных жителей, и внедренные в ряды сирийской армии».

Что касается того, понимает ли режим в Дамаске ситуацию, А.Фишер полагает, что ответ на этот вопрос следует искать в 2000 году, когда произошли два события, с последствиями которых ЦАХАЛу приходится иметь дело сегодня.  Речь идет об уходе израильской армии из Южного Ливана и смерти бывшего президента Сирии Хафеза Асада, отца Башара Асада. Для «Хизбаллы» вывод израильских войск стал доказательством того, что их сопротивление было эффективным. После смерти Асада-старшего руководство организации сблизилось с его сыном, Б.Асадом. Поэтому в сложившейся проблемной ситуации с Голанскими высотами нынешний президент Сирии уверен, что «Хизбалла» – единственная сила в регионе, которая знает, как организовать сопротивление Израилю.

При этом А.Фишер не говорит о том, что Б.Асад помогает «Хизбалле» закрепиться в районе Голан, но «между лидерами существуют тесные связи, в том числе и потому, что «Хизбалла» и сирийская армия провели 4-5 лет, сражаясь плечом к плечу». Тот факт, что ливанская шиитская организация потеряла в сирийской войне 2000 своих бойцов и получила 10 000 раненых, сближает ее с режимом в Дамаске. Вполне вероятно, что сирийские генералы ценят вклад «Хизбаллы» в их победу и даже чувствует себя в долгу.

К тому же не стоит забывать, что южное командование Х.Хашема действует в Сирии на законных основаниях. Б.Асад пригласил «Хизбаллу», и бойцы этой организации тесно сотрудничают с подразделениями сирийской армии и даже консультируют их, в том числе на границе с Израилем. Израильтяне наблюдают за передвижениями Х.Хашема в сопровождении сирийских военных.

Что касается деятельности «Голанской колонны», то, скорее всего террористическая деятельность этого подразделения не была официально одобрена сирийским режимом, который просто предпочитает ее игнорировать. Сложно представить, чтобы Дамаск не знал о происходящем, а также о том, что во все это вовлечены иранцы. Как отмечает А.Фишер «Голанская колонна» – это иранское название. У Ирана есть командный центр в Сирии и представители в Ливане, а также тесные связи с «Хизбаллой». То, что они делают, очень грамотно просчитано – они отводят свои силы на расстояние 80 км от границы, как того требовал Израиль, но посылают «Хизбаллу» в качестве своего авангарда.

Другими словами, на данном этапе иранцы отказались от идеи создания отрядов шиитских ополченцев вдоль границы на Голанских высотах, но не в Сирии. На востоке и севере от Дамаска присутствуют шиитские ополченцы, те, которые обстреляли территорию Израиля в мае 2018 года и запустили по горе Хермон в январе 2019 года тяжелую ракету, которую силы ЦАХАЛа перехватили, что иначе могло привести к серьезным последствиям. Обладая ракетами всех дальностей, им не нужно присутствовать на Голанских высотах, чтобы представлять угрозу для Израиля, а просто находиться в нескольких десятках километров от израильской границы.

Если с 1967 по 1973 годы Голаны являлись полем битвы, то начиная с лета 1974 года, это была самая спокойная граница. Именно этого добивается Израиль – спокойной границы и сирийской армии, которая достаточно сильна, чтобы предотвратить любую террористическую деятельность на израильской территории, но одновременно достаточно ограничена в возможности планировать нападение на Израиль.

Спокойствие на границе на Голанских высотах пока сохраняется, т.к. сирийская армия контролирует ситуацию, и местные жители возвращаются в деревни, которые они покинули в последние несколько лет войны, хотя никаких восстановительных работ там не ведется. Голанские высоты, по словам израильского генерала, никогда не представляли особого интереса для правительства в Дамаске, и сегодня это не является их приоритетом. «В результате бедные, обездоленные жители Южной Сирии пытаются устроить свой быт после нескольких лет жизни за счет израильской помощи, в прямой или косвенной форме».

Определенная помощь приходит из Ирана, который инвестирует в гражданские проекты и, в рамках своих усилий по закреплению в регионе, пытается обратить местных суннитских жителей в шиитов.

По словам А.Фишера, в Израиле были удивлены тем фактом, что сирийское правительство выполняет свои обещания не преследовать повстанцев и даже тех, кто обратился за помощью к Израилю. С того момента, как сирийский режим восстановил контроль над Южной Сирией, была предпринята попытка успокоить обстановку на Голанских высотах. Дамаск потребовал, и в итоге отобрал, у повстанцев тяжелое вооружение, но оставил гражданским лицам легкое вооружение.

Дислокация сирийской армии также вернулась к довоенному состоянию. У них нет недостатка в оружии, даже после долгих лет войны, в течение которых армия приобрела возможности, которых у нее ранее не было, в основном в области разведки и нанесения точных ударов.

Возвращение сирийской армии отогнало повстанческие группировки от израильской границы. Некоторые из них были дружественны Израилю, который их вооружал, а другие, такие как  «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) были ему враждебны. На данный момент никого из них не осталось в этом районе. А.Фишер считает, что все еще могут быть ячейки, которые ушли в подполье, но это уже не те силы, которые присутствовали здесь еще год назад.

В этом районе находятся Силы ООН по наблюдению за разъединением  (СООННР) и российская военная полиция. «Русские ведут активную деятельность вдали от границы с Израилем и координируют свои действия с израильскими военными через посредников, связанных с соответствующими начальниками штабов». По словам А.Фишера, российские военные находятся в этом районе для того, чтобы помочь сирийцам восстановить управление.

СООННР были вынуждены уйти из Сирии после того, как их преследовали, атаковали, а некоторые даже попали в плен во время боевых действий. Сейчас они постепенно возвращаются, и Израиль считает их присутствие очень важным для того, чтобы поддерживать спокойствие и следить за тем, чтобы Сирия не нарушала условия прекращения огня и не позволяла размещение в этом районе современных видов вооружения. Израиль специально открыл для них пункт пропуска «Кунейтра», и каждое утро они переправляются в Сирию для патрулирования, после чего  возвращаются. Израильтяне помогают им как можно быстрее восстановить аванпосты на сирийской стороне границы. При этом действия против «Хизбаллы» не входят в их мандат. А.Фишер говорит о необходимости Израилю действовать в сотрудничестве с сирийской армией.

Методы «Хизбаллы» в Сирии  аналогичны тем, которые организация использовала в Ливане – замаскировать своих бойцов под гражданских лиц или заставить гражданское население работать на нее. По словам генерала, израильские солдаты понятия не имеют, кем является тот, кто приближается к пограничному ограждению – пастухом, террористом или местным жителем, который отчитывается перед террористами. Их главная цель – никого не подпускать в район, расположенный в непосредственной близости от границы.

Стратегическая задача для Израиля – через русских или американцев или напрямую по договоренности с Сирией – предотвратить деятельность иранских сил и «Хизбаллы» в Сирии. У израильских военных нет проблем с сирийской армией. Плохим сценарием развития ситуации на Голанах станет  продолжение «Хизбаллой» действий, направленных на увеличение аванпостов и зенитных подразделений, а затем создание баз для ракет и сухопутных войск, коммандос, как они это делали в Ливане.

В Сирии на данный момент огромное количество оружия. «Хизбалла» пытается прямо сейчас найти людей, которые участвовали в войне, платить им, чтобы они начали работать на них. Организация при необходимости готова снабдить их оружием и обучить. Создаются ячейки «Хизбаллы», которые начнут стрелять по Израилю, если им будет отдан такой приказ. При этом А.Фишер не знает, способны ли они на это сейчас, «но они работают над созданием оперативных возможностей», и «Голанская колонна» является тому подтверждением.

А.Фишер считает, что в настоящее время на Голанских высотах присутствуют боевики «Хизбаллы» – «десятки ливанцев и сотни сирийцев». Ливанцы – это в основном профессионалы, старшие должностные лица и советники, в то время как сирийцы получают зарплату за сбор информации, патрулирование и укомплектование наблюдательных постов, а также за создание инфраструктуры.

Задача командира дивизии «Ха-Башан» заключается в том, чтобы не допустить превращения сирийских Голанских высот в «Хизбалластан» или «ХАМАСтан». Он должен действовать, атаковать и по мере возможности поддерживать контакты с сирийцами, русскими и американцами. Для того, чтобы Голанские высоты оставались тихой, безопасной границей, разделяющей страны, а не полем битвы, Израилю необходимо извлечь урок из Ливанской войны и не допустить, чтобы «Хизбалла» прикрываясь сирийцами, создала такие возможности, которые однажды позволят им ударить по Израилю. Только с помощью дипломатии этого не добиться. Необходимы наступательные действия, чтобы ливанская организация чувствовала свою уязвимость. Как говорит А.Фишер, Израиль добьется своей цели, когда руководство «Хизбаллы» заявит, что им больше нечего делать на Голанских высотах.

[i] [4] Avoiding South Lebanon 2.0 // Israel Hayom. 25.04.2019 — https://www.israelhayom.com/2019/04/25/avoiding-south-lebanon-2-0/

[ii] [5] Сирия: используем все средства для освобождения Голан // Детали. 04.04.2019 — https://detaly.co.il/siriya-ispolzuem-vse-sredstva-dlya-osvobozhdeniya-golan/

[iii] [6] Назван командир «Хизбаллы» на Голанских высотах // Вести. Израиль. 25.10.2017 — https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5033554,00.html