- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новый американский план ближневосточного урегулирования включает аннексию Израилем территорий Иудеи и Самарии

Администрация президента США Дональда Трампа ведет работу над новым планом мирного урегулирования мирного урегулирования ближневосточного конфликта уже два года. Сейчас, после многократных отсрочек (согласно первым задумкам этот план должен был быть обнародован еще полтора года назад) ожидается что американская администрация обнародует его в конце июня, сразу же после того, как завершится священный для мусульман месяц Рамадан.

До сих пор достоянием гласности стали лишь отдельные детали разрабатываемого администрацией президента Дональда Трампа плана ближневосточного урегулирования. Известно, что он в корне отличается предыдущих планов ближневосточного урегулирования (а точнее – урегулирования арабо-израильского конфликта), которые выдвигались другими американскими администрациями на протяжении последних трех десятилетий и уже успели потерпеть бесспорное фиаско. Известно, что речь идет именно о региональном плане, отводящем важную роль сотрудничающим с США влиятельным арабским суннитским государствам – Саудовской Аравии, Египту, Объединенным Арабским Эмиратам, а также Иордании, непосредственно граничащей с Израилем и контролировавшей до Шестидневной войны 1967 года Иудею и Самарию, включая Восточный Иерусалим (Западный берег, пользуясь арабской терминологией).

Согласно недавнему сообщению авторитетного и обычно очень хорошо информированного британского агентства новостей «Рейтер», новый американский план мирного урегулирования арабо-израильского конфликта содержит две основных составляющих:

  1. Политическая составляющая, которая затрагивает важнейшие спорные политические проблемы, в том числе статус Иерусалима.
  2. Экономическая составляющая, цель которой – помочь палестинским арабам укрепить свою экономику.

Конкретные детали обсуждаемого плана до сих пор неизвестны, однако ясно, что команда нынешнего президента США Дональда Трампа делает основной акцент на экономической составляющей и на общих военно-политических интересах Израиля и упомянутых арабских государств. При этом палестинским арабам, не имеющим своего государства, в этом плане отводится, судя по всему, лишь пассивная роль. Во всяком случае, после того, как председатель Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас (Абу-Мазен) объявил о прекращении переговорного процесса с Израилем и разрыве контактов с администрацией президента Дональда Трампа после того, как последний заявил в декабре 2017 года об официальном признании Иерусалима в качестве столицы Государства Израиль и о переводе в этот город из Тель-Авива посольства в США в Израиле, американская администрация не прекратила работу над разработкой своего плана урегулирования. Более того, не прекратила она свою работу над ни и тогда, когда Абу-Мазен громогласно заявил, что руководство ПНА заранее отвергает этот американский план, поскольку он не базируется на «два государства для двух народов», подразумевающего создание независимого палестинского арабского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Этот принцип был основным составляющим элементом всех предыдущих (и потерпевших фиаско) планов мирного урегулирования ближневосточного конфликта. Этого принципа до сих пор пытаются придерживаться (по крайней мере на декларативном уровне) арабские и большинство западноевропейских государств, а также Россия.

Однако правое израильское правительство уже успело полностью избавиться от навязанной ему риторики, подразумевавшей упоминание, хотя бы с оговорками, принципа «двух государств для двух народов» (ярким примером вынужденного принятия этой риторики является речь, произнесенная премьер-министром Биньямином Нетаньяху в Университете Бар-Илан в июне 2009 году, через полгода после того, как к власти в США пришла крайне враждебная к Израилю демократическая администрация президента Барака Обамы). Более того, об этом принципе старается не упоминать и оказавшийся в оппозиции левоцентристский блок «Бело-голубые», возглавляемый депутатами Кнессета Бени (Биньямином) Ганцем и Яиром Лапидом. Разговоры о «двух государствах для двух народов» стали в нынешней израильской политике маргинальным явлением. Об этом принципе упоминают только представители арабских партий (арабские партии имеют в Кнессете нынешнего созыва суммарно только 10 мандатов, на 3  мандата меньше, чем в Кнессете предыдущего созыва), а также левых еврейских партий Авода во главе с депутатом Кнессета Ави Габаем и МЕРЕЦ во главе с депутатом Кнессета Тамар Зандберг, которые потерпели на состоявшихся 9 апреля досрочных выборах в Кнессет сокрушительное поражение, набрав суммарно всего 10 мандатов (следует напомнить, что всего в Кнессете – 120 депутатов).

Основной обсуждаемой сейчас в израильской политике темой является возможность распространения суверенитета Государства Израиль на еврейские поселения Иудеи и Самарии. Во время недавней избирательной кампании мелкие правые партии пугали своих сторонников тем, что после выборов американская администрация обнародует, наконец, свою программу урегулирования, в рамках которой потребует от Израиля территориальных уступок. Лидер крупнейшей правой партии Ликуд Биньямин Нетаньяху, со своей стороны, призывал израильтян не отвергать заранее предложения американцев.

Судя по всему, прав был именно он. Во всяком случае, как стало известно, новая американская программа мирного урегулирования арабо-израильского конфликта не только не подразумевает создания независимого арабского палестинского государства, но и не отрицает возможности включения части территорий Иудеи и Самарии в состав суверенной территории Государства Израиль. Так, в четверг советник и зять президента США Дональда Трампа Джаред Кушнер заявил  в беседе с сотрудниками Вашингтонского института ближневосточной политики, что новый план мирного урегулирования арабо-израильского конфликта в целом, над которым он работает, станет «хорошей исходной точкой для решения политических проблем, и тогда мы посмотрим, что можно сделать для того, чтобы помочь этим людям (палестинским арабам – В.Ч.) начать жить лучше». В частности, в продолжение своего выступления, Джаред Кушнер сказал, «после того, как в Израиле будет сформировано новое правительство (коалиционные переговоры в Израиле сейчас в самом разгаре – В.Ч.), мы будет обсуждать возможность аннексии территорий Западного Берега (…) Мне дано задание попытаться найти решение конфликтной ситуации между двумя сторонами, и я думают, что то, что мы представим, это рамки, которые являются реальными и осуществимыми. Это нечто, что, по моему мнению, приведет обе стороны к намного лучшей реальности». При этом Джаред Кушнер, который работает над упомянутой программой вместе со специальным посланником президента США на Ближнем Востоке Джейсоном Гринблаттом (представляется уместным упомянуть о том, что оба этих высокопоставленных чиновника американской администрации – евреи), особо подчеркнул, что предлагаемая американской администрацией программа не представляет собой попытку навязать волю США ближневосточному региону.

Подводя итог, следует отметить, что данное заявление высокопоставленного представителя американской администрации безусловно не понравится руководству ПНА. Однако оно вполне соответствуют настроениям простых жителей ПНА, все большее число которых начинает в последнее время открыто призывать к ликвидации насквозь коррумпированной ПНА и восстановлению израильского правления, которое обеспечит арабскому населению Западного Берега достойные условия существования.