- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военной ситуации в Сирии (27 апреля – 4 мая 2019 г.)

По данным совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 163 нарушения режима прекращения огня. Это примерно соответствует показателю предыдущей недели (178).

Продолжила очень активно фиксировать нарушения турецкая часть комиссии, особенно – в части, касающейся той части провинции Хама, которая примыкает к зоне деэскалации Идлиб, а также в провинции Алеппо.

В последующих данных учитывались максимальные показатели из представленной двумя частями комиссии информации. В частности, в провинции Латакия было зафиксировано по меньшей мере 15 нарушение (в течение предыдущей недели – 21), в провинции Алеппо – 55 нарушений (77), в провинции Хама – 50 (24), в провинции Идлиб – 21 (34). Таким образом, резко выросло число нарушений в провинции Хама, что в целом соответствует складывающейся там обстановке.

Летательные аппараты ВКС России в течение недели наносили удары по целям джихадистов из группировки «Тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ) в провинциях Хама, Идлиб, Алеппо.

2 мая боевики предприняли попытку обстрелять российскую авиабаазу «Хмеймим» (провинция Латакия). Огонь велся из районов населенных пунктов Калаат-эль-Мудик и Баб-Атика. Ответным огнем огневые позиции боевиков были подавлены. На авиабазе никто не пострадал.

В течение недели самолеты сирийских ВВС наносили удары по целям боевиков в провинции Хомс, Алеппо, Хама, Идлиб.

В течение недели продолжались активные боевые действия в ряде провинций страны.

4 мая Генштаб ВС Турции обвинил армию Сирии в нанесении артиллерийского удара по территории близ турецкого наблюдательного пункта №10 в провинции Идлиб. Ранения получили 4 турецких солдата. Турция располагает в Идлибе 12 наблюдательными пунктами, с которых ведется мониторинг зоны деэскалации.

4 мая Минобороны РФ предупредило о концентрации боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» на юге Идлибской зоны деэскалации. Не исключено, что в дальнейшем они могут предпринять попытку наступления на г.Хама.

В провинции Хама 29 апреля боевики «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) атаковали блок-пост сирийских войск в районе Аль-Атар. При отражении атаки погибли 10 сирийских солдат.

На севере провинции Хама 30 апреля отражена массированная атака боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» на позиции правительственных сил. Еще одну попытку атаки предприняла связанная с ИГ группировка  «Ансар ат-Таухид» в районе Кала аль-Мазик. Там при отражении атаки уничтожены до 20 боевиков.

2 мая Минобороны РФ опровергло распространенную рядом СМИ информацию о том, что на северо-западе провинции Хама в результате обстрела со стороны протурецких боевиков якобы погибли 4 российских военных.

В провинции Алеппо 28 апреля боевики группировки «Тахрир аш-Шам» атаковали позиции сирийских войск в одном из западных кварталов провинциального центра. Эта атака была отбита. Уничтожены несколько боевиков.

В тот же день на юго-западе провинции Алеппо ракетному и минометному обстрелу подвергся город Аль-Аис. Погибли несколько мирных жителей.

В провинции Алеппо 4 мая сирийские войска восстановили контроль над деревнями Мираназ, Эль-Маликия и Шавагра. Их ранее захватили боевики протурецкого «Фронта национального освобождения», которые попытались прорваться к занимающему ключевое положению городу Тель-Рифаат. Вместе с сирийскими военными при освобождении деревень действовали курдские отряды «Сил народной  самообороны».

29 апреля стало известно, что боевики ИГ казнили 8 сирийских солдат, попавших к ним в плен несколькими днями ранее на востоке провинции Хомс в районе города Ас-Сухна.

На востоке провинции Хомс в районах Ас-Сухна и насосной станции Т-2 30 апреля шли ожесточенные бои между сирийскими военными и формированиями ИГ.

После того,  как 3 мая лагерь «Эр-Рукбан» на юге провинции Хомс покинула большая группа сирийских беженцев, общее число оставивших лагерь людей составило 11 тысяч человек.

На востоке провинции Дейр эз-Зор 3 мая сирийские и иракские военные начали широкомасштабную операцию по зачистке местности вдоль совместной границы от боевиков ИГ.

В провинции Ракка 29 апреля боевики ИГ подорвали несколько заминированных автомашин в провинциальном центре. В результате терактов погибли по меньшей мере 16 курдских бойцов.

28 апреля на западе провинции Ракка бойцы «Сил демократической Сирии» (СДС) оставили ряд позиций в районе Хура аль-Джариат. На этих позициях их сменили сирийские военные.

28 апреля Израиль ответил на передачу ему останков одного из его солдат, считавшегося пропавшим без вести с 1982 года. Через посредничество МККК он передал на пограничном переходе «Кунейтра» двух сирийцев. Зидан Тавиль отбывал срок тюремного заключения за наркоторговлю и должен был выйти на свободу в июле. Хамис Ахмед был активистом ФАТХа.

29 апреля спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев заявил, что Россия на данном этапе выступает против проведения крупных наступательных операций для освобождения сирийской провинции Идлиб.

29 апреля группировка ИГ впервые за последние 5 лет распространила видеозапись своего главаря Абу Бакра аль-Багдади. По видеозаписи нет возможности определить, где он находился в момент съемки. В последний раз Абу Бакр аль-Багдади появлялся на публике в июле 2014 года, когда во время пятничной молитвы в иракском Мосуле провозгласил создание «Халифата».

Очевидно, что появление видео с Абу Бакра аль-Багдади призвано поднять дух сторонников ИГ по всему миру после поражений, понесенных террористами в Сирии и Ираке. Как следствие – повсеместно могут активизироваться «спящие» ячейки джихадистов.