- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К первой годовщине выхода США из соглашения по иранской ядерной программе

8 мая исполнился ровно год, как президент США Дональд Трамп объявил о выходе США из ядерного соглашения с Ираном. Тем самым он заменил политику вовлечения (policy of engagement) бывшего президента США Барака Обамы по отношению к Ирану политикой изоляции и санкций. После этого решения  госсекретарь США Майкл Помпео и высокопоставленные чиновники Белого дома пригрозили Ирану беспрецедентными, не имеющих аналогов в истории санкциями [1]. 16 августа прошлого года госсекретарь США Майкл Помпео заявил, что для координации санкций против Тегерана Госдеп создал «Группу действий Ирана» (Iran Action Group), главой которой был назначен советник госсекретаря США по политическому планированию Брайан Хук. Глава «Группы действий Ирана» заявил, что основная функция этой группы заключается в реализации политики президента США Дональда Трампа в отношении Ирана, и Вашингтон попытается сократить экспорт иранской нефти и свести его к нулю. Хук отметил также, что команда Госдепартамента США посетила более 24 стран, пытаясь убедить их присоединиться к санкциям США против Ирана и оказать максимальное давление на Тегеран. В то же время Дональд Трамп заявил, что компании и страны, торгующие с Ираном, будут иметь дело с США и будут наказаны.

В результате санкций, наложенных на Иран, были заблокированы активы иранского правительства, иранских энергетических компаний Iranian Oil Company и Naftiran Intertrade Company, а также активы всех частных лиц и компаний, связанных с Центральным банком Ирана. Санкции включили более 600 компаний и частных лиц. Кроме того, около 100 мировых компаний, работающих в различных сферах в Иране, объявили о уходе с иранского рынка. Так, о выходе из Ирана объявили такие энергетические гиганты, как французская компания Total (которая сотрудничала с NIOC в разработке 11-й фазы газового месторождения «Южный Парс»), российская компания «Лукойл», французская Engie, американские компании General Electric, Siemens из ФРГ, мировые автомобильные гиганты немецкий Daimler и французский автопроизводитель PSA Group (представляющие Citroën, Peugeot, Opel, Vauxhall, Hindustan Motors и DS Automobiles) и т.д.  Кроме этого, Airbus отказался поставлять в Иран 98 самолетов, что создает большие проблемы для этой страны, поскольку иранский самолетный парк весьма устаревший.

Ситуация также катастрофическая в финансовом и банковском секторе. Иранские банки не могут совершить финансовые транзакции с иностранными банками после того как в осенью прошлого года заместитель министра финансов США Сигал Манделькер заявил, что Центральный банк Ирана и другие юридические лица Ирана, включенные в санкционный список Соединенных Штатов, были исключены из международной платежной системы SWIFT передачи информации и платежей. Манделькер также заявил, что Соединенные Штаты будут продолжать оказывать давление на Иран и принимать дополнительные меры в этом направлении.

Введенные санкции, естественно, нанесли серьезный ущерб экономике Ирана. В настоящее время инфляция в стране составляет 40%, уровень безработицы официально составляет 11,7%, а по некоторым неофициальным данным он достигает 30%, поэтому регулярно происходят забастовки, митинги, которые часто заканчиваются столкновениями с полицией и имеются жертвы. В сложившейся ситуации президент ИРИ Хасан Роухани в прошлом году был вынужден сменить министров экономического блока правительства, чтобы смягчить волну недовольства в стране и успокоить радикалов. Однако иранских парламентариев это не успокоило. Они пригласили Роухани в парламент, и последнему пришлось дать объяснения депутатам по поводу сложной экономической ситуации в стране. Несмотря на объяснения, данные Хасаном Роухани в Меджлисе, некоторые депутаты выразили желание обратиться в судебные органы для расследования дела, а некоторые из них выдвинули предложение объявить импичмент президенту страны.

Следует отметить, что большинство экономических трудностей Ирана связано с сокращением объемов экспорта. Иранская добыча нефти снизилась на 1,5 млн баррель в сутки с мая 2018 г., после выхода США из СВПД. Такой низкий уровень был зафиксирован на предыдущем этапе международных санкций (2012-2016 гг.), введенных против экспорта иранской нефти. Недавно госсекретарь  США Майк Помпео заявил, что введение санкций против Ирана уже позволило снизить ежегодные доходы этой страны от продажи нефти с $ 50 млрд до $ 10 млрд.    А Брайан Хук заявил, что число импортеров иранской нефти, отказавшихся от закупок сырья в этой стране после введения американских санкций, достигло 23.

В связи сложившейся ситуации иранские власти несколько раз заявили, что, если Соединенные Штаты продолжат принимать меры по сокращению продажи иранской нефти, Иран закроет Ормузский пролив, через который идет  20% мировых поставок нефти и это приведет к беспрецедентному росту мировых цен на нефть, которая достигнет 240 долларов за баррель.

Кроме экономических санкций Соединенные Штаты стремятся политически изолировать Иран. Так, в январе текущего года, перед визитом на Ближний Восток государственный секретарь Майкл Помпей заявил, что Соединенные Штаты пытаются сформировать глобальную антииранскую коалицию. «Одним из элементов этой поездки является попытка создать коалицию, в которую войдут страны Персидского залива, Израиль, страны Европы и Азии, а также страны, которые понимают, что крупнейший в мире спонсор терроризма должен прекратить свою деятельность»[1] [2], — заявил он.

Соединенные Штаты также ведут тотальную психологическую войну против Ирана. Вашингтон всегда представляет Иран как государство, которое спонсирует терроризм, пытаясь изолировать и демонизировать эту страну. Дело дошло до того, что в феврале текущего года вице-президент США Майк Пенс посетил музей концлагеря в Освенцим, после чего он сравнил Иран с нацистами, обвиняя его в антисемитизме. «В Тегеране существует режим, который дышит убийственными угрозами с той же мерзкой антисемитской ненавистью, которая воодушевляла нацистов в Европе»[2] [3], -сказал Пенс. А недавно США включили КСИР в список террористических организаций, что вызвало бурную негативную реакцию в Иране.

Следует отметить, что в противостоянии США-Иран стабилизирующим фактором является Европейский союз. После того как США вышли из ядерного соглашения Иран неоднократно заявил, что, если его экономические интересы не будут защищены, он также выйдет из этого соглашения. В ответ на это Брюссель пообещал Тегерану, что он создаст благоприятные условия для того, чтобы экономические потери Ирана были минимальные. В связи с этим ЕС сначала принял Blocking statut, цель которого — защитить европейские компании, работающие в Иране. Позже ЕС объявил, что запустит новый финансово-экономический механизм, SPV (англ.- special purpose vehicle), который позволит Ирану торговать и совершать финансовые операции с ЕС. Однако, в феврале был запущен другой, боле слабый финансово-экономический механизм, Instex (Инструмент поддержки торговых обменов). Это посредническая компания, расположенная в Париже.  Сообщалось, что первоначально Иран и три страны ЕС могут воспользоваться этим механизмом, но позже у третьих стран также будет возможность присоединиться к проекту. Надо отметить, что пока INSTEX не работает. Недавно в Иране была создана зеркальная INSTEX компания под названием STFI (Специальный институт торговли и финансов). Но несмотря на принятые меры, перспективы создания  действенного торгового-финансово механизма между Ираном и ЕС весьма туманны, потому что Соединенные Штаты пытаются всячески препятствовать развитию торгово-экономических связей между Ираном и Европой.

Естественно, что односторонние санкции США против Ирана не остались без ответа. 8 мая, в годовщину выхода США из ядерного соглашения, Тегеран направил пять писем странам-участникам соглашения по иранской ядерной программе о приостановке выполнения части обязательств иранской стороны. Хасан Роухани в обращении к главам Великобритании, Франции, Германии, Китая и России заявил, что у них теперь есть в распоряжении 60 дней, чтобы сесть за стол переговоров и добиться договоренности, которая удовлетворяла бы интересы Ирана в банковской и нефтяной сферах, в противном случае, по истечении этого срока ИРИ предпримет последующие шаги. Меж тем, Роухани подчеркнул, что ядерной сделке еще не пришел конец. По его словам, в течение одного года Иран соблюдал все положения СВПД, однако в мае 2018 Дональд Трамп объявил о выходе Вашингтона выходе из соглашения и восстановлении всех санкций против ИРИ. Спустя год, Тегеран не считает себя обязанным соблюдать все ограничения и меняет свою политику по двум пунктам соглашения. Они касаются хранения запасов обогащенного урана и тяжелой воды. Президент Ирана при этом предупредил: «Мы открыто заявили оставшимся членам «пятерки», что, если они попытаются снова запустить иранское досье в Совете Безопасности ООН, то встретят решительный отпор со стороны Тегерана»[3] [4].

Очевидно, что нет никаких признаков улучшения отношений между Ираном и США в ближайшем будущем. Администрация Трампа делает все, чтобы загнать Тегеран в угол, и заявила, что будет продолжать вводить жесткие санкции против этой страны. В сложившейся ситуации единственная надежда Ирана то, что на следующих президентских выборах в 2020 г. в Соединенных Штатах победят демократы, и напряженность в отношениях между Ираном и США ослабнет.  Недавно законодатели от Демократической партии выступили с заявлением, потребовав возвращения США в ядерное соглашение с Ираном.
За последние несколько недель по крайней мере 5 заявленных кандидатов на пост президента США заявили, что в случае победы на выборах присоединятся к СВПД без предварительных условий. А вот
Дональд Трамп, чтобы получить больше поддержки от произраильского лобби на президентских выборах  может идти на более жесткие шаги в отношении Ирана. По нашему мнению, отношения между Ираном и США, по всей вероятности, до президентских выборов США будут очень напряженными.

[1] [5] Помпео заявил, что США формируют антииранскую коалицию. https://www.rbc.ua/rus/news/pompeo-zayavil-ssha-formiruyut-antiirnskuyu-1546918196.html [6]

[2] [7] Пенс сравнил власти Ирана с режимом нацистов https://bb.lv/statja/v-mire/2019/02/15/pens-sravnil-vlasti-irana-s-rezhimom-nacistov [8]

[3] [9] Роухани объявил о прекращении экспорта обогащенного урана и тяжелой воды http://parstoday.com/ru/news/iran-i100995 [10]